B1 категория прав что это: подкатегории as, ms и be
Содержание:
- Разновидности удостоверений
- Практика на автодроме и в городе
- О процессе получения прав
- Описание каждой категории
- Отметка AS в правах — что это такое?
- О здоровье кандидата в водители
- Категории водительских прав в 2019 году с расшифровкой
- Получение разрешения на вождение в 2021 году
- Категории водительских прав 2018 с расшифровкой
- Как расшифровывается AS
- Возможности водителя, получившего категорию «B1»
- Таблица новых категорий прав 2020 года с описанием
Разновидности удостоверений
В разные годы владельцам автотранспорта выдавали различные виды водительских удостоверений. Так как срок действия документа составляет 10 лет, то на данном этапе среди участников дорожного движения эксплуатируются все ранее выданные типы документов.
В настоящее время встречаются 4 вида водительских прав.
Бумажные водительские права розового цвета размером 7,4 на 10,5 см, складывающиеся пополам. Официальное название — «Образец № 1». Ламинированные. Все данные печатались. Выпуск документа прекращён с 2011 года.
Одно из первых удостоверений было довольно габаритным, поэтому быстро «кануло в Лету»
«Образец № 2». Права на двойной бумажной основе с вклеенной между слоями пластиковой пластинкой. Размер документа 8,5 на 5,5 см. Лицевая сторона ламинирована. Оформлялись до 2011 года. Отличительные черты — шестигранный штамп ГИБДД и надписи «RUS» по всей площади документа, видимые в ультрафиолетовом свете. На оборотной стороне — 5 категорий автотранспорта с разрешительными отметками.
Следующее поколение сошло на нет после введения дополнительных подкатегорий
«Образец № 3». Пластиковое удостоверение размером 8,56 на 5,4 см. На обратной стороне размещена таблица с категориями и разрешительными отметками. Их всего 9. Оформлялся такой документ с 2011 по 2014 год.
Удостоверение было очень похоже на современный вариант
Водительское удостоверение нового образца. Пластиковая карта, на обратной стороне которой размещены 16 категорий и штрихкод.
Современное водительское удостоверение, которое выдаётся всеми подразделениями ГИБДД страны
Водительские удостоверения старого типа значительно отличаются от новых. Степень защищённости нового образца значительно выше. Права старого образца покрывали специальной защитной плёнкой, имеющей розовый цвет. Также на них наносили водяные знаки и специальные вкрапления, которые светились в ультрафиолете.
Новые документы имеют специальную сетку в виде волнообразных линий, а также не воспринимаемыми невооруженным глазом изображениями, микротекстом и нанесённой по особой технологии расцветкой.
Особенности водительского удостоверения нового образца
Новое удостоверение снабжено специальным штрихкодом, который позволяет вести электронный учёт документов.
Водительские удостоверения нового типа полностью соответствуют критериям Венской Конвенции и не требуют оформления дополнительных разрешений в странах, где она действует. По мере окончания срока действия разрешение старого образца будут заменять на новое. Таким образом, после 2024 года практически все автовладельцы станут обладателями утверждённых законодательством новых документов.
Главная →
Безопасность →
Практика на автодроме и в городе
Если теория была успешно сдана, тогда кандидата в водители допускают к практическому экзамену на специализированном автодроме (п. 11 Постановления № 1097), в противном случае придется сначала сходить на пересдачу.
Сдача экзамена на получение категории прав D на автодроме в 2021 году происходит следующим образом:
- сначала экзаменатор осуществляет проверку автобуса на работоспособность, видеокамер, фиксирующих процесс сдачи, соответствие оборудования зон испытательных упражнений установленным требованиям (конусы, разметка) (п. 106 Приказа МВД № 995);
- далее проверяется личность водителя;
- затем кандидат, по команде экзаменатора, садится на водительское место и готовится к началу выполнения упражнений (пристегивается ремнем, осуществляет регулировку зеркал заднего вида), после этого – подтверждает готовность к старту, включив ближний свет фар (п. 11 Приложения 7 к Приказу МВД № 995);
- по сигналу экзаменатора, начинается выполнение упражнений – “Остановка и начало движения на подъеме”, “Маневрирование в ограниченном пространстве”, “Въезд в бокс задним ходом”, “Парковка ТС и выезд с нее”, “Остановка для безопасной посадки и высадки пассажиров”, “Проезд регулируемого перекрестка”.
В 2021 году оценка “Не сдал” будет присвоена, если, например:
- двигатель заглох 3 или более раз (п. 113.7. Приказа МВД № 995);
- были сбиты конусы 3 или более раз;
- водитель двигался задним ходом при выполнении упражнений, где это делать запрещено;
- был допущен откат ТС на 30 сантиметров при выполнении остановки и начала движения на подъеме.
После успешной сдачи автодрома будет назначено время и место проведения экзамена в городе. Подготовка к нему осуществляется примерно так же, как и на автодроме (то есть экзаменатор проверяет готовность ТС, средств видеоконтроля, по команде водитель занимает свое место, проверяет зеркала, пристегивается ремнем и др.).
Далее начинается движение по установленному маршруту. По команде экзаменатора, водитель должен выполнять соответствующие действия, указанные в п. 2 Приложения 2 к Постановлению № 1097 (совершить обгон, остановиться для пропуска граждан на пешеходном переходе, проехать нерегулируемый перекресток равнозначных и неравнозначных дорог и др.).
Экзаменатор оценивает, как кандидат соблюдает ПДД, и при допущении ошибок начисляет штрафные баллы:
- 5 – за грубые ошибки;
- 3 – за средние;
- 1 – за мелкие (п. 129 Приказа МВД № 995).
О процессе получения прав
На самом деле проходить обучение сразу на несколько видов категорий значительно выгоднее, чем получать только одну форму. Особенно это касается рассматриваемого случая — в пакетном варианте гораздо легче достанется и категория В1 водительских прав.
Что это за вариант и почему он выгоднее, можно понять из того, что, во-первых, в этом случае значительно экономится время обучения. Так, человек, не обладающий ни одной категорией, за достаточно короткий период времени сможет овладеть всеми необходимыми формами водительских прав. Во-вторых, зачастую автошколы позволяют сэкономить и денежные средства. Так, получение какой-либо подкатегории в дальнейшем чревато лишней передачей суммы в 10-15 тыс. рублей.
Несмотря на то что проходить обучение на квадрициклах и трициклах довольно просто — всем маневрам, заездам и поворотам можно научиться в скором времени, все же стоит обратить внимание на пакетный вариант (он включает в себя, как правило, категории B, B1, BE и M)
Описание каждой категории
Введенная расширенная классификация строго разграничивает транспортные средства по мощности, грузоподъемности и пассажировместимости, а соответственно подходить к выбору железного коня теперь нужно еще более внимательно с учетом открытых категорий.
Например, Hummer H1 по ПТС попадает в категорию С (полная масса почти 5 т), а Land Cruiser 105 по количеству пассажиров (10 мест) в категорию D.
Пробежимся по всем видам ТС еще раз и рассмотрим некоторые пункты, ограничения и отличия по категориям более детально.
Мотоциклетная техника
Категория M – мопедные передвижные средства, скутеры и легкие квадроциклы с малой мощностью и общим объемом двигателя не более 50 кв. см. Этот вид транспорта набрал популярность благодаря своей доступности широким слоям населения и малым габаритам. И конечно, всем участникам движения хотелось бы чтобы водители скутеров обладали необходимыми знаниями ПДД выезжая на общественные дороги.
Категория А – тяжелые мотоциклетные средства передвижения. Снаряженная масса такого мототранспорта может доходить до 400 кг, а рабочий объем двигателя должен превышать 125 куб. см. Категория А позволяет управлять любыми типами мотоциклов, в том числе мототранспортом подкатегории А1.
Подкатегория А1 – облегченные и маломощные мотоциклетные средства с двигателем объемом 50-125 куб см, и силой до 11 кВт.
Легковые автомобили
Этот самый распространенный класс транспортных средств на наших дорогах:
Категория В – Легковой автотранспорт общей массой до 3,5 т и количеством пассажирских мест до 8. Позволяет буксировать прицеп весом до 750 кг либо прицеп большей массы при соблюдении условия, что вес всего состава также укладывается в 3,5 т.
Подкатегория ВЕ – это допуск к вождению тех же легковушек категории В, но с прицепом, превышающем вес самого автомобиля (вес прицепа более 750 кг). Масса такого состава в совокупности может превосходить 3,5 т.
Подкатегория B1 – Данная подкатегория никакого отношения к легковым машинам категории В не имеет. Требуется она для вождения трициклов и квадрициклов.
Открывается подкатегория В1 при наличии в правах категорий А или В.
Однако виды транспортных средств при этом различны:
- категория А открывает допуск к вождению квадрициклов с мотоциклетной посадкой (органы управления и руль как у мотоцикла) и в этом случае в столбце 12 будет проставлено ограничение MS;
- категория В позволяет управлять квадрициклом с автомобильной посадкой (руль, сидения, педали, переключатели автомобильного типа), на правах в этом случае будет стоять соответствующая отметка AS;
- если же у водителя имелись обе категории (А и В), ему будет доступен транспорт подкатегории В1 без каких-либо ограничений.
Особые отметки MS и AS в правах позволяют сотруднику ГИБДД легко определить законность передвижения водителя на том или ином виде техники.
Грузовой транспорт
Если сфера вашей деятельности связана с перевозкой грузов, вам следует открывать категорию соответствующую грузоподъемности вашего транспорта.
Категория С – Грузовики общей массой свыше 3,5 т. Данная категория подойдет для управления всеми видами тяжелого грузового транспорта, например, самосвалами и автофурами.
Подкатегория С1 – Средний грузовой автотранспорт массой 3,5 – 7,5 т, подходит для транспортировки малогабаритных и мелких грузов.
Подкатегория СЕ – Вождение грузовика категории С с тяжелым прицепным устройством массой свыше 750 кг.
Подкатегория С1Е – Вождение грузового транспорта, сцепленного с прицепом, масса которого составляет более 750 кг. Общий вес грузового состава в этом случае не должен превышать 12 т.
К категории С относятся также и большие внедорожники, полный вес которых не укладывается в границу категории В.
Автобусы
Категория D – Пассажирский транспорт автобусного типа с числом мест для пассажиров более 8. Права категории D позволяют управлять автобусами различного размера, в независимости от допустимой максимальной массы ТС. Именно эта категория необходима, к примеру, для вождения рейсовых автобусов.
Подкатегория D1 – Вождение пассажирского авто, с сидячими местами для пассажиров от 8 до 16. В эту категорию попадают привычные всем газели и другие микроавтобусы.
Подкатегория DE – Автобусный транспорт с прицепом массой более 750 кг.
Подкатегория D1Е – Автобусы прицепных конструкций, с общей массой до 12 т.
Категории Tm и Tb не требуют описания. Данные категории можно увидеть на водительских правах тех людей, кто избрал своей профессией работу водителя трамвая или троллейбуса.
Отметка AS в правах — что это такое?
Сокращение AS от английского Automotive Steering переводится, как автомобильное управление. Такая отметка ставится в водительских правах только напротив одной категории – B1 и означает, что водитель допущен к управлению транспортными средствами с круглым рулем и автомобильным креслом.
Если автомобилист обучен на две категории – А и В – и подтвердил свои знания успешной сдачей экзамена, то обе категории будут обозначены в правах и отметка AS не проставляется. Т.е. ограничений по управлению транспортом с мотоциклетным рулем и сиденьем не имеется.
В случае, когда гражданин не имеет категории А, но допущен к категории В, на обратной стороне водительского удостоверения будет проставлен допуск к В и В1 с пометкой AS. Это означает, что он имеет право управлять не только автомобилем, но и трициклом или квадроциклом.
Так же существует случаи, когда вместо отметки «AS», прописывается расшифровка в п. 14 «B1» — автомобильная посадка или руль автомобильного типа.
О здоровье кандидата в водители
Получить водительскую категорию В1 можно только в том случае, если кандидат в водители обладает соответствующим здоровьем и не имеет противопоказаний к управлению транспортными средствами. Что значит категория В1 во врачебных документах и каким здоровьем нужно обладать, чтобы ее получить? Вот следующие основные моменты:
- отсутствие хронических заболеваний оболочек глаз или слезного мешка;
- отсутствие косоглазия, независимо от степени;
- отсутствие слепоты на одном из глаз;
- отсутствие глухоты на одно ухо;
- наличие всех фаланг и пальцев;
- длина нижних конечностей должна быть не более чем на 6 см короче стандартной или равна ей;
- рост выше 150 см;
- отсутствие проблем с цветовосприятием;
- отсутствие диабета;
- отсутствие проблем с сердечно-сосудистой системой (данный вопрос решается, однако, не всегда однозначно; необходим комплексный врачебный осмотр).
Стоит также отметить, что возможны небольшие отхождения от прописанного выше. Во всяком случае определяться допуск к получению прав будет строго в индивидуальном порядке.
Категории водительских прав в 2019 году с расшифровкой
В соответствии с ч. 1 ст. 25 ФЗ № 196, в 2019-м году в РФ действует:
- 10 категорий водительских прав;
- 6 подкатегорий водительских прав.
Таблица с краткой расшифровкой категорий водительских прав в 2019 году:
Категория и отметка в ВУ, подтверждающая правомочие на управление соответствующей разновидностью автотранспортного средства | Описание вида ТС |
A | Мотоциклы. |
B | Легковые машины, а также небольшие грузовики, обладающие общей массой не свыше 3500 кг. |
BE | Легковые машины, использующиеся вместе с “большими” прицепами. |
C | Грузовики с весом более 3500 кг. |
CE | Грузовые машины, относящиеся к категории C, оборудованные “большим” прицепом. |
D | Транспортные средства, специально предназначенные для пассажирских транспортировок, с числом мест, кроме водительского, более 8-ми. |
DE | Сочлененные автобусы или машины категории D, сцепленные с “большим” (тяжелым) прицепом. |
Tm | Трамваи. |
Tb | Троллейбусы. |
M | Мопеды, а также легкие квадрициклы. |
Описание A
Наличие в ВУ разрешающей отметки напротив категории A свидетельствует о праве водителя управлять мотоциклами.
В соответствии с п. 1.2. ПДД, мотоциклом признается ТС, у которого два колеса и которое имеет:
- или двигатель с мощностью более 50 кубов (если мотоцикл оборудован двигателем внутреннего сгорания);
- или максимальную техническую скорость более 50 км/ч (при электродвигателях).
При этом с A можно ездить как на “обычных” мотоциклах, так и на оборудованных боковой коляской.
- мотоциклетную посадку;
- массу не более 0,4 тонн;
- максимальную эффективную мощность двигателя не более 15 киловатт.
Описание B
С наличием категории водительских прав B автомобилист получает право ездить на:
- легковых машинах с числом мест не более 8 и массой не свыше 3500 кг;
- вышеуказанных легковых автомобилях, сзади которых есть прицеп, имеющий массу не больше 750 килограммов.
Также с данной категорией можно ездить на легковой машине с прицепом массой и более 750 кг, при одновременном соблюдении следующих условий:
- масса прицепа равна или меньше массы автомобиля без нагрузки (см. п. 15 лицевой стороны ПТС);
- вес всей конструкции (машина + прицеп) не более 3500 кг.
Описание BE
В 2019 году потребуется категория водительских прав ВЕ в том случае, если не соблюдаются массовые характеристики для легковой машины с прицепом, указанные в предыдущем пункте. То есть BE нужно, когда:
- масса прицепного устройства больше 750 кг и превышает вес машины без нагрузки;
- а также в случае, если общая тяжесть конструкции (прицеп + машина) превышает 3500 кг.
Описание C
При наличии категории в водительском удостоверении C водитель может управлять:
- среднеразмерными грузовиками (весом от 3500 до 7500 кг);
- тяжелыми (свыше 7500 кг).
Также с данной категорией допускается ездить на указанных грузовых машинах, если они оборудованы прицепом, вес которого не более 750 кг.
Обращаем особое внимание, что в 2019 году категория водительских прав C не дает правомочий на управление легкими грузовиками с весом до 3500 кг – для этого нужно получить категорию B
Описание CE
Чтобы ездить на средних и тяжелых грузовиках, оборудованных прицепом весом более 0,75 тонн, потребуется наличие CE.
Описание D
Имея разрешающую отметку в ВУ “D”, гражданин получает право совершенно на законных основаниях ездить на любых автобусах (в том числе, и оборудованных прицепами весом до 0,75 тонн).
Описание DE
Если планируется вождение сочлененного автобуса, либо же “обычного” с прицепом массой более 0,75 тонн, то потребуется разрешающая отметка вышеуказанной категории.
Если еще остались спорные вопросы, вы также можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-50-82 Москва; +7 (812) 425-68-16 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-14-96 Бесплатный звонок для всей России.
Описание Tm и Tb
Чтобы ездить на трамваях, в 2019 году потребуется категория водительских прав Tm, на троллейбусах – Tb.
Указанные категории были введены с 5 ноября 2013 года – до этой даты информация о наличии права на управление соответствующим видом транспорта просто заносилась в графу “Особые отметки” ВУ.
Описание M
Наличие данной отметки в ВУ обуславливает право автомобилиста водить:
- мопеды;
- а также легкие квадрициклы.
На основании ФЗ № 196, если есть любая другая категория или подкатегория, то получать отдельно M для управления мопедами не нужно. Например, при наличии A, B, C, D (всех или любой из вышеперечисленных).
Получение разрешения на вождение в 2021 году
В 2021 году для открытия подкатегории В1 тем, кто уже имеет права, проходить обучение и сдавать экзамены на вождение не потребуется.
Открывается подкатегория В1 двумя способами:
- Автоматически при выдаче прав по основным категориям А или В.
- При восстановлении действующих, но по какой-то причине утраченных или пришедших в негодность прав.
При получении автоудостоверения на право вождения впервые нужно будет пройти обучающий курс в автошколе, которая готовит курсантов по направлениям:
- мототранспорт;
- легковые автомобили.
Если после обучения в автошколе водители успешно прошли тестирование в ГИБДД и подтвердили свои практические навыки по управлению выбранным транспортным средством, то в удостоверении автоматом проставляется подкатегория В1 с отметкой AS либо MS.
Водителям с опытом управления в дубликате удостоверения сразу проставляют отметку об открытии подкатегории В1.
Если понадобилось водительское удостоверение только с подкатегорией В1, то нужно будет записаться в автошколу, пройти подготовку и сдать экзамен на категорию А или В. Выбор направления обучения зависит от того, какой транспорт автовладелец собирается в дальнейшем водить. В1 откроется автоматически одновременно с основной категорией, в удостоверении будет соответствующая запись об этом.
Водительское удостоверение с правильной категорией, разрешающей управлять тем или иным транспортом, нужно обязательно иметь при себе. Его отсутствие считается нарушением закона. Если инспектор ГИБДД в ходе проверки документов не обнаружит у водителя прав на вождение мототранспорта или микроавтомобиля, то владельцу ТС придется заплатить штраф.
https://youtube.com/watch?v=mKVGDxUbb6Y
Категории водительских прав 2018 с расшифровкой
Поговорим подробнее о том, каким именно транспортом может управлять водитель каждой категории. Нужная информация указывается в специальной таблице на обороте водительского удостоверения. Один человек может иметь несколько открытых категорий по желанию.
Категория А — мотоциклы
Водитель этой категории имеет право водить мотоциклы с люлькой или без неё. Также допустимо управление квадрациклами и мотоколясками, последние встречаются сегодня крайне редко
Важное условие, что транспорт в снаряжённом состоянии не должен превышать вес в 400 кг, в противном случае требуются права другой категории
Подкатегория А1 подходит для вождения лёгких маломощных мотоциклов объем двигателя не более 125 кубических сантиметров, и мощностью не более 11 кВт. Если у водителя открыта основная категория, то второстепенная в данном случае также ему доступна. Особенность этих прав в том, что они выдаются гражданам в возрасте от 16 лет.
Категория В — легковые автомобили
Наличие таких прав не означает, что водителю доступно управление мотоциклом. Эти права позволяют водить следующий транспорт:
- автомобили с массой не более 35 центнеров, количество сидячих пассажирских мест в котором не более 8;
- автомобили с прицепом, максимальная вместимость последнего не более 750 кг;
- автомобили с прицепом, нагрузка которого выше 750 кг, но не более массы самого транспортного средства без дополнительной нагрузки, а общая масса состава не более 3,5 тонн.
Таким образом, сюда входят, легковые автомобили, внедорожники и микроавтобусы, соответствующие выставленным требованиям.
Категория ВЕ необходима для управления большегрузным прицепом весом более 7,5 центнеров.
Права В1 необходимы для управления трициклами и квадрициклами. Не путайте последний с квадроциклом, это принципиально разный транспорт.
Категория С — грузовой транспорт
Продолжаем описывать категории водительских прав 2018 с расшифровкой. Владелец этой разновидности имеет право управлять большегрузными машинами. Это средние и тяжёлые грузовики вес которых варьируется от 3500 до 7500 кг и более, сцепленные с прицепом грузоподъёмностью не более 750 кг или без него.
Категория С1 подразумевает разрешение на вождение только средних грузовиков 3,5-7,5 тонн. Водителям с этим типом прав тяжелые грузовики более 7,5 тонн недоступны.
Подкатегории СЕ и С1Е, аналогично предыдущему описанию, позволяют водит тот же транспорт составом с большегрузными прицепами (более 750 кг). Для С1Е существует ограничение в общем весе состава — не более 12 тонн.
Категория D — пассажирский транспорт
Такое водительское удостоверение позволяет управлять пассажирским транспортом с количеством мест более 8 с маленьким прицепом. То есть это маршрутные автобусы, маршрутные такси и большие туристические автобусы. Сочленённые автобусы и «гармошки» в эту категорию не попадают. Также как троллейбусы и трамваи, для последних в 2018 году выделены отдельные категории прав.
Для сочленённых автобусов требуется категория прав DE. Также она необходима в случае буксирования большегрузного прицепа автобусом или маршруткой.
Подкатегории D1 достаточно, если водитель планирует управлять транспортом с количеством пассажирских мест от 8 до 16. Допустимо сцепление с прицепом общим весом не более 750 кг. То есть эта категория прав как нельзя кстати подойдёт водителям маршруток и небольших автобусов РАФ-2203, именуемых в народе «Рафиками».
Категория D1E необходимы для вождения пассажирского транспорта в сцеплении с прицепом весом более 7,5 центнеров. При этом прицеп не должен использоваться для перевозки пассажиров. А общий вес состава не должен превышать 12 тонн.
Категории М, Tb и Tm
Такие права необходимы для управления мопедами и лёгкими квадроциклами. Водители, имеющие любую другую категорию прав могут управлять всем транспортом, относящимся к данной разновидности.
Права категории Tb и Tm открывают возможность управления трамваем и троллейбусом. Ранее этот транспорт отдельно не выделялся, а право на вождение определялось специальной пометкой в соответствующей графе.
Это все категории водительских прав 2018 с расшифровкой. Водитель имеет право открыть доступ к вождению хоть для всех видов транспорта. Для этого достаточно пройти обучение и сдать экзамен в ГИБДД, но в целом ничего нового.
А какие категории прав у вас открыты? Были ли трудности с получением не распространённой подкатегории прав?
Как расшифровывается AS
Аббревиатура AS, которая на английском языке расшифровывается как automotive steering, в переводе на «великий и могучий» означает автомобильное управление.
Вот что значит AS в 12 пункте водительского удостоверения: управление должно осуществляться транспортным средством автомобильного типа, руль у которого должен быть, соответственно, круглым, а кресло автомобильным.
То есть, если совсем просто: кресло должно быть со спинкой, а руль – в виде баранки.
Раньше приходилось предъявлять специальные документы, удостоверяющие право управления квадрициклами или трициклами. Теперь, если стоит отметка AS, ничего доказывать не нужно. Вот что такое AS в водительском удостоверении.
Некоторые путают это обозначение с отметкой о праве управления ТС с автоматической трансмиссией (АТ). Это ошибка. Обладатель такого удостоверения имеет право управления исключительно транспортом с автомобильным рулем и посадкой. К отметке AS в пункте 12 в водительском удостоверении коробка автомат не имеет никакого отношения, хотя многие путают.
Подкатегория B1 с отметкой AS
Отметка AS водительского удостоверения категории В или В1 вписывается в графу 12 на оборотной стороне документа. Ее могут увидеть владельцы прав, в которых не открыта категория А. Если открыты обе категории (А и В), отметка не ставится совсем, поскольку в России априори разрешены обе системы рулевого управления.
Как известно, в эту графу заносятся ограничения. Категория В – это легковые автомобили. Руль у них автомобильный. Значит, речь идет о багги, у которых рулевой агрегат не мотоциклетного типа, то есть, не палка, как на мотоциклах. Но на багги катается существенно меньше россиян, чем, скажем, на квадрициклах. Таким водителям выдаются специальные права В1, в которых чаще всего и встречается отметка AS в водительском удостоверении нового образца. Как правило, после замены удостоверения новое обозначение удивляет автомобилистов и даже некоторых служащих МРЭО, к которым они обращаются.
Что же такое AS в водительских правах категории В1? Это указание на то, что владельцу разрешено управление транспортным средством с обычным рулевым колесом. Чтобы разобраться с этим, рассмотрим, какие же ТС отнесены к данной подкатегории.
Начнем с того, что вождение разрешено исключительно с 18 лет. Если открыта категория В1, в список разрешенных к управлению ТС входят квадрициклы и трициклы с объемом мотора более 50 куб. м. Такие агрегаты с различными системами управления в изобилии представлены на рынке. Так вот, ограничение AS в водительском удостоверении обозначает, что можно кататься исключительно на транспорте с круглым рулем.
Возможности водителя, получившего категорию «B1»
Появление новых видов машин и средств передвижения заставляет каждый раз задуматься, к какой категории их отнести. Определяется это по характеристикам и возможностям конкретного транспортного средства. Новые модели транспорта – трициклы и квадрициклы нельзя отнести к категории «А», так как они существенно отличаются по внешнему виду и функционалу.
Трициклы и квадрициклы часто приобретают популярность у молодёжи, которая не окончила специализированных курсов и не знает полного списка дорожных правил, соответственно никаких экзаменов не сдавали и официальных документов не получали. Это очень сильно подрывает безопасность окружающих и владельцев другого транспорта.
Данные машины были отнесены к подкатегории «В1». Их характеристики практически идентичны характеристикам легкового автомобиля. Как и для всех, введены общие правила. Они подразумевают идентичный алгоритм получения прав, то есть записаться в автошколу, прослушать теоретический курс и пройти необходимое количество часов практики на автодроме и в городе. После чего будет назначен внутренний и внешний экзамен.
Возрастной ценз для подкатегории – 18 лет. Наличие оплаченной госпошлины и пройденной медкомиссии обязательно. Это общие требования для всех водителей.
Если в правах имеется отметка категории «В», то разрешается управлять:
- трициклом, если максимальный объём его двигателя превышает 50 лёгким квадрициклом, масса которого достигает 350 кг, а скорость не более 50 км/час;
- квадрициклом, если его максимальная масса не более 400 кг, при этом мощность двигателя составит не более 15 кВт;
- его грузовой моделью, масса которой менее 550 кг.
- квадрициклами, вес которых в пределах 400 кг и силовым агрегатом, мощность которого достигает 15 кВт или грузовыми моделями, вес которых не более 550 килограмм.
Спец. отметки
В новых образцах прав появились новые отметки и обозначения на английском языке. Это аббревиатуры и сокращения английских фраз. Они рассказывают владельцу о некоторых нюансах открытой для него водительской категории
Например, владельцу прав подкатегории «В1» нужно обратить внимание на пункт 12. Здесь могут быть обозначены следующие аббревиатуры: «AS», «MS» или «ML»
Как понять, что они означают?
Каждая имеет свою расшифровку. Так отметка «AS» или Automotive Steering в переводе с английского «автомобильный тип управления» присваивается только владельцам прав с открытой категорией «А» или «В», если открыты обе категории, то отметка отсутствует. Присваивается данный знак владельцам прав, которые будут управлять транспортным средством с автомобильным типом руля и посадки.
Следующая распространённая отметка «MS» или Motorcycle Steering. В переводе с английского «мотоциклетный тип управления». Эта отметка проставляется владельцам тех прав, которые будут управлять квадрициклами, трициклами или мотоциклами, которым присущ мотоциклетный вид посадки и руля.
Отметка «ML» – категория открыта гражданину с особенностями здоровья и некоторыми ограничениями в связи с медицинскими противопоказаниями.
Последствия отсутствия необходимой отметки
Перед тем получить оплату за курсы вождения в любом учебном учреждении, менеджеры и владельцы обязаны объяснить все особенности возможных для получения категорий и подкатегорий прав, открытых для абитуриента. В зависимости от выбранной категории или подкатегории для обучения, будет отличаться стоимость и срок, в течение которого будет преподаваться курс. Отличается так же и стоимость госпошлины при получении прав.
Возникают сложности с открытием подкатегорий у тех лиц, которые уже имеют определённый водительский стаж, но права у них старого образца и все категории ещё не расписаны, к ним же можно отнести людей, получающих дубликат старого удостоверения
При выдаче прав, владелец не обращает внимание на открытые категории и новые обозначения, что приводит к непониманию между сотрудником ДПС и водителем
Находясь за рулём транспортного средства, которое не соответствует одной из открытых категорий или подкатегорий, водитель может быть наказан посредством административного штрафа в размере от 5 до 15 тысяч рублей. Машина изымается и направляется на штраф-стоянку до выяснения обстоятельств. Данное нарушение может быть приравнено к управлению транспортным средством без прав.
В случае эвакуации машины оплачивается не только штраф, но и стоимость транспортировки и нахождение на стоянке автомобиля до обращения владельцем за ним.
Обязательное обучение на подкатегорию «B1» обязывает проходить курсы и сдавать экзамены тех, кто ранее управлял машиной без прав и знаний. В основном эти машины использовались как игрушки, часто принося материальный ущерб и вред здоровью окружающих.
Таблица новых категорий прав 2020 года с описанием
После внесенных в 2013 году правок в государственный нормативный акт, в России числится 5 основных категорий ТС и 4 подкатегории. Автомототехника, которая входят в каждую из этих групп, представлена ниже в таблице. Чтобы понять, какими транспортными средствами разрешено управлять обладателю ВУ, следует рассмотреть каждую из них подробно:
- A — предоставляет полномочие управлять мототехникой (разрешено использовать коляску) и другими самоходными средствами передвижения, оснащенными 3 и 4 колесами, при условии, что их вес будет ограничен 400 кг; А1 — разрешает езду на мотоциклах, у которых двигатель имеет такие характеристики: объем — не более 125 см³, мощность — 11 кВт.
- В — позволяет ездить за рулем «легковушек», внедорожников и микроавтобусов, которые оснащены местами для пассажиров — максимум 8 сидений. Разрешается использовать прицепной транспорт, не оборудованный двигателем, но суммарный вес ТС с ним не должен превышать 3500 кг; BE — обозначает, что допускается использовать прицеп массой больше 750 кг, при учете, что общий вес ТС не превысит 3500 кг. B1 позволяет управлять трициклами и квадрициклами;
- С — автомобилист может управлять машиной с массой не меньше 3500 кг и не больше 7500 кг, за исключением машин, в которых имеется более 8 мест для пассажиров. В основном это автомобили для перевозки тяжелых грузов. Допускается наличие прицепа с максимальным весом 750 кг; СE — аналогична BE, но допускается общая масса ТС 7500 кг; С1 предполагает вождение ТС с весом до 7500 кг + прицеп 750 кг; С1Е снимает ограничение с массы прицепа, но он не должен весить больше авто, а суммарный вес составлять не более 12000 кг;
- D — дает право водителю перевозить пассажиров на автотранспорте, в котором имеется более 8 пассажирских сидений, не считая кресла шофера. Весовых ограничений не предусмотрено, но вес прицепа (если он имеется) не должен быть больше 750 кг; DE — предоставляет возможность управлять «автобусом-гармошкой», а также позволяет соединение с прицепом массой более 750 кг.
- М — позволяет водить ТС с мощностью меньше, чем у мотоцикла. К такой технике относят легкие квадроциклы и мопеды. Если у водителя открыта любая из вышеописанных категорий, отметка М в правах не нужна;
- Tm и Tb — дают полномочия управлять таким общественным транспортом, как трамвай и троллейбус. Чтобы получить разрешение управлять средством передвижения такого типа, необходимо пройти специальную подготовку.
Что изменилось в водительском удостоверении в 2020 году
Водительское удостоверение 2020 года разработано в соответствии с международными стандартами и котируется в странах, подписавших в Вене соглашение об одинаковых стандартах ПДД. Документ представлен в виде карты, изготовленной из пластика. Он имеет усовершенствованную защиту от подделки и штриховой код для автоматизированного учета. Реформы коснулись не только категорий и внешнего вида прав, но и графы «особые отметки».
Особые отметки
Обновленное водительское удостоверение содержит вместо одной две графы «особые отметки», которые находятся на тыльной стороне карты. Одна из них располагается последним столбиком №12. В нее вносят указания, которые имеют отношение только к одной категории. Вторая представлена строкой под №14 и находится под таблицей. Она указывает на ограничения, которые относятся ко всем доступным водителю категориям.
В новом документе могут присутствовать такие отметки: ML, MC, APS, GCL, HA/CF, дубликат, водительский стаж, мед. справка обязательна.
Планируемые изменения в получении прав
В скором времени ГИБДД планирует изменить экзаменационные теоретические и практические задания для получения водительского удостоверения. Усложнятся маршруты, по которым экзаменуемый будет демонстрировать навыки вождения, добавятся новые вопросы для тестового задания. Кандидата на получение разрешения водить авто будут оценивать, опираясь на его умение управлять ТС, а не на количество нарушений ПДД, которые он допустил во время экзамена.