Система мдп или carnet tir: основные принципы работы

Существующие проблемы

В последнее время наблюдается количественное снижение перевозок с использованием книжек МДП

Один, но крайне важный фактор, имеющий ключевое значение здесь — ограничение российской таможенной службой действия Конвенции МДП на территории страны, поскольку из системы выпадает важное составляющее звено, нарушается базовый принцип — многосторонность и фактическая возможность провозить грузы по единому упрощенному порядку из точки «А» в точку «Б». В мае прошлого года было принято решение Евразийского межправительственного совета, в соответствии с которым правительствам государств — членов Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) поручалось обеспечить непрерывное действие Конвенции МДП на всей территории интеграционного объединения. Спустя полгода приказом Федеральной таможенной службы Российской Федерации были установлены 45 российских пунктов пропуска, которые уполномочены принимать книжки МДП

Вместе с тем в перечень не вошел ряд автодорожных переходов, которые чрезвычайно востребованы перевозчиками, например Брусничное (на границе с Финляндией), Бурачки (на границе с Латвией), Нехотеевка и Троебортное (на рубежах с Украиной)

Спустя полгода приказом Федеральной таможенной службы Российской Федерации были установлены 45 российских пунктов пропуска, которые уполномочены принимать книжки МДП. Вместе с тем в перечень не вошел ряд автодорожных переходов, которые чрезвычайно востребованы перевозчиками, например Брусничное (на границе с Финляндией), Бурачки (на границе с Латвией), Нехотеевка и Троебортное (на рубежах с Украиной).

Негативным фактором в развитии системы МДП является и позиция относительно осуществления внутренних перевозок с применением книжек МДП между странами — участницами ЕАЭС. Россия решила, что перевозка грузов с применением книжки МДП допускается только в случаях, когда она начинается и (или) заканчивается за пределами таможенной территории ЕАЭС. Похожий шаг сделал и Государственный таможенный комитет Республики Беларусь. Еще в 2011 году таможенным службам было направлено указание об исключении помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита с применением книжки МДП при доставках в пределах Таможенного союза, если такая перевозка начинается на территории Республики Беларусь и при ее осуществлении не предусматривается перемещение по территории государства, не являющегося членом Таможенного союза.

Еще одной проблемой является невозможность перевозки в «наших широтах» сборных грузов по книжке МДП. Происходит это по разным причинам. Тут и способствующее усилению данных тенденций развитие логистической инфраструктуры в Беларуси, и вполне очевидное сжатие товарных рынков, становящееся причиной сокращения объема грузов и борьбы за «дозволы» на проезд по территории иностранных государств.

Вопрос по сборным грузам изучали специалисты МСАТ. Они пришли к выводу, что техническая возможность в соответствующих информационных ресурсах (прежде всего, имеется в виду TIR-EPD) активировать настройки и подавать предварительную информацию на внутренние таможни в Беларуси в случае нескольких мест разгрузки имеется. Более того, аналогичный пилотный проект был недавно проведен в Казахстане, где приложение TIR-EPD, представленное во внутреннюю таможню, было успешно принято и обработано казахстанскими таможенными органами. Так, может быть, подобный пилотный проект было бы целесообразно организовать и провести в Беларуси, чтобы на практике изучить и представить новые возможности.

Ассоциация «БАМАП» выступила с подобной инициативой в адрес Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, предложив в целях оптимизации и ускорения совершения таможенных операций организовать совместный (в том числе с МСАТ) эксперимент по передаче электронной предварительной информации (ЭПИ) перевозчиками посредством TIR-EPD в два и более внутренних пункта таможенного оформления (ВПТО) при перевозке сборных грузов по процедуре МДП. В частности, предлагается осуществить последовательное представление отдельных ЭПИ, сформированных посредством TIR-EPD, в каждый ВПТО с той частью груза, которая будет находиться в автотранспортном средстве по прибытии в ВПТО. Пока о каких-либо возможностях проведения эксперимента и самой практической реализации предложений нет.

Книжка МДП

В каждой стране – участнице системы TIR такие бланки может реализовать отдельная организация. В РФ этим занимается Ассоциация международных автомобильных перевозок (АСМАП), офис которой находится в столице России городе Москве.

Документы на груз Carnet TIR

Для чего нужна и где получить

Книжка МДП гарантирует, что при пересечении границы у водителя не будет проблем. Аналогичные бланки, разрешающие провоз грузов через таможню без полного досмотра, в РФ выдает АСМАП. Как получить Carnet TIR, какие документы для этого требуются и сколько надо выплатить денег, заинтересованные лица могут узнать на официальном сайте организации.

Подробные разъяснения, для чего используется Carnet TIR, можно получить из этого видео:

Как выглядит

Внешне книжка МДП напоминает большого формата блокнот, имеющий характерные особенности:

  • обложка выполнена из плотной бумаги горчичного цвета;
  • грузовой манифест имеет желтый цвет;
  • отрывные талоны печатаются попарно на бумаге белого и зеленого цвета.

Каждому образцу присваивают порядковый номер, состоящий из двух латинских литер и восьми цифр.

Во время прохождения таможенного контроля сотрудник осматривает пломбы, удаляет из книжки талон. После этого транспорт пересекает государственную границу, направляясь к месту назначения.

«Шапка» книжки TIR

Судебная практика и законодательство Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП Конвенция МДПЗаключена в г. Женеве 14.11.1975

В соответствии со Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП, 1975) приказываю:

1. Допускать ввоз на таможенную территорию Евразийского экономического союза товаров, перемещаемых в соответствии с Конвенцией МДП, 1975 через российско-финляндский, российско-украинский, российско-монгольский, российско-норвежский, российско-эстонский, российско-латвийский, российско-абхазский, российско-азербайджанский, российско-грузинский, российско-польский, российско-литовский участки государственной границы Российской Федерации, только через пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, указанные в к настоящему приказу.

— МДП, заполненную в соответствии с положениями Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 года (далее — Конвенция МДП) с прилагаемыми к ней транспортными (перевозочными) и коммерческими документами;

11. Удостоверение является основанием для выдачи российскому перевозчику разрешения компетентного органа иностранного государства на проезд конкретных транспортных средств по территории этого иностранного государства, а также одним из обязательных документов для допуска к процедуре международной автомобильной перевозки в соответствии с Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (1975 год).

В целях повышения эффективности контроля за перемещением товаров в соответствии с Конвенцией МДП, 1975, предотвращения нарушений таможенных правил, на основании подпункта 4 пункта I совместного заявления ГТК России, Международного союза автомобильного транспорта (МСАТ) и Ассоциации международных автомобильных перевозчиков по внедрению системы SafeTIR и обмену информацией от 04.12.2003 предлагаю обеспечить выполнение уполномоченными должностными лицами, ответственными за выдачу разрешений на внутренний таможенный транзит (ВТТ) или международный таможенный транзит (МТТ) товаров, следующих действий дополнительно к установленным таможенным законодательством при помещении товаров под процедуру ВТТ (МТТ):

Согласно Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (далее — Конвенция МДП) положения указанной конвенции применяются при перевозке грузов, осуществляемой без их промежуточной перегрузки, в дорожных транспортных средствах, составах транспортных средств или контейнерах, с пересечением одной или нескольких границ от таможни места отправления одной из Договаривающихся сторон до таможни места назначения другой Договаривающейся стороны.

В соответствии с к Конвенции МДП, 1975 срок действия Свидетельства о допущении 2 года. В то же время в соответствии со Таможенного кодекса Российской Федерации Свидетельство о допущении действительно до тех пор, пока не произошли изменения конструкции транспортного средства.

1) книжку МДП, оформленную в соответствии с требованиями Конвенции МДП, в случае перевозки товаров в соответствии с указанной конвенцией;

2) лист с обозначением «5» комплектов ТД1 и ТД2 или один из листов с обозначением «4/5» комплектов ТД3 и ТД4 ТД.

В целях обеспечения применения таможенными органами Таможенного Таможенного союза (Федеральный закон от 2 июня 2010 г. N 114-ФЗ «О ратификации договора о Таможенном кодексе Таможенного союза» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 23, ст. 2796)), Таможенной о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП, 1975), Федерального от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст. 6252) и обеспечения единообразного применения таможенными органами мер обеспечения соблюдения таможенного транзита приказываю:

С целью пресечения случаев нарушения Конвенции МДП, 1975 и обеспечения полного перечисления таможенных платежей в федеральный бюджет на основании постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. N 1567 «Об обеспечении исполнения Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП 1975 года)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 51, ст. 5816), Конвенции МДП, 1975 и постановлений по делам об административных правонарушениях (далее — АП) в области таможенного дела N 10119000-89/2012, N 10119000-92/2012 обязываю:

2) заполняет соответствующие графы отрывных , и книжки МДП;

3) указывает в графе 22 комплекта отрывных , и графе 5 книжки МДП таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место убытия товаров с таможенной территории Таможенного союза;

Скачать образец документа

Скачать в .doc/.pdfСохраните этот документ у себя в удобном формате. Это бесплатно.

ЖУРНАЛ

РЕГИСТРАЦИИ КНИЖЕК МДП (ТАМОЖНИ ВВОЗА, ОТПРАВКИ)

----T----T--------------T-------------T--------------T------T------T---------¬
¦N  ¦Дата¦ Получатель / ¦  Перевозчик ¦     Товар    ¦Кол-во¦  Вес ¦ Единица ¦
¦п/п¦    ¦ отправитель  ¦(наименование¦(наименование,¦ мест ¦брутто¦стоимости¦
¦   ¦    ¦(наименование,¦   и адрес)  ¦      код)    ¦      ¦(тонн)¦         ¦
¦   ¦    ¦ адрес, ж/д   ¦             ¦              ¦      ¦      ¦         ¦
¦   ¦    ¦   станция    ¦             ¦              ¦      ¦      ¦         ¦
¦   ¦    ¦  назначения) ¦             ¦              ¦      ¦      ¦         ¦
¦   ¦    ¦              ¦             ¦              ¦      ¦      ¦         ¦
+---+----+--------------+-------------+--------------+------+------+---------+
¦ 1 ¦  2 ¦      3       ¦      4      ¦       5      ¦   6  ¦   7  ¦    8    ¦
L---+----+--------------+-------------+--------------+------+------+---------+
---------T----------T-----------T-------------T----------T-------------T------¬
Стоимость¦  Таможня ¦  Ф.И.О.   ¦Подтверждение¦Документы ¦Подтверждение¦ Номер¦
         ¦назначения¦инспектора,¦  о доставке ¦отправлены¦  таможни    ¦книжки¦
         ¦          ¦   личная  ¦ (дата, N    ¦в таможню ¦ назначения  ¦  МДП ¦
         ¦          ¦ номерная  ¦  документа) ¦назначения¦о поступлении¦      ¦
         ¦          ¦   печать  ¦             ¦(число,   ¦ документов  ¦      ¦
         ¦          ¦           ¦             ¦подпись)  ¦             ¦      ¦
         ¦          ¦           ¦             ¦          ¦             ¦      ¦
---------+----------+-----------+-------------+----------+-------------+------+
    9    ¦    10    ¦    11     ¦     12      ¦    13    ¦      14     ¦  15  ¦
---------+----------+-----------+-------------+----------+-------------+-------

Скачать в .doc/.pdfСохраните этот документ сейчас. Пригодится.

Вы нашли то что искали?

* Нажимая на одну из этих кнопок, Вы помогаете формировать рейтинг полезности документов. Спасибо Вам!

Смежные документы

  • Журнал: образцы (Полный перечень документов)
  • Поиск по фразе «Журнал» по всему сайту
  • «Журнал регистрации книжек МДП (таможни ввоза, отправки)».doc

Документы, которые также Вас могут заинтересовать:

  • Журнал регистрации книжек МДП (таможни вывоза, назначения)
  • Журнал регистрации выдачи инспекторских свидетельств
  • Журнал регистрации заявлений, поступивших от претендентов на должность судьи
  • Журнал регистрации бланков денежных чековых книжек получателей средств бюджета города Москвы
  • Журнал регистрации отбора проб строительных материалов. Форма N Ф-15
  • Журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда персонала энергетических организаций системы жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
  • Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте персонала энергетических организаций системы жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
  • Журнал регистрации и учета будущих воспитанников муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Железнодорожного
  • Журнал регистрации обращений и выдачи разрешений на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, для внутрихозяйственных целей (рекомендуемая форма)
  • Журнал регистрации свидетельств о допущении транспортных средств к перевозке грузов под таможенными печатями и пломбами

Как работает

При каждом пересечении границы из блокнота TIR вырывается один лист. Взамен водителю остается корешок от вырванного листа. Все отрывные квитки удаляются парами: белый и зеленый. Первый означает открытие TIR, второй – закрытие.

При использовании документа, не стоит подменять понятия: открытие ТИРа не синоним начала перевозки, также как и ее окончание – не закрытие ТИРа. В данном случае речь идет именно об использовании процедуры МДП, остальная часть перевозки груза может осуществляться по другой методике. Открыть ТИР означает встать под национальный таможенный контроль, закрыть – выйти из него.

Для каждой таможенной зоны предусмотрено четное число отрывных листов. Выехать из этой зоны, не закрыв документ, нельзя. Для каждой зоны он открывается и закрывается заново.

Пример перевозки груза с использование процедуры TIR в таможенном пространстве Швейцария–Европейский Союз–Таможенный Союз:

  1. Растаможивание в Швейцарии, сопровождается открытием ТИРа. Пломбировка груза, постановка на учет в швейцарском таможенном контроле. По завершению поездки по территории этого государства, происходит закрытие второго листа и закрытие процедуры МДП.
  2. При пересечении границы Европейского Союза необходимо заново открыть процедуру МДП для нового таможенного пространства. После выхода из этой зоны лист закрывается и открывается четвертый – для въезда в Польшу.
  3. Въезд в Таможенный Союз сопровождается удалением пятого листа из книжки МДП.
  4. При въезде в Российскую Федерацию потребуется закрыть предыдущую процедуру и открыть новую. Если мест разгрузки несколько, то процедура повторяется несколько раз. Между ними контейнер с грузом вскрывается и пломбируется заново.
  5. После закрытия последней процедуры и возвращения из рейса книжка МДП подлежит возвращению в АСМАП, где производится учет этих документов.

В результате процедуры количество прохождения пунктов таможенного контроля и число таможенных зон может не совпадать. При расчете требуемого количества листов в документе учитывается именно число постановок на таможенный контроль и выход из него, а не количество зон на пути следования. Если бы листов не хватило на весь маршрут, то продолжать поездку пришлось бы по иной процедуре.

Однако, не смотря на суммарное число листов, количество таможенных зон не может превышать трех. Это обоснованно тем, что в документе есть всего четыре графы для отметок таможни, включая страну отправления. Также важна и последовательность прохождения таможен. После заполнения и открытия ТИРа невозможно внести изменения в порядок прохождения таможенных зон. Это приравнивается к административному правонарушению.

Преимущества

Плюсы TIR-перевозок, отличающие их от других процедур:

  • транспортировка возможна только при наличии пломбы на грузе. Запечатанными могут быть контейнеры или сами автомобили;
  • продолжительность транзитной таможенной проверки сокращается в несколько раз, так как тщательное изучение содержимого автомобиля не проводится;
  • при пересечении ведущих пограничных постов проводится проверка по упрощённой схеме;
  • не требуется вносить сбор или депозит импортируемых или экспортируемых пошлин в промежуточных таможенных пунктов.

Какие особенности применения в России

Начиная с 2013 года, действие TIR на территории России серьезно ограничено. Особенно это коснулось импортируемых товаров. Причина ужесточение – длительный конфликт между ФТС РФ и АСМАП. Итогом конфликта стало заявление о том, что для этого груза любой стоимости TIR не будет считать достаточной гарантией для уплаты таможенных сборов на территории России.

В остальных странах Таможенного Союза ТИР действует по прежним правилам. Теперь при ввозе груза российская таможня работает с ТИРом только в одностороннем порядке – на закрытие. Открыть ТИР при пересечении российской границы невозможно.

Доехать с ТИР можно лишь до первого таможенного пункта на российской границе. Если въезд осуществляется, минуя другие государства Таможенного Союза, то на российской границе ТИР будет закрыт. Исключение из правила – т/п «Брусничное», расположенный на российско-финляндской границе. Здесь проехать с TIR можно до первой внутренней таможни. Во всех случаях для дальнейшего передвижения потребуется открыть транзитную декларацию и предоставить гарантию уплаты пошлины.

Аббревиатура TIR (МДП) – что это значит?


Иначе говоря, этими буквами – TIR либо МДП — обозначается интернациональная система, позволяющая по определённой процедуре транспортировать грузы с пересечением границ между странами, присоединившимися к данному соглашению.

Система МДП функционирует, опираясь на Таможенную конвенцию ООН о международной перевозке грузов. Управление системой производится МСАТом (Международным союзом автомобильного транспорта). На сегодня в данной системе принимают участие 67 стран и Европейский Союз. Детальные сведения о Конвенции МДП содержатся в «Справочнике по МДП», который можно найти на сайте МСАТа, а полезная информация об автомобильных контейнерных перевозках вот здесь.

Что такое книжка МДП (Carnet TIR)?

с условиями поставки по ИНКОТЕРМС 2010

Бланки этих документов реализуют организации, определённые внутренними решениями стран, участвующих в системе МДП. В России это – АСМАП (Ассоциация международных автомобильных перевозчиков), находящаяся в Москве. Порядок получения и оформления книжек МДП, список необходимых для этого документов, текущая стоимость книжки, другая информация по сопутствующим вопросам, включая инструкции по подготовке и использованию необходимых при производстве интернациональных перевозок документов – прерогатива АСМАП и могут быть получены с сайта этой организации.

Книжка МДП – документ, внешне похожий на крупноформатный блокнот, в котором имеются:

  • обложка горчичного цвета;
  • грузовой манифест в жёлтом цвете;
  • попарно сдвоенные белого и зелёного цветов отрывные листы с корешками;
  • лист протокола;
  • форзац обложки и его отрывная часть.

Книжка имеет собственный уникальный номер из двух латинских букв и семи цифр. Срок ее действия ограничен — с помощью штампа на её обложке указывается последний срок её действия.

На каждый автомобиль для одной перевозки книжка заполняется в одном экземпляре, действительном вплоть до окончания перевозки. В процессе транспортировки груза таможенные органы стран, границы которых пересекает транспортное средство, проверяют лишь целостность произведённого ранее таможенного пломбирования. После проверки, если целостность пломб не нарушена, работник текущего таможенного органа изымает один лист книжки МДП и заполняет оставшийся в ней соответствующий корешок.

Полностью порядок заполнения этого документа приведён в соответствующей инструкции, также и русскоязычной, распространяемой Международным союзом автомобильного транспорта (IRU) и имеющейся в АСМАП и её отделениях в регионах.

При наличии обоснованной претензии к кому-либо из автоперевозчиков АСМАП покрывает эту претензию как гарант и, уже затем, выясняет отношения с нарушителем.

Всё здесь сказанное не прекращает права любой из пересекаемых автомобилем таможен провести полный контроль, как автомобиля, так и транспортируемого им груза, если посчитает это нужным.

Грузовой манифест TIR CARNET

  • Страна-отправитель и страна-получатель.
  • Таможня-отправитель и таможня-получатель.
  • Таможни в порядке очерёдности их прохождения.
  • Информация о перевозимом грузе: наименование, код по ТН ВЭД, вес брутто и нетто, число мест.
  • Информация о числе мест и указания о соответствующих таможнях назначения.
  • Перечень сопровождающих товар транспортных документов с указанием их номеров.
  • Номер регистрации автомобиля, выполняющего перевозку.
  • Номера применённых пломб, печати и прочие отметки таможни.

Если имеется соответствующий опыт, то всё необходимое можно заполнить и самостоятельно. Однако, для этого необходимо тщательно изучить множество самых различных бумаг, нередко оформленных довольно аляповато. Поэтому лучше все же поручить заполнение документов специалистам, как правило, имеющимся на таможнях. Сколько стоят услуги таможенного брокера и, чем они могут помочь участнику ВЭД, вы можете узнать в одной из наших статей.

Накладные при перевозках

Система декларирования (TIR-EPD) МСАТ поддерживается на сегодня 31 страной.

По окончании транспортировки один из имеющихся экземпляров заверяется получателем и возвращается перевозчику. Получателю груза достаётся последний экземпляр. За полноту и достоверность данных в CMR вся ответственность лежит на том, чья печать стоит в 22-й графе документа. Подробнее о том, что такое CMR мы уже уже рассказывали в предыдущей статье

Необходимо особо подчеркнуть важность совпадения данных, указанных во всех экземплярах не только данного документа, но и вообще во всех перевозочных документах

Как отследить перевозку — система SafeTIR

TIR и эволюция – вовсе не враги и в 1995 году, по причине актуальности указанной задачи, а также из-за необходимости контроля за доступом к МДП Административный комитет решил принять Рекомендацию о создании контрольной системы за использованием книжек МДП. Данная программа, под названием SafeTIR, была внесена в Конвенцию МДП (Приложение 10).

Позже МСАТ создал программный инструмент «SafeTIR в реальном времени», допускающий оперативное отправление в МСАТ сведений о завершении действия МДП, как это и предусмотрено Приложением 10. Эти данные, по их получению, становятся доступными всем присоединившимся к системе, благодаря чему они получают возможность быстро проверить каждую книжку МДП.

Предварительное декларирование перевозок (TIR-EPD)

Система декларирования (TIR-EPD) МСАТ поддерживается на сегодня 31 страной, среди которых находится и Россия. Заблаговременное информирование (основная суть обсуждаемого сервиса) помогает облегчить и ускорить предстоящее таможенное оформление грузов и их контроль, а также увеличивает пропускную способность таможенных пунктов.

Какие преимущества обеспечивает эта система? Если речь идет о транспортных операторах, то:

  • она предоставляется бесплатно;
  • обеспечивает конфиденциальность данных;
  • способна передать информацию о перевозках одновременно в несколько стран;
  • просто и безопасно пользоваться.

Выдачей книжек МДП в России занимается АСМАП.

Органам таможни эта система:

  • гарантирует поступление информации только от зарегистрированных автоперевозчиков;
  • обеспечивает действительность указанной в декларации книжки МДП;
  • заблаговременно располагает информацией о предстоящих перевозках;
  • предоставляет возможность проверки книжек МДП на предмет их действительности.

Для международных торговых отношений эта система:

  • снижает возможность рисков;
  • упрощает проезд через таможенные границы;
  • уменьшает затраты на выполнение перевозок;
  • соответствует современным требованиям безопасности.

Даже неполное перечисление преимуществ подтверждает факт полезности системы TIR-EPD как в плане её применения, так и в смысле экономии средств перевозчиков.

Особенности работы книжки МДП

Применение книжек МДП в процессе прохождения таможенных органов предполагает отрывание из блокнота листов. В результате на руках у водителя транспортного средства остаются только корешки. Расчет данных листов проводится попарно, а к ним относятся зеленый и белый. Белый лист предполагает, что процесс ТИР остается открытым, а зеленый, что ТИР закрывается. Открытый формат предполагает в своей основе нечетное количество корешков, а закрытый – четное.

В данном случае рассматривается только реализация перевозки с использованием процедуры МДП. На практике процесс перевозки может выполняться с использованием другой процедуры. При проведении подсчета имеющихся в распоряжении листов ТИР рекомендуется применять простую формулу: первый лист предполагает установку под имеющийся национальный таможенный контроль и перейти к выполнению процедуры МДП. Второй лист предполагает выход из действия национального принципа таможенного контроля, осуществить комплексное завершение системы МДП.

