Семеро в снегах: чей полный привод лучше, а задний ряд шире

Полезная информация о ремонте

Доверить чинить предстоит профессионалам, ведь проблемный список постоянного полного привода не короткий, нужны глубокие знания. Для начала специалисты примут диагностические меры. Разберем распространенную проблему на примере «Фольскваген Тигуан» после внушительного пробега. В автомастерской встречаются с необходимостью замены раздатки, и стоимость вопроса далеко не обрадует хозяина «железного друга». Парочка пробуксовок – ждет автосервис. Почему-то не работает полный привод? Что случилось? Причина в грязи и влаге, сделавшим свое дело: при проверке карданного вала выясняется, что он не вращается вместе с передними колесами, а стоит на месте. Дальше снимается раздаточный узел. Вырисовывается картина – шлицы попросту «слизало» с передающей муфты из-за малейшей пробуксовки. Аналогичное произошло со шлицами на коробке-автомате. Цена устранения неполадок – от двадцати тысяч рублей. На «паркетниках» лучше не буксовать, не колесить по буеракам, они для этого не предназначены. Выход – проводить профилактику, менять масло через каждый 30000 км, иначе из полноприводной модели высок риск получить переднеприводную.

Слабым «звеном» признан насос муфты «Халдекс». Стоимость насоса немаленькая, более двухсот тысяч рублей

Пристальное внимание стоит обращать на замену смазочной жидкости на «Халдексе» без фильтра для продления срока службы этой важной детали. К подверженным изнашиванию элементам муфты относятся фрикционы. Чистота сетки, служащей в качестве фильтра грубой очистки сильно влияет на деятельность полного привода

После 120 тыс. км пробега утверждать о его чистоте невозможно

Чистота сетки, служащей в качестве фильтра грубой очистки сильно влияет на деятельность полного привода. После 120 тыс. км пробега утверждать о его чистоте невозможно.

Опыт поколений

На что можно смотреть вечно, помимо огня и воды? На превращения Outlander: кажется, за восемь лет конвейерной жизни он только и делал, что менялся: настройки, рестайлинг, снова настройки, снова рестайлинг. После кучи обновлений из семейного универсала получился ,по сути, другой, более злой и готовый на подвиги автомобиль.

Жаль только, что Outlander превратился в лучшую версию себя только сейчас, под занавес, когда уже представлен кроссовер нового поколения. Впрочем, хоронить нынешний «Аут» рано: возможно, что обе машины в России будут продавать параллельно. Продавала же Kia сразу два Sorento, пока их не заменил один автомобиль.

Семеро в снегах

Цены на Outlander c мотором 2,4 начинаются от 2 млн 359 тыс. рублей. Семиместный вариант обойдется в 2 млн 559 тыс. Цены на полноприводный Kia Sorento стартуют от 2 млн 510 тыс. рублей. Кроссовер с третьим рядом сидений обойдется в 2 млн 850 тыс. рублей

Фото: Борис Ульзибат

Можно предположить, что преемник Mitsubishi Outlander будет также настроен азартно и с учетом российской специфики. Kia решила начать с чистого листа, в итоге у нее получился даже слишком легковой кроссовер, хотя плюсы его очевидны: эффектный, вместительный и с множеством опций. Но ведь подобные автомобили многие покупают и для того, чтобы быть уверенными в любой ситуации.

Из-за типично корейской субординации многие опции, включая внедорожные программы, достались дизельной топ-версии, которая, во-первых, стоит более 3 млн рублей, а во-вторых, сразу оказалась дефицитом. Outlander дает возможность сэкономить и на моторе: вместо 2,4 можно взять двухлитровый, пусть и менее мощный. Такой кроссовер в 7-местном исполнении обойдется в 2 млн 269 тыс. рублей.

Ford Kuga

Первый кроссовер от корпорации Ford был разработан на единой платформе «С1» специалистами из Кёльнского инженерного центра. На этой базе было создано много знаменитых автомобилей: Ford Focus, Volvo S40, Mazda 3, Ford C-Max и другие. Так что качественные ездовые свойства у фордовского кроссовера – фамильная черта. Среди всех кроссоверов, рассмотренных в обзоре, именно Kuga является самым «легковым» автомобилем по управлению и по динамике разгона и торможения. Девушке не составит труда обучиться вождению на этом джипе, ведь машина сделана для «людей» и очень проста в управлении.

Этот кроссовер выделяется привлекательным и ярким дизайном, что, несомненно, порадует водителей женского пола. Кинетический стиль, который характерен для этих моделей, виден сразу: плавные линии кузова «Kuga» сочетаются с различными выштамповками, а вытянутая светотехника выглядит лучше, чем на многих представителях данного класса.

Рельефные кресла с увеличенной боковой поддержкой, а замечательная кожаная обивка добавит больше комфорта и безопасности. Автомобиль полноприводный и имеет двигатель объемом в 2,6 литра.

Цена на такой автомобиль – от миллиона рублей.

Назначение и разновидности рамы

Рама во внедорожнике представляет собой разновидность несущей системы в виде основы для крепления агрегатов и кузова. Это делает конструкцию значительно прочнее относительно несущего кузова, но негативно сказывается на ее общем весе. Рама с кузовом может быть изготовлена как в виде цельной конструкции, что делает ее еще прочнее, так и с разборными соединениями.

Такой запас прочности, продлевающий ресурс всей конструкции машины, оборачивается несколько сниженными эксплуатационными характеристиками, за счет более высокого веса и пониженной управляемости. Данный класс автомобилей предпочитают использовать водители, применяющие их в условиях бездорожья, так как повышенная прочность конструкции – просто насущная необходимость.

По видам конструкции, рамы бывают следующие:

1. Лонжеронная (лестничная).

2. Хребтовая.

3. Вильчато-хребтовая (Х-образная).

4. Периферийная.

5. Решетчатая (пространственная или трубчатая).

6. В виде несущего основания.

Самым востребованным типом конструкции является лонжеронный, который применяется в большинстве внедорожников. Он выполнен из балок, усиленных в местах с максимальной нагрузкой. Части рамы скрепляют сваркой, болтами и заклепками.

Меряемся клиренсами

Роль условной «девяточки» в нашем конфликте водительского мастерства исполнила Lada Vesta Cross. Классический седан с передним приводом и 1,6-литровым бензиновым мотором. Ах да. У нас роботизированная коробка передач, но разве это может остановить настоящих ковбоев? Тем более когда у версии Cross заявленный клиренс составляет 203 мм. Да это же кроссовер!

Клиренс у Lada Vesta Cross хорош — 203 мм, но вот длинные свесы все портят

Кандидат № 2 — Renault Duster, предоставленный другом и коллегой Андреем Барашко. Андрей превратил свой стандартный полноприводный кроссовер в экспедиционный внедорожник ProDuster. Для этого в Польше был куплен кит-комплект для увеличения дорожного просвета — получились внушительные 250 мм. Стальными листами укрыли двигатель, картер заднего дифференциала и бензобак. Место штатных колес заняли внедорожные BF Goodrich All Terrain. Колеса дали прибавку еще в 20 мм, так что финальный клиренс составил 270 мм. В переднем бампере появилась лебедка (но она в нашем тест-драйве не участвовала, зуб даем!), а из-под капота выведен шноркель для забора воздуха. Ни двигатель, ни коробка передач, ни система полного привода никаким переделкам не подвергались — здесь двухлитровый бензиновый мотор мощностью 140 л. с., шестиступенчатая «механика» и подключаемый многодисковой муфтой полный привод.

«Лифтованный» Renault Duster приподнялся над землей на 270 мм — свое дело сделали колеса и проставки в подвеске

Внедорожная «печка», от которой пляшет весь тест-драйв, — это квадрицикл СFMOTO 10U EPS. Вот уж где квинтэссенция внедорожных возможностей, хотя в целом эта техника позиционируется как утилитарная. Здесь полностью изолированная трехместная кабина, есть регулировка руля, подогрев сидений и даже «печка». И что забавно — дефлекторы системы обогрева и вентиляции выглядят так же, как и на ProDuster.

Мотовездеход (или снегоболотоход) CFMOTO U10 — больше утилитарная, чем экстремально-внедорожная техника. Но даже он на бездорожье творит чудеса

Малый вес (практически в два раза легче того же Duster), короткая база, практически полное отсутствие свесов и три режима работы полного привода делают из CFMOTO U10 очень хороший внедорожник. В «базе» мотовездеход ездит на заднем приводе. Передний мост подключается жестко, без межосевого дифференциала. В особо сложных условиях можно заблокировать передний дифференциал. Литровый мотор выдает 72 л. с. и разгоняет CFMOTO U10 до 95 км/ч. Да, чуть не забыли. Клиренс у мотовездехода — 265 мм.

Подключаемый полный привод

Эта схема полного привода является самой простой, а, следовательно, и самой надежной. Но каких-либо сверх чудес от нее ожидать не стоит. Вся ее суть должна быть понятна из названия. В автомобилях с такой трансмиссией постоянно крутящий момент от двигателя передается только на одну ось. В зависимости от модели такими постоянно ведущими колесами могут быть как передние, так и задние. Последний вариант встречается чаще, так как он более практичный в плане обслуживания и ремонта.

Собственно, полный привод может подключаться вручную, когда, по мнению водителя, он поможет преодолеть сложный участок дороги

При этом, важно понимать, что подключаемый полный привод реализован таким образом, что все четыре колеса взаимосвязаны между собой жестко. То есть, независимо от дорожных условий, поворота руля и так далее – все четыре колеса вращаются с одинаковой скоростью

Как это работает на бездорожье? При включенном полном приводе на таких автомобилях все колеса «молотят» одинаково, независимо от того, какое покрытие находится под каждым из них. Например, если три колеса наедут на очень скользкую поверхность (лед, рыхлый снег, грязь), а одно останется на более или менее твердой поверхности, то именно последнее и «вытянет» машину из этой ситуации.

Исходя из этого, получается, что такой полный привод абсолютно недопустимо использовать на нормальных дорогах с твердым покрытием. Это приведет не только к повышенному износу покрышек, но также может в один миг вывести из строя всю трансмиссию. Также из принципа работы подключаемого полного привода следует, что для обеспечения лучшей динамики и управляемости – технология не подходит.

Плюсы полного привода «part-time»

Собственно, достоинств у полного привода подключаемого типа не так уж и мало:

  • сравнительная простота устройства;
  • возможность существенно увеличить проходимость автомобиля при необходимости;
  • неприхотливость при правильной эксплуатации;
  • невысокая стоимость обслуживания;
  • не особо повышает шумность в салоне (по крайней мере, не выделяется на фоне остального шума);
  • идеально подходит для периодического преодоления участков с грязью, размокшей глиной, песком, рыхлым и затвердевшим снегом.

В некоторых ситуациях подключаемый полный привод позволяет избежать проблем при движении в горку по сколькому покрытию. Там, где передний или задний привод не «вытащит», подключенный полный – увеличит проходимость в полтора-два раза.

Минусы полного привода «part-time»

«Благодаря» относительной простоте, подключаемый полный привод имеет несколько недостатков:

  • системой придется управлять вручную;
  • наличие подключаемого полного привода не дает никаких преимуществ на скользких дорогах, где скорость движения – приличная;
  • трансмиссия этого типа, будучи забытой во включенном положении, может привести к серьезным поломкам;
  • подключаемый полный привод не имеет ничего общего с повышением управляемости, динамики, поворачиваемости и безопасности;
  • наличие раздаточной коробки и других элементов вспомогательного моста утяжеляет автомобиль;
  • соответственно, хоть и незначительно, повышается расход топлива.

В завершение стоит отметить, что даже за столь примитивную систему полного привода при покупке автомобиля, все равно, придется немного переплатить. Стоит ли оно того – зависит от предполагаемого режима эксплуатации. Часто ли вам понадобится полный привод, который эффективен только в глубокой грязи?

Марки и модели машин с подключаемым полным приводом

Справедливости ради следует сказать, что истинный подключаемый полный привод – это, скорее, дань прошлому. Встречаются они, конечно, и в более или менее современных автомобилях. Но, это либо дешевые китайские копии легендарных американских или европейских внедорожников, или же машины с не совсем «честными» подключаемыми приводами.

Из известных моделей, которые, несмотря на свой возраст, пользуются популярностью среди любителей бездорожья и по сегодняшний день, можно отметить две машины. Первая, это, конечно же, Jeep Wrangler. Знаменит этот автомобиль, в том числе, тем, что после его появления многие пользователи начали обзывать «джипами» абсолютно все, что имеет схожие очертания кузова. Да и супер-способности таким автомобилям тоже нередко приписываются, хотя многие из них увязают в двухсантиметровом слое снега или грязи.

Второй, не менее легендарный автомобиль с подключаемым полным приводом – это японец Nissan Patrol. Это излюбленная модель охотников, рыбаков, егерей и других, кому машина нужна преимущественно для «лазания» по настоящей брутальной грязи, а не для понтов. Часто «снимается» в кино.

Задний привод

Начнем с заднего привода, который считают классическим, это связано с тем, что очень долгое время автомобили имели задний привод и расположенный спереди продольно двигатель.

Итак, преимущества заднего привода:
1. Силовой агрегат и коробка передач закреплена на кузове на мягких и упругих элементах, что гарантирует больший уровень комфорта ввиду отсутствия паразитных вибраций.
2. На рулевое колесо не воздействуют реактивные моменты при разгоне, что улучшает качество контроля над авто.
3. При быстром и резком ускорении с места вес машины перераспределяется назад и ведущие колёса меньше подвержены пробуксовке и потере сцепления с дорогой, что позволяет не эффективнее стартовать.
4. Нагрузка по осям хорошо распределена, оптимально распределяется работа между передними и задними шинами, что предотвращает их быстрый износ.

Недостатки заднего привода:
1. Дороговизна в производстве, что отражается на конечной цене автомобиля.
2. Автомобили с задним типом привода тяжелее, у них, как правило, всегда расположен по центру кузову тоннель, съедающий полезный объем салона, и уменьшающий комфорт задних пассажиров.
3. Проходимость в условиях снега и грязи хуже, чем у переднее- или полноприводных машин.
4. Склонность к заносу задней оси авто.

Постоянный полный привод

В данном случае о конфигурации полного привода само за себя говорит его название. Суть «постоянства» такой трансмиссии в том и заключается, что крутящий момент от двигателя передается на все колеса, независимо от условий эксплуатации автомобиля. При этом, следует понимать, что по умолчанию колеса полноприводной машины, в отличие от подключаемого привода, могут вращаться с разной скоростью.

Последняя особенность имеет как свои преимущества, так и недостатки. В частности, если автомобиль с постоянным полным приводом без блокировки дифференциала попадает на неравномерное дорожное покрытие, то с проходимостью могут возникнуть серьезные проблемы. Грубо говоря, будет получаться так, что, то колесо, которому дорога «сопротивляется» менее всего, будет неистово буксовать, тогда как остальные – стоять на месте, как приклеенные.

К счастью, упраздняется этот недостаток очень просто. Для того, чтобы автомобиль с постоянным полным приводом не обездвиживался на труднопроходимых участках, он оснащается механизмом, блокирующим все колеса (либо одну ось). В результате трансмиссия начинает работать по аналогии с подключаемым полным приводом, что и позволяет пролезть через грязь, рыхлый снег и так далее.

По большому счету, полный постоянный привод – это отличная технология для улучшения динамических характеристик автомобиля, а не его проходимости. Именно поэтому, трансмиссии данного типа чаще встречаются на серийных мощных машинах, славящихся быстрым разгоном «до сотни», улучшенной управляемостью при прохождении поворотов и другими мелкими аспектами.

Плюсы полного привода «full-time»

Подытожим все вышесказанное кратеньким списком плюсов постоянного полного привода:

  • далеко не самая сложная конструкция;
  • существенно увеличивается динамика автомобиля;
  • при умелых действиях повышается управляемость на скользкой дороге;
  • возможно прохождение поворотов на более высоких скоростях;
  • более эффективным оказывается торможение двигателем;
  • повышенная безопасность машины, в целом.

Справедливости ради стоит отметить, что весь набор плюсов полного привода этого типа доступен не на всех моделях, где он реализован. Дело в том, что между одинаковыми по своей сути трансмиссиями за счет доработок и внедрения вспомогательных систем – поведение автомобиля может кардинально изменяться.

Минусы полного привода «full-time»

Здесь вполне можно обойтись кратким списком:

  • повышенная шумность трансмиссии;
  • дополнительный вес;
  • увеличенный расход топлива;
  • заметная разница в стоимости автомобилей;
  • сравнительно невысокая надежность;
  • дорогой ремонт;
  • непредсказуемость поведения машины при определенных условиях.

Аналогично, как и с преимуществами полного привода «на постоянной основе», часть его недостатков может быть нивелирована за счет тех или иных технологических решений.

Марки и модели машин с постоянным полным приводом

Несмотря на то, что постоянный полный привод плохо подходит для полноценных внедорожников, в таких моделях он, все же, не редкость. В качестве наиболее наглядного примера можно привести хотя бы отечественную Ниву. Это та, которая ВАЗ-2121. Многие, наверное, знают, что в трансмиссии этой машины реализована принудительная блокировка дифференциала, благодаря которой можно временно существенно повысить проходимость.

Гораздо более интересным примером автомобиля с постоянным полным приводом является немец Audi Quattro с одноименной фирменной системой распределения крутящего момента между ведущими колесами. История этой машины очень богата и разнообразна, а начало свое берет аж в далеком 1980 году. Несмотря на то, что изначально модель позиционировалась, как чисто раллийная, завоевала она немалую популярность и среди обычных автолюбителей.

Следующая, не менее легендарная и титулованная машина с постоянным полным приводом – это Subaru Impreza WRX с фирменной трансмиссией AWD. Аналогично немке этот японец за долгие годы своего существования успел и на раллийных гонках прославиться, а также стать почти объектом для поклонения многочисленных фанатов. Тем более, что постоянный полный привод подкреплен в этой машине еще и довольно нетипичным для серийных моделей оппозитным двигателем.

Полный привод

Даже подключаемый полный привод через вискомуфту, имеет намного сложное строение (я уже молчу о постоянных). Здесь больше частей, которые крутятся (большую часть времени) в холостую, есть уже два моста, а не один, также появляются карданный вал и задняя ось уже не второстепенна.

Устройство

  • Двигатель
  • Коробка передач, которая может быть совмещена с передним дифференциалом. Однако передний дифференциал может быть вынесен отдельно
  • Передняя ось с ШРУСАМИ на передние колеса
  • Межосевой дифференциал, он также может быть в одном корпусе с коробкой, но может быть и отдельно (все зависит от конструкции)
  • Раздаточная коробка.
  • Задний кардан для передачи крутящего момента заднему мосту
  • Вискомуфта или электромуфта (гидромеханическая) для автоматического подключения заднего моста
  • Задний мост. Может быть сделан в литом корпусе, из которого выходят две полуоси к задним колеса. Но сейчас зачастую от заднего дифференциала идут также две оси со ШРУСАМИ, по аналогии с передней осью.

Как вы можете видеть, строение намного сложнее! Здесь появляется еще два дифференциала, межосевой и задний, также есть раздаточная коробка, вискомуфты и прочее. Все это прибавляет в весе автомобилю минимум 100 кг, а возможно и больше. Также здесь есть много частей, которые «крутятся» в масле, и за ними реально нужно следить. Некоторые производители рекомендуют менять в них трансмиссионное масло. Если потечет какой-либо сальник, то может выйти из строя целый узел. Я думаю все это понимают, но опять же все думают раз у меня есть полный привод, то я на каком-нибудь паркетнике или кроссовере, на RAV4 или том же Duster, просто стану покорителем бездорожья – «что мне УАЗ, я сам как УАЗ»! НО реально так ли это?

Постоянный полный привод

Автомобили с постоянным полным приводом работают следующим образом: крутящий момент от двигателя идет на раздаточную коробку, а она в свою очередь раздает через карданные валы тягу на передние и задние колеса.

Эта система со свободным дифференциалом между осями. Другими словами вся мощность двигателя может поступать как к четырем колесам, так и к одному колесу, это зависит от степени загруженности каждого из колес. Так устроена система автомобиля “Нива”.

Такая система хороша как на бездорожье так и на трассе. Для бездорожья в постоянный полный привод включают блокировку дифференциалов, об этом чуть позже.

Компоновка полного привода

«Классическая»

Схема трансмиссии полноприводного автомобиля с раздаточной коробкой.

Трансмиссия трёхосного полноприводного автомобиля ЗИЛ-157.

Грузовые автомобили повышенной проходимости, автобусы, сконструированные на их базе (ПАЗ-3206, штабные автобусы на шасси ГАЗ-66), внедорожники, начиная с Willys MA и ГАЗ-64.

Один из самых компактных в мире классических внедорожников с несущим кузовом — российская LADA 4×4 ВАЗ-2121.

Двигатель размещён продольно, в одном блоке со сцеплением и коробкой передач. Крутящий момент передаётся через промежуточный карданный вал на раздаточную коробку (ГАЗ-63, ГАЗ-69), впрочем, раздаточная коробка может быть в одном блоке с коробкой передач (УАЗ-469, УАЗ-452). От раздаточной коробки карданные валы передают крутящий момент на передний ведущий мост и на задний (или на тележку, если автомобиль трёхосный и более). Средний мост при этом проходной, от него к заднему идёт карданный вал. На выпускавшихся ранее трёхосных ЗИС-151, ЗИЛ-157, КрАЗ-214 отдельный карданный вал шёл к среднему мосту, а к заднему подходили последовательно два карданных вала с промежуточным подшипниковым узлом, установленным на среднем мосту.

На основе переднего привода

Схема трансмиссии полноприводного автомобиля на основе переднеприводного с продольным расположением двигателя.

Схема трансмиссии полноприводного автомобиля на основе переднеприводного с поперечным расположением двигателя.

На основе переднеприводных легковых автомобилей многие фирмы, особенно японские (родоначальником в 1971 году стала фирма Subaru), выпускают версии с приводом на заднюю ось (как отключаемым, так и постоянно включенным). Встречаются модели как с продольным расположением двигателя, например, Subaru Leone, Audi Quattro и т.д., так и с поперечным (представлены в настоящее время в большинстве случаев). Штатная коробка передач переднеприводного автомобиля (как механическая, так и автоматическая) изменена, установлен редуктор отбора мощности к задней оси, крутящий момент передаётся через карданный вал на заднюю ось. Дифференциал с блокировкой (если он есть, на моделях с постоянным приводом) находится в картере коробки передач. На автомобилях с отключаемой задней осью подключение её производится или рычагом, или кнопкой (вакуумный сервопривод с электрическим управлением). Многие легковые автомобили с полным приводом имеют защиту поддона картера двигателя, дорожный просвет не увеличен в сравнении с переднеприводной моделью (используются одни и те же детали подвески).

Subaru Leone Break 4WD (1972) — Первый в мире дорожный переднеприводный легковой автомобиль дооснащенный полным приводом

Из советских легковых автомобилей эту компоновку имели автомобили ЛуАЗ-967 и ЛуАЗ-969, на них устанавливался двигатель воздушного охлаждения автомобилей «Запорожец», изменённая коробка передач имела подключаемый вал отбора мощности к задней оси. Однако эти автомобили изначально относились к категории внедорожников.

С задним расположением двигателя

Схема трансмиссии полноприводного автомобиля на основе заднеприводного с продольным расположением двигателя.

Subaru Sambar 4WD, Япония. Откинув задний бампер, можно получить доступ к двигателю.

До 2010-х существовало небольшое количество моделей полноприводных автомобилей с заднемоторной компоновкой, например, фургоны и микроавтобусы Subaru Sambar/Domingo, малотоннажные грузовики (грузоподъёмностью около 500 кг) других японских фирм, например, Honda. Основной привод на заднюю ось, коробка передач объединена с главной передачей. Привод на переднюю ось отключаемый или постоянно включен. Доступ к двигателю происходит через откидной задний бампер или через разбираемый пол в салоне микроавтобуса. Подвеска колёс независимая.

VW T3 Syncro Doppelcabine Lastwagen, Германия-Австрия

В Австрии фирма Steyr по заказу VAG выпускала в 1985-1992 гг. полноприводную версию Syncro заднемоторного микроавтобуса Volkswagen Transporter T3. С конца 1980-х модель Transporter Syncro предлагалась еще и в кузовах фургон и пикап, а также премиальных исполнениях Caravelle и Carat.

Некоторые колёсные бронированные машины также имеют заднее расположение двигателя (например, БРДМ-2, БТР-60), но в их конструкции используются агрегаты от «классических» грузовых полноприводных автомобилей (двигатель с коробкой передач, раздаточная коробка).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector