Пдд 10.1 — безопасная скорость движения
Содержание:
- Тормозной путь автомобиля
- Время реакции водителя это промежуток времени между возникновением дорожной ситуации и реакцией органов чувств шофера на нее.
- Как воспринимается водителем скорость своего автомобиля при длительном движении по равнинной дороге на большой скорости?
- Среднее время реакции водителя
- Время реакции водителя
- Реакция автомобилиста
- Факторы, влияющие на время реакции водителя
- Факторы, влияющие на время реакции
- Тормозной путь автомобиля при скорости 60 кмч
- Этапы процесса реакции
- Можно ли садиться за руль просто выпившим?
- Влияние алкоголя на психические процессы
- Стадии алкогольного опьянения
- Как влияет алкоголь на реакцию водителя?
Тормозной путь автомобиля
Тормозным путем называется расстояние, которое проехал автомобиль с момента срабатывания тормозной системы до полной остановки. Протяженность тормозного пути зависит от скорости, состояния проезжей части, шин, погодных условий (например, наледь на дороге увеличивает тормозной путь, соответственно, повышает риск аварии).
ВАЖНО! По мере движения, водитель привыкает к той скорости, с которой движется, и недооценивает ее, считая меньшей, чем она есть на самом деле. Например, на скорости 100 км/ч машина преодолеет расстояние в 28–36 метров за 1 секунду
На тормозной путь влияет начальная скорость, размер и вес транспортного средства.
Пример: На мокрой поверхности со скоростью 50 км/ч время отклика составляет 14 м пройденного расстояния и 11 м тормозного пути. Таким образом, общее торможение автомобиля составляет 25 м. Однако при скорости 70 км/ч время реакции составляет около 20 м, а торможение — 22 м.
ВАЖНО! Скорость движения должна быть оправданной и допустимой. Высокая скорость повышает риск ДТП
С увеличением скорости движения у водителя возникает «тоннельный эффект» или сужение поля зрения, т.к. водитель вынужден переводить свой взгляд дальше на большее расстояние, чтобы контролировать дорожную ситуацию впереди. При этом ухудшается восприятие информации по краям дороги и вокруг нее.
Не нашли ответ на свой вопрос? Позвоните юристу! Москва: +7 (499) 110-89-42Санкт-Петербург: +7 (812) 385-56-34Россия: +7 (499) 755-96-84 |
Чтобы улучшить свою реакцию, следует наладить режим сна, заняться спортом (особенно хороши командные игры, боевые искусства или теннис), а также развивать свое внимательность. Стоит избегать езды за рулем в утомленном состоянии, поскольку организм в это время работает в «энергосберегающем режиме»
Для безопасного вождения важно адекватно воспринимать ситуацию на дороге
Время реакции водителя это промежуток времени между возникновением дорожной ситуации и реакцией органов чувств шофера на нее.
Объяснение простое, не так ли? Но между тем, оно практически не раскрывает особенности водительской реакции, периода, потраченного на нее в самых разных условиях. Все это следует знать, дабы минимизировать вероятность ДТП. Знание — сила.
Полная схема получаемого автомобилистом сигнала выглядит примерно так. Изменение ситуации на дороге воспринимается, как правило, зрением автомобилиста. Сигнал опасности поступает в его нервную систему, где формируется решение чем действовать: рулем, тормозом и пр. Но организм каждого человека очень сложная система, и сиюминутное получение сигнала о грядущей опасности почти невозможно.
Мозгу, на то, чтобы обработать информации, необходимо 0,8 сек. Но реальность сильно отличается от теории. В идеальном положении для торможения автомобилисту нужно только перекинуть ноги с педали акселератора на тормоз, это займет примерно полсекунды. Если нужно будет объехать препятствия, то управление несколько усложнится и, конечно же, времени потребуется больше.
Пол
Автомобилисты мужского пола на опасность реагируют скорее женщин на целых 0,05 сек. Но машиной дамы управляют лучше мужчин.
Возраст
Улавливание сигнала и фильтрация информации у молодых происходит быстрее. Однако пожилые люди на принятие необходимых решений затрачивают меньше времени, да реакция их намного стабильнее.
Стаж
Знания это очень хорошо, но они не способны заменить жизненный опыт. Автолюбители со стажем ведут себя на дороге спокойно и уверенно. Приобретенный за годы опыт позволяет водителю предугадывать дорожную ситуацию.
Тренированность
Занятие спортом оздоровливающе сказывается на человеческом организме, а потому, физически здоровые автомобилисты быстрее способны среагировать на появившуюся опасную ситуацию.
Условия работы
Езда по городу — частое изменение ситуации на дороге. Именно поэтому автомобилист загодя себя на такое настраивает и быстрее реагирует на внезапно возникшую на трассе опасную ситуацию.
Время суток
В темноте у автомобилиста притупляется почти в пять раз бдительность. Для автомобилиста самое коварное время суток — сумерки и рассвет.
Плохая погода
Все, что мешает обзору – дождь, снег или туман – притупляет реакцию водителя. Слабое сцепление колес автомобиля с дорогой, может самую безобидную ситуацию превратить в аварийную.
Алкоголь
Спиртные напитки тормозят реакцию автомобилиста и совсем не важно, какую дозу он принял «на грудь». Даже незначительное количество алкоголя может сделать из автомобилиста преступника
Сотовый телефон
Мобильник не меньше, нежели алкоголь, вреден для водителя.
Медикаменты
После приема некоторых лекарств управлять ТС противопоказано, особенно если это психотропные препараты. Разнообразные стимуляторы так же очень опасны, ибо после их приема кратковременное возбуждение переходит в резкий спад.
Переутомление
Уставшему водителю не следует садиться за руль. Автомобилистам-дальнобойщикам необходимо учесть, что 14-16-часовое вождение сильно снижает реакцию.
Водительское место
С хорошей эргономикой автомобилист лучше успевает реагировать на дорожную ситуацию. Кресло по росту, хорошо вентилируемая кабина и отсутствие помех — обязательное условие безаварийной езды.
Музыка
Прослушивание аудиозаписей снижают усталость. Но это более всего относится к междугородным трассам, поскольку при езде по городу, музыка сильно отвлекает.
Ароматы
Запахи на водителя воздействую не хуже музыки. Ароматы бывают всякими: одни действуют расслабляюще, а другие бодрят
Удачно подобранный запах повысит внимание
Шоферская «доля» одна из самых рискованных. Она от водителя требует понимания всех нюансов того, как человеческий организм реагирует на все происходящее на дороге и что влияет на его реакцию.
Проголосуйте, понравилась ли вам статья?
Как воспринимается водителем скорость своего автомобиля при длительном движении по равнинной дороге на большой скорости?
1. | Восприятие скорости не меняется. | |
2. | Кажется меньше, чем в действительности. | |
3. | Кажется больше, чем в действительности. |
Водитель воспринимает скорость своего автомобиля, главным образом, по скорости перемещения объектов, попадающих в поле его зрения. Если такие объекты, как деревья, дорожные знаки, другие автомобили длительное время удалены от Вас, то угловая скорость их перемещения уменьшается. И этот визуальный эффект воспринимается водителем, как уменьшение скорости движения самого автомобиля. Поэтому в таких условиях водителю целесообразно сверять свою скорость по спидометру.
Среднее время реакции водителя
Реакция — это действие организма в ответ на раздражитель. Реакции могут быть простыми, когда действует один раздражитель, и сложными — несколько раздражителей.
Например, для простого торможения нужно 0,5 с. За это время шофер успевает перенести стопу с педали газа на педаль тормоза. Но автомобиль продолжает двигаться. Если его скорость 50 км/ч, то он успевает проехать 6,9 м, за 1 с. — 13,9 м, за 1,5 с. — 20,8 м. А для объезда впереди идущего транспорта надо к торможению добавить действия с управлением руля, от этого время реакции возрастает.
Важно! Автомобилисту необходимо быстрое реагирование на дорожную ситуацию. От этого зависит безопасность вождения.. Время реакции водителя составляет от 0,3 до 1,5 сек
Эти цифры появились благодаря многочисленным исследованиям. Средним временем реакции считают 1 секунду. Существует такое понятие, как нормативное время восприятия сложной ситуации, равное 0,8 с. Его используют при судебно — медицинской экспертизе ДТП
Время реакции водителя составляет от 0,3 до 1,5 сек. Эти цифры появились благодаря многочисленным исследованиям. Средним временем реакции считают 1 секунду. Существует такое понятие, как нормативное время восприятия сложной ситуации, равное 0,8 с. Его используют при судебно — медицинской экспертизе ДТП.
Время реакции водителя
В ходе многочисленных исследований было установлено, что среднее время реакции водителей колеблется в интервале 0,3 – 1,5 с. Разброс временных значений, равный 1,2 с, выраженный в разности дистанций тормозного пути составляет 20 м (при скорости 60 км/ч и нормальном сухом дорожном покрытии). Именно эти 20 м (а в некоторых случаях достаточно и более короткого расстояния) могут стать причиной совершения ДТП. Однако следует учесть, что значение реакции не является постоянной величиной для человека. На ее конечное значение влияет множество факторов, некоторые из которых человек способен скорректировать в сторону улучшения, а другие являются индивидуальными характеристиками организма.
Термин «время реакции» определяется как промежуток времени, прошедший с начала возникновения раздражителя (аварийной ситуации) до момента совершения действия направленного на его устранение. Условно этот промежуток времени можно разделить на два интервала – сенсорный и моторный. Сенсорный интервал имеет значение времени, затрачиваемого на восприятие сложившейся опасной дорожной ситуации, выделение создающего опасность объекта и принятие решения для предотвращения ДТП. Моторный интервал имеет значение времени, затрачиваемого на выполнение действий по управлению автомобилем для предотвращения ДТП. В исследованиях было определено, что длительность моторного интервала практически стабильна у каждого человека.
Среди основных факторов, влияющих на продолжительность реакции, можно выделить трудность в принятии решения (зависит от степени нетипичности аварийной обстановки), пол, возраст, стаж вождения (опыт), состояние организма (здоров, болен, эмоционально напряжен, утомлен и др.), концентрацию внимания на опасных факторах и индивидуальные психологические особенности личности водителя, а также климатические факторы и время суток.
Пол и возраст водителя оказывают влияние на зрительно-моторную реакцию. До 25 лет она составляет в среднем 0,17 с для простой и 1,54 с для сложной реакции, а к 60 годам достигает 0,26 с для простой и 2,04 с для сложной реакции. Такое различие вызвано тем, что для сложной реакции характерен выбор правильного решения из множества вариантов. Именно на этот показатель сильно влияет опыт вождения.
Время простой реакции у женщин и мужчин не сильно отличаются, для сложной же реакции женщинам требуется в среднем 2,82 с, в то время как у мужчин этот показатель составляет 1,82 с. Также выявлена зависимость между временем реакции и типом высшей нервной деятельности водителя. Так у холериков этот показатель на 25 – 30 % ниже, чем у флегматиков, однако количество ошибочных действий у них было больше.
Такой фактор, как эмоции, изменяет время реакции водителя в зависимости от личностных характеристик. Так в лабораторных условиях среднее время реакции испытуемых составляло 0,5 с, а в реальных условиях время реакции на неожиданное появление пешехода на проселочной дороге составило 1 с («секунда страха»). Это объясняется психологической неготовностью водителя, выражающейся через ощущение растерянности и шока. Наибольшее влияние эмоции оказывают на продолжительность сложной реакции.
Суточная зависимость времени реакции является результатом преобладания тормозящих процессов в коре головного мозга в ночной период. Поэтому ночью время реакции увеличивается на 20 – 25 % по сравнению с оптимальным, наблюдаемым с 7 часов до 13 часов.
Реакция автомобилиста
Скорость реагирования на опасность, оценка возникновения нестандартной ситуации определяется временным периодом от обнаружения опасности до момента совершения действий, которые призваны предупредить аварию. Все зависит от реакции водителя, который может применить резкое торможение, совершить маневр посредством руля.
Быстрота реагирования на изменение дорожной обстановки и возникновение опасной ситуации оценивается временным интервалом между моментом обнаружения водителем опасности и моментом начала принятия мер для предотвращения аварии. Такими мерами могут быть: резкое торможение, поворот руля.
Первостепенную роль играет способность человека оперативно реагировать на любые изменения.
Cитуации могут носить простой и сложный характер:
Пример простой ситуации – впереди едущая машина совершает резкое торможение. Водитель сзади сбрасывает скорость и тормозит.
Пример сложной ситуации – автомобили находятся на нерегулируемом перекрестке, соединяющем равноправные дороги. На перекрестке присутствует пешеходный переход
Здесь водитель сосредотачивает внимание на человеке, который двигается по дорожной пешеходной разметке, а также на другие транспортные средства. При появлении опасности водитель совершает сложные действия, например, поворачивает руль, одновременно нажимает на тормоз
В 90% случаев у автомобилиста есть доля секунды, чтобы оценить обстановку и совершить нужное действие.
Скорость реагирования водителя за рулем во многом зависит от следующих факторов:
- Возраст. Не секрет, что с течением времени скорость реакции затормаживается;
- Пол. Согласно статистике, мужчины более остро реагируют на изменение обстановки. Это было доказано экспериментальным путем. В одинаковой ситуации женщина среагирует на нее на 0,5 секунды позже;
- Водительский стаж. Опыт приходит с годами, поэтому зрелые водители более внимательны на дороге;
- Состояние здоровья. Наличие некоторых заболеваний, употребление медицинских препаратов может влиять на реакцию;
- Качество и тип дорожного полотна. Езда в городских условиях и загородных дорогах имеет ряд отличий. На городской дороге автомобилист готов к определенным изменениям обстановки, а потому моментально принимает правильное решение;
- Время суток. Ночью видимость ухудшается, а значит риски дорожного происшествия увеличиваются;
- Знание правил ПДД;
- Погодные условия. В дождь, при обледенении дороги не стоит превышать скорость, так как срабатывают биологические часы, и реакция за рулем притупляется. Также не стоит обходить стороной желание отдохнуть;
- Употребление психотропных веществ и алкогольсодержащих напитков существенно повышают риски ДТП.
Факторы, влияющие на время реакции водителя
Человек — это биологический организм, реакции которого постоянно меняются и зависят от различных факторов.
Что же влияет на реагирование шофера и его восприятие опасной ситуации:
- Пол — мужчины, управляющие транспортным средством, быстрее реагируют на появление сигнала опасности, время реагирования у них составляет 1,8 с., а у женщин — 2,8 с., простую ситуацию они воспринимают практически одинаково.
- Возраст — у собственников машин, чей возраст не превышает 30 лет, восприятие опасной ситуации происходит скорее, чем у водителей от 40 лет и выше. Но люди старшего возраста быстрее принимают правильные решения, а время реакции у них стабильно. Молодому автолюбителю для решения простой ситуации нужно 0,17 с., для сложной — 1,54 с. К 60 годам показатели изменяются: для простой ситуации — 0,26 с., для сложной — 2,05 с.
- Опыт — при возникновении аварийной ситуации на дороге всегда видно опытного шофера. Он не паникует и не суетится, действия его быстры и выверены.
- Физическая подготовка — виды спорта, направленные на выработку реакции и выносливости, помогают любителям езды за рулем быстрее воспринимать опасную ситуацию и верно подбирать стратегические действия.
- Рабочее место — совокупность мелочей, способных отвлечь автомобилиста (неудобное кресло, духота в кабине, неплотно прикрытые двери, неправильно установленный груз в багажнике, шумные пассажиры) увеличивают время реакции.
- Время суток — биологические часы человека установлены так, что в ночной период происходит снижение концентрации внимания, ему чаще хочется спать. Ночью срок восприятия увеличивается на 20 — 25%. Предрассветные часы и время перед закатом также тяжелы для шофера. Поэтому он дольше реагирует даже на простую дорожную ситуацию, а это может привести к ДТП.
- Погодные условия — дождь, снег, туман, обледенение дороги усложняют управление автомобилем, увеличивают скорость реакции водителя.
- Медицинские препараты — существует большой список медикаментов, которые нельзя употреблять, если планируется поездка за рулем. Это могут быть самые распространенные лекарства, снимающие болевые симптомы, помогающие при простуде.
- Алкоголь — ни для кого не секрет, что алкоголь и вождение автомобиля — несовместимые понятия. Ответственный водитель не позволит себе употреблять алкоголь накануне поездки, и тем более пить за рулем. Большая часть ДТП происходит в нетрезвом виде, потому что алкоголь снижает концентрацию внимания, сужает обзор зрения, тормозит двигательные рефлексы. Время для предотвращения ДТП увеличивается в несколько раз.
- Условия работы — как ни странно, водителю легче реагировать на сигнал опасности в пределах города, чем на загородных трассах. Монотонная дорога расслабляет и снижает уровень внимательности, в результате автомобилист неверно оценивает ситуацию.
Приведенные цифры относительны. Человек может корректировать показатели путем изменения влияния факторов, улучшив условия работы, исключив медицинские препараты и алкоголь.
Факторы, влияющие на время реакции
Время реакции зависит от нескольких факторов. В первую очередь, определяющими являются личные качества: хорошее зрение, способность воспринимать и ассоциировать, физическая подготовка, настроение, врождённый темперамент, текущее самочувствие (в том числе усталость). Человек действует быстрее, если у него есть естественные и хорошо развитые рефлексы.
Несомненно, водитель будет реагировать быстрее, если ситуация, требующая экстренного торможения, проста и прозрачна, а также хорошо известна из практики.
Типичный пример — пешеход, внезапно появляющийся на пути машины. Задержка реакции водителя обычно происходит из-за отвлечения его внимания. Например, он беседует с пассажирами, зажигает сигарету, разговаривает по мобильному телефону или проявляет интерес к человеку, сидящему рядом. Время реакции также увеличивается, когда обстоятельства нетипичны или автомобилист не может хорошо видеть препятствие.
Влияние утомления на реакцию
Вероятность участия в аварии уставшего водителя почти в 8 раз выше, чем у отдохнувшего человека. Статистика показывает, что усталость является причиной примерно 10–15% серьёзных дорожно-транспортных происшествий. Это состояние приводит к снижению настороженности и увеличению времени реакции, а также может привести к ошибочному считыванию сигналов, подаваемых другими участниками движения, и, как следствие, к неправильному реагированию на них.
Знаете ли вы? Слово «автомобиль» является классическим соединением, полученным из древнегреческого слова autos, что означает «я», и латинского mobilis, дословно означающего «подвижный». Такое название для четырёхколёсного средства передвижения пришло в английский язык из французского и впервые было принято Автомобильным клубом Великобритании в 1897 году.
Утомление не всегда вызвано слишком большим количеством времени, проведённого за рулем. Причиной может быть также недосыпание, стресс и даже время суток, когда происходит движение, потому что в определённые моменты времени человек более сонлив, чем обычно, что связано с биологическим ритмом тела. Наибольший риск засыпания за рулем — с полуночи до 6.00 (особенно в 4.00) и примерно через половину суток — с 13.00 до 16.00.
Исследования показывают, что уставшие люди едут менее плавно и часто совершают резкие движения рулём. Они также могут неосознанно сдвигать автомобиль на соседнюю полосу движения, что создаёт риск столкновения с транспортным средством, находящимся рядом. Этот фактор также влияет на настроение автомобилиста, он быстрее раздражается и реагирует излишне агрессивно. Чаще всего утомляются водители в возрасте до 25 лет, люди, которые нерегулярно спят или работают в различные смены, те, кто ездит ночью, водит автомобиль на дальние расстояния и профессионалы.
Тормозной путь автомобиля при скорости 60 кмч
Деформация кузова при столкновении на скорости 60 км/ч
Длина остановочного пути
также зависит не только от водителя, но и от других сопутствующих факторов: от качества дороги, скорости движения, погодных условий, состояния тормозной системы, устройства тормозной системы, шин автомобиля и многих других.
Обратите внимание, что вес легкового автомобиля не влияет на длину тормозного пути. Это связано с тем, что вес автомобиля увеличивает инертность автомобиля при выполнении торможения, препятствуя при этом торможению, но увеличивает сцепление шин с дорогой благодаря увеличенной массе авто
Эти физические свойства компенсируют друг друга, при этом практически не оказывая влияние на длину тормозного пути
Эти физические свойства компенсируют друг друга, при этом практически не оказывая влияние на длину тормозного пути.
Скорость торможения напрямую зависит от способа торможения. Резкий тормоз
до упора, приведет к заносу или движению машины юзом (если машина не оборудована системой ABS).
Постепенное нажатие
на педаль применяется когда на дороге хорошая видимость и спокойная обстановка, оно не подходит для экстренных ситуаций.При прерывистом нажатии можно потерять управляемость, но зато быстро остановиться. Также возможноступенчатое нажатие (схоже по эффекту с системой АБС).
Существуют специальные формулы, которые позволяют определить длину тормозного пути. Мы попробуем просчитать формулу по разным условиям, в зависимости от типа дорожного покрытия.
Тормозной путь на сухом асфальте
Вспоминаем уроки физики, где ?
– это коэффициент трения,g – ускорение свободного падения, аv – скорость движения машины в метрах в секунду.
Ситуация следующая: едет водитель на автомобиле Lada скорость которого 60 км/час. Буквально в 70 метрах идет женщина преклонного возраста, которая забыв о правилах безопасности спешно догоняет маршрутное такси (стандартная ситуация для России).
Воспользуемся этой самой формулой: 60 км/ч = 16,7 м/сек. У сухого асфальта коэффициент трения равняется 0,7 , g – 9,8 м/с. На самом деле, в зависимости от состава асфальта, он равен от 0.5 до 0.8, но всё же возьмем усредненное значение.
Полученный по формуле результат 20,25 метров. Естественно, что данное значение уместно лишь для идеальных условий, когда на машину установлена качественная резина и тормозные колодки, тормозная система исправна, при торможении вы не уходите в юз и не теряете управление, от множества других идеализированных факторов, которые не встречаются в природе.
Также для перепроверки результата, существует еще одна формула определения тормозного пути
S = Кэ * V * V / (254 * Фс) , где Кэ – тормозной коэффициент, для легковых авто он равняется единице; Фс – коэффициент сцепления с покрытием 0,7 (для асфальта).
Подставляем скорость движения транспортного средства в км/ч.
Получается, что тормозной путь 20 метров для скорости 60 км/ч, (для идеальных условий), в том случае если торможение будет резким и без юза.
Тормозной путь на покрытии: снег, лед, мокрый асфальт
Автомобили BMW на испытаниях Коэффициент сцепления помогает обозначить длину остановочного пути при разных дорожных условиях. Коэффициенты для разных дорожных покрытий
- Сухой асфальт – 0,7
- Мокрый асфальт – 0,4
- Укатанный снег – 0,2
Попробуем подставить эти значения в формулы, и найдем значения длины тормозного пути для дорожного покрытия в разное время года и при разных погодных условиях
- Мокрый асфальт – 35,4 метра
- Укатанный снег – 70,8 метра
- Лед – 141,6 метра
Получается, что на льду длина тормозного пути практически в семь раз
выше, относительно сухого асфальта (так же как и подставляемый коэффициент). На длину тормозного пути влияет качество зимней резины, физические свойства.
Тестирование показало, что с системой АБС остановочный путь существенно снижается, но все же при гололеде и снеге АБС не влияет, а наоборот ухудшает эффективность торможения, если ее сравнивать с тормозной системой без ABS. Тем не менее, в АБС по большей мере все зависит от настроек и наличия системы распределения тормозного усилия (ЕБД).
Преимущество АБС в зимнее время
– полный контроль над управлением автомобиля, что сводит к минимуму возникновения неуправляемого заноса при выполнении торможения. Принцип работы АБС схож с выполнением ступенчатого торможения на автомобилях без АБС.
Система АБС уменьшает тормозной путь на: сухом и мокром асфальте, укатанном гравии, разметке .
На льду и укатанном снеге использование АБС увеличивает тормозной путь на 15 — 30 метров, но позволяет сохранить контроль над машиной, без увода машины в занос. Этот факт следует учитывать.
Этапы процесса реакции
Всё время реакции условно делится на этапы:
- Оценка обстановки.
- Принятие решения.
- Реагирование.
На первом этапе совершается перенесение информации от сенсора в мозг, и её обработка. Правда, одно дело — обдумать обстановку конструктивно, и, согласно принятому впоследствии решению — делать. Совсем другое — паника. Возникает она, когда в мозг поступает необычная информация, а он не научен действовать по ситуации. Большинство из нас редко встречаются с чем-то необычным, поэтому в стрессовых ситуациях «зависают».
Вторым этапом служит принятие решения в согласии с обстановкой. Находящийся за рулём решает, нужно ли ему тормозить, дать ли звуковой сигнал или это напугает пешехода, свернуть с дороги или продолжить движение. В обычном состоянии у мозга может быть достаточно времени, чтобы принять решение, переоценить обстановку, потом изменить его. В критической ситуации изменить его некогда и когда водитель пытается это сделать, он начинает метаться. А это тоже занимает время.
Завершающий этап – непосредственно реакция, где находящийся за рулём действует, чтобы предотвратить аварию. Вся психомоторика направлена на ускорение наступления именно завершающего этапа.
Можно ли садиться за руль просто выпившим?
Водить автомобиль в нетрезвом состоянии категорически запрещается, так как алкоголь влияет на время реакции водителя. Даже небольшое его количество искажает восприятие действительности. Достаточно 50 г, чтобы реакция снизилась. При этом человек не будет пьяным.
Были зафиксированы случаи серьезного превышения скорости именно выпившими людьми. Увидев пешехода, они не спешат тормозить, так как неправильно оценивают реальное расстояние. Им кажется, что человек находится далеко, а на самом деле пешеход может находиться в нескольких десятках метров. Такая же ситуация и с другими автомобилями. При небольших дозах алкоголя у некоторых людей, помимо рассеянности, проявляется агрессивное состояние. Не контролируя свое поведение, водители часто выезжают на встречную полосу, провоцируя лобовые столкновения. Часто случаются аварии с участием сразу нескольких автомобилей. В таких случаях число жертв возрастает в разы.
Вождение автомобиля – это ответственный процесс. Тысячи аварий ежедневно происходят по вине пьяных водителей. Всего одна рюмка может стать причиной трагедии. Роковые ошибки совершают даже водители с многолетним стажем. Не стоит садиться за руль, будучи даже немного выпившим. Также опасно становиться пассажиром автомобиля, водитель которого выпил. После застолья должны пройти минимум сутки, чтобы реакции восстановились, а большая часть продуктов распада этанола вывелась из организма. Нужно быть ответственными и думать о собственной безопасности и безопасности окружающих. Только так можно уменьшить число аварий и сохранить человеческие жизни.
Влияние алкоголя на психические процессы
Спиртное даже в малых дозах угнетает работу мозга и психики. Принято различать несколько степеней опьянения, каждая из которых имеет определенные признаки.
После употребления незначительного количества спиртного меняется поведение:
- нарушается равновесие и координация;
- ухудшается ориентация в пространстве;
- нарушается слух;
- снижается концентрация внимания;
- ухудшается память;
- появляется рассеянность.
Вместе с тем, спиртное негативно влияет на зрение:
- происходит утрата способности к различению мелких деталей (минус 15%);
- ввиду сужения периферийного поля зрения автовладелец не может объективно оценить ситуацию, которая происходит по сторонам;
- чувствительность сетчатки после ослепления светом не восстанавливается полностью (минус 30%);
- способность определять расстояние на глаз утрачивается;
- ухудшается цветовосприятие;
- снижается способность к различению объектов в условиях слабой освещенности.
Нетрезвый шофер пребывает в уверенности, что он в случае необходимости справится с любой ситуацией. Официальные данные свидетельствуют об обратном: вероятность аварии, в которой один из участников находится в легкой степени опьянения, повышается в 1,5 раза. Риск, что шофер, находящийся в средней степени опьянения, попадает в ДТП, возрастает в 2,5 раза, при более серьезном подпитии – в 10 раз.
При сильном похмелье, когда имеет место «постинтоксикационный» синдром, нарушение функций мозга и психики сохраняется, поскольку организм все еще отравлен продуктами распада.
Стадии алкогольного опьянения
Уровень алкоголя в организме проверяют при помощи специальных алкотестеров. Измеряется он в промилле – это 1/10 часть процента. Таким образом, 0,1 промилле равняется 0,01 %. Показатели от 0 и до 0,3 ‰ опьянением не считаются. Это так называемый эндогенный алкоголь. Его наличие в организме не влияет на работоспособность, мышление и время реакции водителя. Концентрация в 0,5 ‰ также не оказывает серьезного воздействия на человека. Все, что выше этих норм, уже считается опьянением.
Специалисты выделяют несколько стадий алкогольного опьянения, которые по-разному влияют на организм:
Легкое. Человек не может адекватно определить расстояние, плохо различает цвета, медленно реагирует на изменение ситуации на дороге. Появляется ощущение эйфории, хочется ехать быстрее, обгонять другие автомобили
Осторожность притупляется, что может привести к необдуманным поступкам.
Среднее. Внимательность еще больше снижается, водитель слишком поздно замечает идущих пешеходов или маневры других автомобилей
Даже если человек тормозит, редко удается избежать столкновения.
Чрезмерное. Полностью нарушается координация движений, равновесие, происходят заметные изменения в речи. Сильно ухудшается боковое зрение, поэтому водители часто задевают автомобили, которые едут рядом. Также высок риск врезаться в отбойник, что часто является причиной смертельных дорожных ДТП. Управление транспортом в таком состоянии невозможно: водитель путает педали, не включает поворотные сигналы, разгоняется до недопустимой скорости.
Тяжелое. Наблюдается острое отравление, мутится рассудок, тормозятся все реакции. Ориентация в пространстве практически нулевая. Человека мучают галлюцинации, он может потерять сознание.
Как влияет алкоголь на реакцию водителя?
Вспомните свои ощущения при употреблении незначительного количества алкоголя. Тело покрывает приятная волна тепла, приходит расслабленность, меняется отношение к окружающим
Выпивший человек теряет внимание, совершает необдуманные поступки. Это же можно применить к водителю, который употребил спиртной напиток
Практически сразу функции головного мозга угнетаются, активируются процессы торможения, страдает моторика и восприятие действительности.
Некоторые водители, вне зависимости от возраста, полагаются на немалый опыт и решают, что 50 грамм горячительного не могут стать причиной некорректных действий за рулем. Но статистика говорит об обратном – около 50% людей стали виновниками происшествия по причине небольшого количества алкоголя. Почему это происходит? Вероятно, люди, решившие рискнуть собой и чужими жизнями, не представляют, каким образом работает алкоголь.