Для каждой из таможенных зон характерно четное количество фактических отрывных листов. Выйти из текущей таможенной зоны с действующим открытым ТИРом категорически запрещается. На практике он должен быть в самом начале открыт, а после этого закрыт для данной зоны. При проведении планирования комплексных перевозок следует помнить, что без учета числа имеющихся листов таможен итогового назначения может быть не более трех. С целью прохождения фактических таможен в рамках книжки международных дорожных перевозок предусмотрено в общей сложности четыре основные графы, учитывая и таможенный пункт отправления. Дополнительно большую роль играет и последовательность таможен. После заполнения и открытия МДП внести какие-либо корректировки в действующий порядок прохождения таможенных органов проблематично, а также существует серьезная вероятность столкнуться с административным правонарушением.

Национальные особенности применения TIRCarnet

Уже довольно давно в отношениях между Россией и МСАТ наблюдаются серьёзные трения.

Некоторые российские таможни будут обращать внимание на систему TIR и обслуживать соответствующие автомобили согласно принятым соглашениям. Однако список таких таможен, хотя, и согласован сторонами, не является пока утверждённым на правительственном уровне в России, а потому нет никаких гарантий его стабильности и даже принципиальной сохранности.

Практически в любой момент могут возникнуть новые, до сей поры неизвестные, «подводные камни» на границах России

Или наоборот, совершенно неожиданно могут исчезнуть уже имеющиеся на сегодня проблемы, в частности, небольшого числа таможен, через которые есть смысл следовать автомобилям с документами TIR. Однако ни названий таможен, ни сути исчезнувших или появившихся проблем не может назвать сейчас никто.

Никто сегодня не может сказать определённо, каковы будут отношения между Россией и МСАТ завтра. Но теперь вам известно, что означает TIR на фурах и, каковы преференции участников этой системы.

Дополнительные сведения по теме вы найдёте в рубрике «Транспортные документы».

Нюансы TIR-перевозок

TIR на фурах означает, что после размещения внутри полуприцепа груза двери пломбируются, а у шофера имеется «Карнет ТИР», что позволяет следовать до места, обозначенного в документах, без полной проверки на границах. Быстрое прохождение таможенного терминала означает для владельцев груза и непосредственных перевозчиков, что они не теряют время, простаивая в очереди на полную проверку ТС.

Для транзитного государства – это гарантия оплаты пошлин. Чтобы всем участникам процесса перемещения грузов было удобно, разработаны и введены в эксплуатацию соглашения и конвенции, упрощающие действия между разными странами.

Осуществлены такие выгодные возможности для обеих сторон:

  • перевозки возможны сразу через несколько государственных границ, при этом досмотр груза не производится;
  • полная гарантия страховых и специальных сборов в госбюджет транзитного государства.

Максимально доступное объяснение специфики системы МДП смотрите на видео:

Ответственность АСМАП

Гарантию при транзите через территорию РФ и доставке грузов под контролем таможни с соблюдением установленных процедур TIR обеспечивает АСМАП, эта же организация следит за уплатой возможных штрафов ответственными за доставку при пересечении границы.

Ответственность Ассоциации международных автомобильных перевозок распространяется на всех участников системы ТИР независимо от того, какая государственная организация выдала Carnet TIR. При пересечении границы и нахождении на территории РФ АСМАП отвечает перед органами таможни России за правильное завершение процедуры транзита и доставку груза к месту, указанному в документах.

За все товары, находящиеся в запломбированном грузовом отсеке или же в контейнере, даже те, что не вписаны в книжку МДП, организация несет личную ответственность

Офис АСМАП в Москве

Грузовой манифест

В грузовом манифесте содержится следующая информация:

  • подробные данные о стране, которая отправила груз и государстве-получателе;
  • таможня, отправившая груз и место назначения, куда он направляется;
  • полный перечень пунктов пограничного досмотра, через который должен проследовать автопоезд;
  • наименование товаров, код ТН ВЭД, общая масса, количество палет;
  • список документов на груз с указанием номеров;
  • регистрационный номер автомобиля, который осуществляет перевозку;
  • номер пломб, перечень печатей и таможенных отметок.

Оформлением перечисленных документов занимаются специалисты, которые присутствуют на таможенных терминалах.

Оформление накладных

Логотип ТИР на фурах гарантирует наличие сопроводительных документов, которые заранее оформляются в трех экземплярах. На каждой накладной стоит печать отправителя, получателя и организации, ответственной за перевозку к месту назначения. Оригинал остается в пункте загрузки, а две копии находятся в папке документов у водителя.

После разгрузки одна из копий остается у нового владельца, а другая передается водителю, на ней ставится отметка получателя о приемке груза. За правильность заполнения и достоверность данных ответственность несет тот участник перевозки, чья печать проставлена в графе за номером 22. В каждом документе прописанные сведения должны быть идентичными.

Как правильно оформлять накладные для дальнобоя по Европе – смотрите здесь:

МСАТ и Россия

Отношения Международного союза автомобильного транспорта и Российской Федерацией нестабильные. За период 2002–2012 годов происходило много разногласий.

Летом 2018 года наметилось улучшение сложившихся отношений, в результате можно озвучить некоторые выводы:

Определенные таможенные терминалы РФ, список которых был оговорен, но не утвержден окончательно Правительством России, будут обращать внимание на логотип TIR и обслуживать автотранспорт.
Никто не может гарантировать, что на государственной границе РФ, через которую ежедневно проезжает большой поток автотранспорта с пометкой ТИР, не возникнет серьезных проблем при их досмотре.

Госслужащие и чиновники, которые занимают высокие посты в правительстве, не могут точно предсказать развитие отношений между Россией и МСАТ в ближайшем будущем.

Особенности применения ТИР на российской границе

Перечислим эти осложнения:

  • После пересечения российской границы документ МДП закрывается в добровольном или принудительном порядке на первой же таможне, но при этом новый документ МДП не открывается.
  • Для дальнейшей транспортировки требуется оформление транзитной декларации по стандарту РФ, а также необходимо оформить документы, гарантирующие уплату таможенных платежей, это может быть, например, банковская гарантия уплаты таможенных пошлин.
  • После закрытия книжки МДП необходимо оформить все необходимые документы прямо на таможне в течение 3 часов. Если этого не сделать, то транспортное средство будет эвакуировано на штрафную площадку (при этом водителю придётся платить за эвакуацию и каждые за 24 часа простоя на штрафплощадке).
  • Перед въездом в Россию (а также в другие страны Таможенного союза) необходимо пройти специальную процедуру, которая называется Электронное Предварительное Информирование (ЭПИ). Для этого необходимо зарегистрироваться на официальном электронном сайте ЭПИ; после этого необходимо подать информацию о грузе, который будет въезжать на территорию России. В конце вам присвоят специальный MRN-номер, который необходимо показать таможенникам при пересечении российской границы.

В каких случаях рекомендуется прибегать к использованию Carnet TIR, можно узнать из данного видео:

https://www.youtube.com/embed

Подведём итоги. Во-первых, TIR-перевозки осуществляются в рамках Таможенной конвенции о международной перевозке грузов, а подписали эту конвенцию 57 стран (все страны Европы, США, Китай, Индия, некоторые страны Азии и Африки). Во-вторых, в качестве основного документа на груз при таких транспортировках используется книжка МЦП (в европейских странах этот документ называется Carnet TIR). В-третьих, при пересечении границы сотрудник таможенной службы отрывает специальные листки, которые содержатся в книжке МЦП, что служит подтверждением того факта, что груз прошёл растаможивание. В-четвёртых, существует открытая база данных SafeTIR, с помощью которой можно отследить свою книжку МЦП.

Что такое мультимодальные и интермодальные перевозки читайте в нашей статье здесь.

Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе Транспортные документы.

2010-2019 Таможенный портал «ВЭД Центр»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector