О смысле и применении понятия «ограниченная видимость» в пдд рф

Содержание:

Что может мешать видимости

Другие машины, которые оказываются перед вами (например на обгоне, кто-то так же выходит на обгон), рельеф (будь то поворот или горка)

Особое внимание надо уделить фарам встречных машин, и всему, что летит из под колес других автомобилей (снег, вода, пыль) — все эти вещи могут снизить видимость с десятков километров до нуля. Запотевание стекол обладает тем же эффектом

В общем все тут не перечислить, и нужна аналитика.

В заключение скажу, что если есть хотя бы малейшие сомнения что не успеете, лучше повременить и убедиться в безопасности. Пусть другие нервничают и мечут гром и молнии, зато ваша машина и машина коллеги будут целыми, а ваши друзья и друзья других участников движения будут рады присутствию и здравию.

РЕКОМЕНДУЕМ ТАКЖЕ ПРОЧИТАТЬ:

Движение в условиях недостаточной видимости

Вождение автомобиля в условиях недостаточной видимости можно свести к четырем основным категориям:

  • Во время дождя;
  • При тумане;
  • При ослеплении солнцем;
  • Под влиянием иных погодные явления.

Во время дождя

Важная особенность при вождении в дождливую погоду
— снижение сцепления покрышек с покрытием дороги. На мокрой поверхности коэффициент сцепления падает в полтора — два раза, ухудшается управляемость машины, а тормозной путь увеличивается.

Особое внимание необходимо обратить на такие опасности, как:

  • асфальтобетонное дорожное полотно
    , скрытое под опавшими листьями деревьев или грязью;
  • период сразу после начала и по окончания
    дождя.

При движении с высокой скоростью по мокрой дороге, между дорожным покрытием и колесами автомобиля может образоваться водяной клин, или как его еще называют «эффект аквапланирования».

В отличие от движения с низкой скоростью, когда вода между поверхностью дороги и шиной автомобиля вдавливается в рисунок протектора, на высокой скорости этого не происходит.

Признаком начала аквапланирования может служить внезапно возникшая легкость в управлении авто.
Для борьбы с явлением необходимо применить торможение двигателем.

При тумане

В случае когда видимость ограничена туманом, от водителя требуется много больше внимания и опыта, чем при езде в дождливую погоду. Зачастую при авариях, вызванных туманом, количество поврежденных автомобилей измеряется десятками, множество людей получают травмы.

В случае густого тумана нужно немедленно прекратить движение и ждать улучшения погодных условий.

Для этого погодного явления может иметь следующее воздействие на водителя:

  • значительно снижет расстояние видимости;
  • формирует обман зрения;
  • нарушает ориентирование
    в пространстве;
  • искажается восприятие скорости
    и расстояние до объектов;
  • сильное напряжение оказывает влияние
    на психику водителя.

В случае продолжения движения, необходимо:

  • замедлить скорость
    так, чтобы её значение не превышало половину видимого расстояния в метрах;
  • использовать ближний свет
    вместе с противотуманными фарами;
  • для увеличения расстояния видимого перед автомобилем
    , периодически приближать глаза к лобовому стеклу.
  • открыть окно водительской двери, прислушиваться к шумам
    , издаваемым транспортными средствами.

Ни в коем случае не следует:

  • приближаться к впередиидущему
    авто;
  • осуществлять стоянку авто
    в пределах дороги;
  • осуществлять обгон
    или опережение.

При ослеплении солнцем

Прямые солнечные лучи, направленные в глаза уменьшают обзорность водителя, снижают его концентрацию и приводят к переутомлению. Особенно это актуально утренний и вечерний период, солнце находится прямо над горизонтом и солнечные лучи падают параллельно земле.

В случае когда дорожное покрытие, чередуясь, проходит сквозь солнечные и затененные участки, у водителя возникает резкое ухудшение видимости

В таких случаях от водителя потребуется усиленное внимание.. При солнечных лучах, направленных в заднюю часть автомобиля, трудноразличимыми становятся цвета сигналов светофора
, и задних фонарей впередиидущих транспортных средств

При боковых солнечных лучах, на проезжей части образуются области с малоконтрастной тенью

При солнечных лучах, направленных в заднюю часть автомобиля, трудноразличимыми становятся цвета сигналов светофора
, и задних фонарей впередиидущих транспортных средств. При боковых солнечных лучах, на проезжей части образуются области с малоконтрастной тенью.

Оптимальным решением будет использование противосолнечного козырька, закрывающего от прямых солнечных лучей.

Под влиянием иных погодных явлений

При выпадении первого снега дорожное покрытие представляет особую опасность. Снег быстро накатывается и образует ледовое покрытие либо накат, что, вместе с существенно уменьшившейся видимостью, приводит к росту числа аварий.

Видимость на дороге имеет важнейшую роль.

До девяноста процентов информации необходимой для безопасного продолжения движения, водитель получает благодаря зрению. Устройство человеческих глаз требует времени на адаптацию к темноте. Однако, ночью зрение в значительной степени притупляется.

Так, в темное время суток, или в сумерках водитель намного хуже различает сложившуюся на дороге обстановку. Искажается восприятие цветов. Зеленый кажется более светлым чем красный, а тот в свою очередь – черным. Скорость реакции снижается в несколько раз. В среденем на время от 0,6 секунды и более.

Если для ночного движения можно воспользоваться дальним светом фар, то в условиях сумерек он уже плохо освещает дорогу

Необходимо включить противотуманные фары, понизить скорость двигателем и повысить внимание

Правила езды

Понятно, что на сложном участке дороги водитель обязан быть особенно внимательным и аккуратным. И хотя в правилах ПДД ограниченная видимость в этой части отдельным пунктом не регламентируется, требования к движению на сложном участке есть:

  • Запрещен разворот. Маневр нелегко выполнить и там, где он разрешается, есть все условия для его осуществления. Нужно достаточно пространство на дороге, отсутствие препятствий. При ограниченной видимости это невыполнимо, поэтому разворот просто опасен.
  • Запрещена остановка. Находящееся в покое у крутого поворота или на краю подъема ТС создает угрожающую ситуацию для других участников движения. Ведь их водители не увидят стоящий объект, и вероятность наезда на него многократно повышается.
  • Необходимо правильно выбрать скоростной режим. Это требует подпункт 10.1 ПДД:

Водитель должен вести транспортное средство…, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

Очевидно, что быстрая езда при плохом обзоре опасна. Из-за поворота может внезапно появиться другой автомобиль, из-за здания или стоящего транспорта – пешеход. И не всегда в таких условиях помогает экстренное торможение.

Запрещен обгон. Это тоже сложный маневр, при котором нужно прибавить скорость, иметь достаточно места на дороге. Обязательное условие для обгона – выполняющее его транспортное средство не должно становиться помехой для других участников движения и иметь других препятствий, кроме обгоняемого. При ограниченной видимости все это нереально.

Водитель не может быть уверенным, что по встречной полосе к нему не приближается машина, или проезжую часть на опасном отрезке не перебегает человек.

Запрещено движение задним ходом. Пункт 8.12 Правил не допускает осуществления маневра в тех же условиях, где нельзя выполнить разворот. То есть при ограниченной видимости на расстоянии 100 м.

Двигаться в пределах отрезка с плохим обзором следует так, чтобы в случае внезапной остановки тормозной путь оказался максимально коротким. То есть следует учитывать также качество дороги, погодные условия

Очень важно соблюдать дистанцию с другими ТС, не следует подходить к ним слишком близко

Рекомендуем прочитать о том, какой бывает разметка на дороге ПДД. Из статьи вы узнаете о видах разметки согласно ПДД, что делать водителю, если разметка не видна на проезжей части.

А здесь подробнее о том, как трактовать знак «Разворот запрещен».

Правила движения на участке, где ограниченная видимость, в ПДД расписаны достаточно четко. За нарушения по этой части наказывают по разным статьям КоАП, и штрафы там от 500 р. до 5000 р., возможно лишение прав. Но самую серьезную проблему водитель может приготовить себе сам, если попадет в аварию. Ведь при плохом обзоре пути такая вероятность очень высока.

Правила, если видимость небольшая

Существуют также несколько пунктов правил, которые относятся ко всем ситуациям, когда дорогу плохо видно. То есть не имеет значения причина плохой видимости, правила в любом случае должны выполняться.

Аварийная сигнализация и знак аварийной остановки

Если водитель совершил вынужденную остановку и автомобиль плохо видно, то он должен включить аварийку и выставить знак аварийной остановки.

Скорость

При выборе скорости движения водитель должен учитывать видимость в направлении движения. То есть в условиях недостаточной видимости и в местах с ограниченной видимостью имеет смысл снизить скорость.

Очень часто причиной ДТП становится тот факт, что водитель не снижая скорости въезжает в туман или дым и врезается в неподвижное препятствие.

Остановка и стоянка

Также как и разворот, в местах с видимостью менее 100 метров запрещаются остановка и стоянка.

Подводя итоги данной статьи нужно сказать, что правила составлены таким образом, чтобы исключить дорожно-транспортные происшествия в условиях, когда дорогу плохо видно.

Если видимость ограничена из-за погоды, то ПДД предлагают использовать световые приборы и световозвращатели. Если причина плохой видимости — особенность конкретного участка дороги, то правила предлагают отказаться от опасного маневрирования.

Ну и в любом случае, если дорогу видно недостаточно хорошо, то будьте внимательны и осторожны.

Поведение любого водителя на дороге напрямую зависит от условий видимости. Именно ориентируясь на дорогу, особенно если впереди недостаточная или ограниченная видимость, водитель выбирает для себя скоростной режим, предпринимает решения о проведении манёвров, об использовании света и т. д. Можно сделать простой вывод: условия видимости идут бок о бок с водителем во время пути, а чем лучше видимость – тем лучше и комфортнее водителю. Наоборот, кстати, это работает точно так же.

Как правильно продолжать движение при ограниченной видимости по ПДД

Правила дорожного движения не регламентируют особые требования по поводу управления транспортным средством в таких условиях.

Требование только одно – скорректировать скорость движения в соответствии с качеством покрытия дороги и общей обстановкой.

На видео об ограниченной видимости

В ПДД полностью не освещён вопрос по расстоянию, которое называется ограниченной видимостью. В тексте Правил есть информация, что это видимость дороги менее 100 метров. А в условиях ограниченной видимости нельзя применять несколько манёвров, например, обгон, также присутствуют ограничения по стоянке и остановке, разворотам.

Сегодня в Российской Федерации действуют специальные правила дорожного движения. При этом существует специальный набор терминов, которыми обозначаются различные объекты, а также явления.

Одни из таких является «недостаточная видимость» — подразумевается ухудшение видимости в силу каких-либо природных или иных обстоятельств.

Причем под термином понимается определенный характер проблем с видимостью. Устанавливаются четкие границы дальности возможности различать определенные предметы.

В случае возникновения недостаточной видимости следует обязательно принимать регламентированные специальными правилами действия.

В определенных случаях ПДД предписывает полностью прекратить движение по причине возрастающей опасности дорожно-транспортного происшествия.

Скорость при ограниченной видимости

Далее, разберем ситуации закрытого обзора. Пример. Та же ситуация, изображенная на рисунке выше. Проезжаем мимо припаркованных машин по 2-му ряду, едем 60. Вдруг из-за одной машины выходит на дорогу пешеход, которого вы не видели — машина загораживала обзор. А у вас — 60 км/ч и 30 метров остановочного пути… (играет похоронный марш…). Личный опыт: если я еду по 2-полосной дороге, обе стороны которой заставлены машинами (засажены кустами, застроены и т.п.) — моя скорость не более 20 км/ч

И неважно, что говорят ПДД, хоть 80 км/ч. Главное обеспечить себе остановочный путь или возможность ухода в сторону

Нет такой возможности? Снижаем скорость.

Я часто рассказываю об этом, и столь же часто мне возражают, мол, если так ездить, будешь раздражать водителей сзади, которые тебе моргают фарами, сигналят, злятся… И здесь же ученики задают вопрос: как быть, если сзади сигналят? Все просто. Если мне сигналят, я не обращаю внимания и еду дальше. Конечно же, я против создания помех другим водителям, да и пробок у нас и без этого хватает. И сам с трудом сдерживаю эмоции, когда вижу впереди себя медлительного и нерасторопного водителя.

Но давайте отделим мух от котлет. Одно дело, когда водитель сдерживает поток машин сзади из-за своей беспечности. Например, он неосознанно снизил скорость, потому что отвлекся на телефон и набирает смс, хотя здесь можно и нужно двигаться быстрее. Конечно, в этом случае гнев водителей сзади оправдан, и водитель-«тормоз» неправ. Я, конечно, не любитель набирать смс за рулем, но гипотетически в этой ситуации я бы отреагировал – либо ускорением (возможно, с откладыванием написания смс), либо уходом в сторону – в общем, освобождением дороги для проезда других участников дорожного движения.

И совсем другое дело, когда водитель сдерживает торопыг сзади как раз потому, что он грамотный, правильно оценил ситуацию и принял сознательное решение снизить скорость до 20 км/ч в угоду безопасности. Тогда он прав, а лихачи – нет. Они, конечно, этого не знают, но лично мне от этого ни холодно, ни жарко. Вообще, современное безопасное вождение – его еще называют «защитное вождение» (от англ. defensive driving) – подразумевает, что водитель управляет не только автомобилем, но и дорожной ситуацией вокруг себя. Грубо говоря, «парни, вы будете ехать с той скоростью, с которой считаю нужным двигаться я, если превышение этой скорости в данный момент опасно». Правда, если у меня есть возможность уйти в сторону, например, в карман между припаркованными машинами, я так и делаю – пусть летят и рискуют, это уже их дело. Пропускаю и продолжаю двигаться, как нужно мне. Да и мало ли, может у человека пожар дома случился или жена рожает, ему вообще не до чего сейчас, пускай едет… Если же возможности уйти в сторону нет, я ничего не предпринимаю и навязываю свой режим движения.

Так что в ситуации с закрытым обзором при недостаточном расстоянии до возможной помехи законы физики ЗАПРЕЩАЮТ вам ехать даже с разрешенной ПДД скоростью. Особенно это актуально при проезде мимо стоящего на остановке автобуса/троллейбуса. Конечно, еще в 80-х в младших классах школы нас учили обходить автобус сзади, а трамвай спереди. Но мы же с вами понимаем, как дело обстоит в реальности… Готовьтесь к появлению пешехода спереди автобуса: направляйте взгляд в дорожный просвет, увеличивайте боковой интервал, снижайте скорость.

Движение в условиях недостаточной видимости

Существуют определенные правила управления автомобилем в различное время суток, а также в разных погодных условиях.

Соблюдение их — залог безопасности водителя, пассажиров, других участников дорожного движения. Основные, обязательные для рассмотрения вопросы:

  • правила ПДД;
  • управление автомобилем в определенных условиях;
  • в чем разница между ограниченной и недостаточной.

Правила ПДД

Согласно данным пунктам необходимо будет придерживаться следующих правил:

Использовать соответствующее световое оборудование для освещения дорожного полотна Также обозначения присутствия транспортного средства на дороге
В определенных условиях переключать дальний свет на ближний В населенных пунктах — если дорога освещена, при встречном разъезде, в случае движения позади попутных ТС
При остановке обязательно использовать ходовые огни Габаритные для обозначения присутствия

Управление автомобилем в определенных условиях

Управление автомобилем в нестандартных кратковременных погодных условиях имеет некоторые сложности. Именно поэтому опять же необходимо придерживаться определенных правил в каждом отдельном случае.

При тумане

При управлении транспортным средством во время тумана необходимо обязательно соблюдать определенные правила, которые касаются безопасности.

К таковым в первую очередь относятся:

Обязательно требуется включать фары
При наличии таковых нужно включить противотуманные
Не стоит использовать дальний свет
Это не только может ослепить других водителей, но также уменьшит видимость в силу отражения от мелких частиц влаги
Важно придерживаться одной скорости движения, избегать превышения скоростного движения
Это позволит во время предпринять соответствующие действия в случае возникновения каких-либо препятствий
Не разрешается осуществлять обгон
В режиме недостаточной видимости

Следуя этим простым правилам можно избежать аварии на дороге при недостаточной видимости.

В темное время суток

Управление в темное время суток помимо соблюдения очевидных правил подразумевает множество иных нюансов.

К таковым относятся:

Вне освещенной фарами поверхности дороги видимость почти отсутствует
Этот момент следует учитывать
Наибольшую опасность представляют
Движущиеся на встречу автомобили
Важно существенно снижать скорость движения на поворотах
Так как нередко они не просматриваются

В дождливую погоду

В дождливую погоду особенно внимательно нужно быть со скоростным режимом. Так как в силу увлажненности дороги сцепление между ней и колесами существенно снижается.

Видео: ошибки зимнего вождения

Потому велика вероятность заноса. Также на порядок увеличивается дальность тормозного пути. Этот момент также необходимо обязательно учитывать.

При ярком солнце

Яркое солнце нередко становится причиной ДТП. Так как может попросту ослепить водителя. Избежать подобного возможно путем использования:

  • специальных очков;
  • зонирования верхней части лобового стекла;
  • защитных козырьков.

В то же время ограниченная возникает по различных иным причинам. Например, из-за размещения каких-либо объектов, самого рельефа дороги.

Понятие ограниченной видимости. Действия в ситуациях, характеризующихся признаком ограниченной видимости

«Ограниченная видимость» – видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.

К данной зоне могут относиться участки дороги, скрытые от взгляда водителя. Этому способствует геометрическая составляющая дороги или объекты, расположенные на данном участке. Например, здания или дома могут скрывать лежащий впереди путь. Также, скрывать дорогу могут возвышенности, лес или растительность. Вот все это и называется зоной ограниченной видимости.

Важно знать, что в любом случае вдоль дороги, если в данном месте действует зона ограниченной видимости, должен стоять знак, об этом предупреждающий. И если такой знак имеется, а он стоит всегда до зоны, предупреждая водителя сбросить скорость, но водитель нарушает правила, он виноват и его можно оштрафовать

Водитель должен помнить, что в условиях ограниченной видимости ему категорически запрещается осуществлять:

–     остановку и стоянку на проезжей части.

–     обгон;

–     движение задним ходом;

–     разворот;

Понятие недостаточной видимости

Недостаточная видимость — это чёткое видение трассы в направлении движения, и менее чем на 300 м. При различных:

  1. Погодных условиях, обладающих определённым периодом времени: зимней позёмкой, тумане, снегопаде, обложном дождике и т. д.
  2. При пожаре — задымление образует недостаточную видимость.
  3. Характер озеленительных насаждений и многочисленных застроек.
  4. Временный период — закат, рассвет.
  5. Геометрические дорожные параметры — вертикальные, горизонтальные радиусы кривых и т. д.

Расстояние 300 м было принято непросто так, а с учётом объективной возможности для остановки быстро сближающихся на встречных полосах машин. Если, например, максимально разрешённая скорость 90 км/ч, а коэффициент сцепления шин с трассой всего 0,30–0,35 это для увлажнённого покрытия.

Действия водителей при этих условиях определяются ещё и пунктами: 19.1, 19.3, 19.4, 19.7, 19.8 Правил. Незнание правил всегда приводит к тому, что водитель не может своевременно заметить встречный автомобиль и сориентироваться в своих действиях.

Определения терминов в ПДД

Придется пойти по скучно-формальному пути и начать с формулировок, причем их будет сразу три. Первым делом, что такое вообще видимость на дороге.

Видимость на дороге – это доступная для четкого обзора часть пути и прилегающих территорий / строений / ландшафта и пр., расположенных во всех возможных направлениях, в рамках которого лицо, управляющее ТС, в состоянии рассчитывать свой безопасный скоростной режим, и предпринять при необходимости меры для своевременной безаварийной остановки.

Очевидно, что и «ограниченная» и «недостаточная» — это понятия, ухудшающие видимость. Вот только делают они это по-разному, а значит и последствия могут различаться.

Что означает ограниченная видимость?

Ограниченная видимость – это часть дорожного полотна в сторону движения, видимость которого неполноценна из-за рельефа местности, природных или созданных человеком объектов (определено п.1.2 ПДД РФ).

Другими словами, крутой поворот или здание, или разросшиеся деревья, препятствующие обзору части дороги, расположенной за ними – это и есть ограниченная видимость.

Основной показатель – определенная краткосрочность этого явления. То есть достаточно свернуть за поворот, проехать здание или деревья, и данные обстоятельства перестают быть актуальными.

Что такое недостаточная видимость?

Недостаточная видимость – это ограничение видимости дороги за счет природных факторов, таких как туман, дождь, снег и пр. Сюда же отнесены и сумерки. В соответствии с определением п.1.2 ПДД РФ, видимость считается недостаточной, если ее дальность не превышает 300 метров.

В отличие от ограниченной видимости, недостаточная имеет условно большую протяженность по времени и никак не зависит от действий водителя. Еще один момент — ночь (темнота или, в соответствии с ПДД, темное время суток, т.е. временной интервал между сумерками вечера и утра, в т.ч. неосвещенный участок) регулируется своими правилами, и к данному рассмотрению имеет косвенное отношение.

Способы увеличения видимости

Ограниченная обзорность по правилам не урегулирована жестко. Водителю дается некоторая свобода действий

Важно правильно воспользоваться имеющимися в машине вспомогательными приборами

Повысить видимость помогают хорошо отрегулированный ближний свет и включенные противотуманки. Дополнительно рекомендуется включать задние противотуманки, чтобы улучшить видимость себя. Скоростной режим нужно выбрать оптимально-минимальный.

Не стоит уменьшать дистанцию между машинами, так как это не только скажется на безопасности, но и на обзорности. Если пришлось остановиться, то обязательно съезжайте в сторону с пути, а при выходе из машины нужно быть одетым в жилет со светоотражающими элементами.

В машине включайте обдув переднего стекла, чтобы не создавался конденсат. Снаружи поверхность должны обрабатывать резиновые щетки дворников. Придерживаясь правильно скоростного режима, необходимо держаться середины полосы.

Что такое недостаточная видимость

Недостаточную видимость считают результатом всевозможных атмосферных и прочих естественных явлений (дождь, снегопад, туман, сумерки, тёмное время суток и т. д.), снижающих общий обзор. Она может возникать как в тёмный, так и светлый период суток. В первом случае недостаточный обзор является следствием зрительных ограничений человека, после того как общая освещённость участка снижается вследствие заката. Во втором становиться следствием всевозможных погодных явлений, густой снегопад, туман или проливной дождь насыщают окружающий воздух множеством мелкодисперсных частиц, которые закрывают обзор. Кроме того, видимость в таком случае снижается и в ходе загрязнения лобового стекла потоками дождя либо снежными массами.

Ознакомьтесь также с правилами обгона транспортного средства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector