Как работает бортовой компьютер автомобиля

Лучшие универсальные бортовые компьютеры

Универсальные бортовые компьютеры для автомобилей собирают максимум сведений о функционировании транспортного средства. Предоставляют дополнительные функции, например, GPS-навигатор, MP3-проигрыватель. Среди предложений рынка мы рассматривали полтора десятка вариантов, которые нам порекомендовали разбирающиеся люди. Из них пришлось оставить всего два, причём явных лидеров не было. Бортовые компьютеры, не попавшие в ТОП, имели пару отрицательных отзывов или стояли на сотню рублей дороже – такая мелочь порой решала судьбу устройства.

Орион БК-03

Бортовой компьютер общего назначения, адаптированный для монтажа на транспортные средства с инжекторным, карбюраторным и дизельным двигателем внутреннего сгорания. Применяется на авто, катерах, лодках, мопедах, скутерах и прочей мототехнике. Монтируется в любом доступном месте. Не требователен к размерам шкивов коленчатого вала и генератора. Интегрируется в двигатели с разными системами зажигания: с магнето, распределителем и без. Работает без тахометра.

Функция энергосбережения сэкономит заряд аккумулятора путём снижения уровня яркости свечения светодиодов и перехода в дежурный режим. Энергонезависимая память сохранит последние показатели и время при простое техники. Работает в режиме будильника, тахометра, часов, вольтметра – измеряет напряжение аккумулятора, его пускового тока и напряжения бортовой электросети.

Достоинства:

  • Совместим со всеми типами двигателей и транспортными средствами.
  • Переключение режимов со звуковым сопровождением.
  • Шесть режимов функционирования.
  • Установка в любое место.
  • Простота подключения.

Недостатки:

Не обнаружены.

Орион БК-03 – недорогая модель для владельца Москвича и иной техники отечественного производства. Устанавливается за десяток минут, работает в нескольких режимах и стоит копейки.

Autool X50 Plus

Автомобильный БК с 2,5-дюймовым дисплеем с разрешением 240×320 px. Большими цифрами выводит информацию о текущем и среднем значениях расхода топлива, скорости передвижения, частоте вращения вала мотора. Уведомит о температуре охлаждающей жидкости для контроля нагрева силового агрегата и напряжении на клеммах аккумуляторной батареи. Маленькие цифры ниже показывают угол открытия заслонки, сетевое напряжение и прочие сведения, доступные по протоколу OBDII.

Горизонтальный индикатор отвечает за обороты двигателя и текущий расход бензина. Считывает коды ошибок, помогает устранять их. Для подключения поставляется с длинным 1,5-метровым кабелем. Для повышения комфорта водителя яркость дисплея автоматически адаптируется под внешние условия. Надёжно крепится на «торпеду» двойным скотчем. Голосом предупреждает о превышении заданного значения скорости.

Достоинства:

  • Информативный дисплей.
  • Шустрый монтаж.
  • Длинный кабель для подключения.
  • Режим диагностики и устранения ошибок.

Недостатки:

  • Встречаются бракованные модели.
  • Англоязычное меню.

Первые минут 10 часть устройств функционирует нормально, а после все значения превращаются в стрелочки. После перезагрузки ситуация преимущественно повторяется.

1 Multitronics VG1031UPL

Оптимальным набором опций, которые устроят среднестатистического автолюбителя, обладает бортовой компьютер Multitronics VG1031UPL. У прибора есть большинство необходимых возможностей, а на компактном дисплее отражается весь объем данных. Получить дополнительную информацию о техническом состоянии машины, можно соединив устройство через интерфейс OBD II. При этом другие шлейфы не обязательно подключать. Прибор имеет простой, но симпатичный дизайн, а прикрепить его несложно к лобовому стеклу или приборной панели. Информация на дисплее хорошо читается даже в солнечную погоду.

Достоинствами бортового компьютера Multitronics VG1031UPL потребители считают универсальный дизайн, достаточный набор функций, уверенную работу при низкой температуре, антибликовый дисплей. Не довольны автолюбители величиной дисплея и неудобными кнопками.

Какой бортовой компьютер лучше купить

Несмотря на широкую функциональность устройств, представленных на рынке автомобильной электроники, можно выделить ряд наиболее важных критериев их выбора.

В первую очередь, это наличие считывателя сигналов ЭБУ, позволяющего интерпретировать аварийные сигналы лампы неисправностей.

Во избежание неожиданной поломки одного из узлов, необходимо учесть наличие у бортового компьютера контроллера узловых датчиков.

Благодаря ему водитель будет получать актуальную информацию не только о базовых параметрах автомобиля, но и наблюдать состояние каждого элемента устройства.

На объем получаемых водителем данных о состоянии автомобиля влияют тип и разрешение экрана:

  • Бюджетные модели бортовых компьютеров зачастую обладают небольшими LED-дисплеями, что не позволяет своевременно предоставить пользователю необходимые сведения в полном объеме.
  • Более дорогие TFT-экраны способны транслировать не только текст, но и изображения, обладают функцией мультимедиа.

Следует также учесть разрядность процессора. 32-битные приборы могут вести одновременный мониторинг большого количества быстро изменяющихся характеристик без задержек и перегрузки. Однако для рядового водителя, контролирующего основные параметры и датчики автомобиля, 16-разрядного процессора будет вполне достаточно.

С помощью бортового компьютера удобно отслеживать состояние охранной сигнализации, температуру воздуха в салоне.

Возможности системы существенно расширят режим контроля парктроника, эконометр и голосовой ассистент. Убедитесь в их наличии перед покупкой для повышения комфорта при использовании прибора.

При установке бортового компьютера убедитесь в том, что постоянный контроль его показателей не будет отвлекать от вождения автомобиля. Оптимальным местом для монтажа устройства станет лобовое стекло или приборная панель. Близость к кондиционеру или печке может негативно сказаться на работе аппарата и вывести его из строя.

Орион (Orion) БК-135

Бортовик российского производства подходит для широкого списка автомашин. Может быть инсталлирован в любое место в салоне, соответствующее углублению 1DIN. Аппарат способен одновременно отображать от одного до шести показателей. Дисплей настраивается в приемлемом цветовом разрешении, горячие клавиши способствуют быстрому переключению на нужные данные. Информация выводится как в цифровой, так и в графической форме.

Инструкция на русском языке имеет перечень всех марок машин, протоколы которых соотносятся с деятельностью компьютера. Используется в температурном диапазоне от -25 градусов до +40. Отсутствует голосовой синтезатор, функциональность ограничена самыми основными параметрами: время, пробег, расход горючего, контроль работы двигателя. Память независима от энергетического питания. Достоинства модели в удобстве и практичности, акценте на главных данных, самых необходимых.

Multitronics RI-500

Многофункциональный автомобильный компьютер поддерживает более 200 функций. При подключении к датчикам, минуя протоколы диагностирования, также будет действовать, но в ограниченном режиме. Подходит для российских и иностранных марок авто, работает как с дизельными, так и с бензиновыми инжекторными двигателями. Устанавливается в штатное место din. Эта модель впервые была оснащена возможностью на время снимать переднюю панель бортовика.

При этом, все настройки и статистика сохраняются. БК оснащен мощным процессором, способным проводить быстрый анализ большого количества данных. Цветной дисплей настраивается и по яркости, и по спектру владельцем, может отражать до 12 параметров одновременно. Встроен голосовой синтезатор. Созданы условия для подключения парковочных радаров переднего и заднего типа. Самостоятельно обновляет программы через подключение к интернету.

Престиж V-55-CAN

Прибор создан для установки, как на отечественные авто, так и на иномарки, дизельного или бензинового типа.  Предоставляет возможность проведения широкого спектра диагностики всех главных узлов функционирования транспортного средства. Основными задачами «мозгового центра» являются: мониторинг текущих данных движения, статистический анализ эксплуатации за определенный срок, контроль соответствия маршруту, сравнение с предыдущими траекториями поездок. Кроме информации на дисплее, который можно установить на панель или лобовое стекло, блок оснащен функцией голосового оповещения.

Пользователь может самостоятельно установить режим работы бортовика, при котором те или иные показатели будут доводиться до водителя в первую очередь. Функционирует как парктроник, таксометр и др. Российский производитель постарался создать устойчивый к низким температурам прибор, который станет лучшим помощником водителя в любых погодных условиях.

Особенности моделей

Как упоминалось ранее, модели бортовых компьютеров различаются, в зависимости от области их применения. Так, узконаправленные подразделяют на:

Маршрутные компьютеры

Бортовые компьютеры данного типа, позволяют проложить маршрут движения транспортного средства. К особенностям устройства можно отнести возможность автоматически определять координаты, и полноценный функционал навигатора. Из дополнительных показателей, можно отметить информацию о скорости передвижения, расходе топлива и погоде «за бортом».

Управляющие компьютеры

Рассчитаны на управление электронными системами. Позволяют вручную регулировать работу, начиная от  топливных заслонок силового агрегата, и заканчивая системой «климат-контроль».

Диагностирующие компьютеры

Устройство также носит название сервисного компьютера. Оно предназначено для поиска неисправностей транспортного средства

Важно отметить, что диагностический бортовой компьютер, встречается довольно редко. Функциями этого устройства, могут оснащаться универсальные бортовые компьютеры

Что касается функций сервисного БК, то к ним относят: Контроль состояния устройств электрообеспечения транспортного средства. Позволяет выявить такие проблемы как замыкания, перенапряжение, неисправность датчиков и осветительных приборов авто, утечки электрического тока. Мониторинг износа тормозных колодок и дисков. Мониторинг уровня масла и охлаждающей жидкости. Диагностика работоспособности всех систем транспортного средства. Реализована возможность сохранить полученные данные.

Орион (Orion) БК-135

Бортовик российского производства подходит для широкого списка автомашин. Может быть инсталлирован в любое место в салоне, соответствующее углублению 1DIN. Аппарат способен одновременно отображать от одного до шести показателей. Дисплей настраивается в приемлемом цветовом разрешении, горячие клавиши способствуют быстрому переключению на нужные данные. Информация выводится как в цифровой, так и в графической форме.

Инструкция на русском языке имеет перечень всех марок машин, протоколы которых соотносятся с деятельностью компьютера. Используется в температурном диапазоне от -25 градусов до +40. Отсутствует голосовой синтезатор, функциональность ограничена самыми основными параметрами: время, пробег, расход горючего, контроль работы двигателя. Память независима от энергетического питания. Достоинства модели в удобстве и практичности, акценте на главных данных, самых необходимых.

Топ – 5 маршрутных компьютеров

Маршрутный компьютер Multitronics VC730.

  • Рейтинг 9.8 из 10 Цена: 5 тыс. рублей.
  • Плюсы: контроль за топливом, выбор цвета дисплея.
  • Минусы: отсутствие голоса.

Бортовой компьютер Multitronics TC740

  • Рейтинг 9.8 из 10 Цена: 5500 рублей.
  • Плюсы: легкая установка, поддержка протоколов.

Маршрутный компьютер Multitronics MPC800

  • Рейтинг 9.6 из 10 Цена: 4200 рублей.
  • Плюсы: подключается к любому авто, много функций и режимов работы.

Бортовой компьютер Multitronics CL-550

  • Рейтинг 9.5 из 10 Цена: 4500 рублей.
  • Плюсы: удобное управление, много функций.
  • Минусы: несъемная панель.

Бортовой компьютер Престиж V55-CAN PLUS

  • Рейтинг 9.4 из 10 Цена: 5200 рублей.
  • Плюсы: подключение парктроника, речевой синтезатор.
  • Минусы: ненадежное крепление.

Орион (Orion) БК-10

Бюджетный бортовик, создан для моделей ВАЗ с инжекторными двигателями. Устанавливается в штатное место, поэтому садится плотно, без вибраций. Экран имеет регулировку яркости, для эффективной работы при любом освещении. Предназначен к работе при температуре от -25 и до +40 градусов.

Дисплей в четырех ячейках отображает параметры измерений. Понятная настройка и интерфейс на русском языке. Нужное меню вызывается с помощью быстрых «горячих» кнопок. Устройство оповещает водителя о пробеге и скорости, расходе топлива, как в средних показателях, так и в текущий момент, количестве топлива, температурном режиме воздуха и двигателя. Предусмотрено подключение к ноутбуку и интернету, программное обновление онлайн. Память автономна и не зависит от питания компьютера, сохраняет все настройки даже после полного отключения энергии.

Эволюция бортовых компьютеров

Первый автомобильный компьютер появился в 1981-м году. Американская компания IBM разработала электронное устройство, которое впоследствии было установлено на некоторые модели BMW. Спустя 16 лет корпорация Microsoft создала аналог первого устройства – Apollo. Однако эта разработка замерла на стадии прототипа.

Первый серийный онбордер появился в 2000-м году. Его выпустила фирма Tracer (Америка). Штатный компьютер получил популярность благодаря универсальности, а также экономии пространства на центральной консоли авто.

Карпьютеры развиваются в трех основных направлениях. Первое это диагностическое оборудование, второе – маршрутное, а третье – управляющее. Вот их особенности:

  1. Диагностический. Данное устройство позволяет проверить состояние всех систем машины. Таким оборудованием пользуются мастера СТО. Выглядит он, как обычный компьютер, только на нем установлено программное обеспечение, которое позволяет определить, как работает электроника автомобиля и правильно ли фиксируются показатели датчиков. С помощью такого сервисного оборудования также выполняется чип-тюнинг (о том, что это такое, читайте в отдельной статье). Что касается отдельных диагностических мобильных компьютеров, то такие модели встречаются крайне редко.
  2. Маршрутный. Если полноценные карпьютеры появились в начале третьего тысячелетия, то маршрутные модификации начали появляться раньше. Первые модификации устанавливались на раллийные машины еще в 1970-х гг. Начиная с первой половины 1990-х, такие устройства начали устанавливаться и в серийных авто. Данная модификация бортовиков призвана вычислять параметры передвижения машины и выводить эти параметры на дисплей. Первые разработки ориентировались только на параметры ходовой части (пройденная дистанция фиксировалась за счет оборотов колес). Современные аналоги позволяют подключить интернет или связаться со спутниками через модуль GPS (о принципе работы gps-навигаторов рассказывается здесь). Такие онбордеры могут показывать время, за которое пройдена определенная дистанция, общий километраж, при наличии карты указать маршрут, какой расход у авто во время движения и по завершении поездки, время, которое понадобится для преодоления определенной дистанции и другие параметры.
  3. Управляющий. Эта разновидность компьютеров будет установлена на любой автомобиль, в которой имеется инжектор. Помимо микропроцессора, который следит за сигналами, поступающими от датчиков, устройство также подключено к дополнительным механизмам, которые позволяют изменять режимы работы систем и агрегатов. ЭБУ способен изменить время и объем подачи топлива в цилиндры, количество поступающего воздуха, режим фаз газораспределения и другие параметры. Также такой компьютер способен управлять тормозной системой, дополнительными блоками управления (например, автоматической трансмиссии или топливной системы), системой климат-контроля, аварийным тормозом, круиз-контролем и другими системами. Основной блок управления мгновенно определяет такие параметры двигателя, как давление в системе смазки, температуру в системе охлаждения и самого двигателя, количество оборотов коленчатого вала, заряд АКБ и т.д.

Функции автокомпьютера

Автокомпьютер способен мгновенно отобразить диагностические, маршрутные (пройденной расстояние, время в пути, расход и остаток топлива) и мгновенные параметры (температуру воздуха в авто и за бортом, текущее время, напряжение бортовой сети, скорость движения). Общее количество отображаемых параметров равно не одному десятку, а измеряется сотней (в зависимости от выбранной модели, стоимости ее и производителя). Параметры диагностические, сообщающие о малейшей неисправности, отображаются благодаря системе датчиков, которые установлены на различных узлах автомобиля.

Выводятся параметры на информационный трех-четырех разрядный цифровой дисплей (для моделей недорогих) или жидкокристаллический монитор (для компьютеров дорогого класса). Размер диагонали экрана лежит в пределах 7-15 дюймов.

Помимо этого, многие модели, из предлагаемых на современном рынке, имеют еще и функцию голосовой поддержки. А к этому еще таймер, часы, журнал статистики эксплуатации авто, календарь и др. То есть, установив бортовой компьютер, владелец транспортного средства будет знать практически все о состоянии своей машины.

Перечисленные функции относятся к стандартным, но, чем выше стоимость устройства, тем  больше его возможности, т.е. тем он «умнее». Самые «продвинутые» бортовики способны самостоятельно спланировать маршрут следования, подобрав оптимальную скорость движения для каждого участка пути, просчитать километраж, даже вести учет расходов – на топливо, парковки и др. Бортовые компьютеры просты в использовании, настройке и подключении, так что их вполне выполнить можно собственными силами. Отдельные из автокомпьютеров имеют дополнительные исполнительные механизмы и датчики, благодаря которым могут реализовать функции: парктроники, двухсторонней радиосвязи, управления сигналами звуковыми, форсунками, а также зажиганием мотора (если нужно отрегулировать мощность).

Multitronics VC731

Устанавливается на панель или лобовое окно любого автомобиля, с дизельным или инжекторным двигателем. Компактное, небольшое устройство без вибрации крепится и настраивается для работы в двух плоскостях. Хорошее разрешение и цветовой баланс экрана, несмотря на небольшой размер, вполне отвечает потребности получения нужной информации.

Включает голосовое оповещение о нештатной работе любого узла машины. Рассчитан на возможность подключения парктроников. Контроль качества топлива включает и поправки, с учетом газового оборудования. Энергонезависимая память обеспечивает сохранность данных даже при полном отключении от питания. Монитор отображает информацию, как в цифровой, так и в графической форме. Мультидисплей по умолчанию включает девять ячеек, которые подлежат ручному регулированию. К плюсам устройства относится минимализм, простота и хорошая функциональность.

Что это такое

В современном мире мы не можем представить себя без личного ПК. Это устройство крепко-накрепко зацепилось в нашей жизни, без него многие как без рук. Большинство смартфонов по своим характеристикам не уступают различным компьютерам и даже в чем-то стали лучше их.

Но в этой статье пойдет разговор о всевозможных ПК в машину. Такими пользуются водители в своих машинах. Они управляют процессами, среди основ:

  1. Температура воздуха.
  2. Количество расхода топлива.
  3. Сколько пройдено километража.
  4. Наличие каких-либо повреждений.
  5. Сбои в работе сети и многие другие.

В настоящее время маршрутный ПК стал осуществлять множество функций. Он обладает ЖК дисплеем. Управление им осуществляется с помощью тачскрина или нажатием кнопок. Большинство ПК можно управлять смартфоном.

Виды

Многими проектировщиками было создано много моделей таких ПК. Некоторые выполняют роль развлекательную. С помощью них можно пользоваться интернетом, просматривать любимые фильмы, а также играть в игры. Другие же придуманы для более серьезных вещей и помогают ориентироваться на местности, то есть работать как навигатор. Устройства поделены на три вида.

  1. Универсальный бортовой компьютер. Это устройство содержит много разных функций и позволяют водителю пользоваться навигатором и пользоваться интернетом. Главный замысел ПК – повысить комфортабельность, и оптимизировать качества эксплуатации транспортного средства. Бортовой компьютер содержит возможность смотреть DVD и имеет GPS. Есть еще некоторые возможности этого вида: оповещение, с помощью сигналов, двусторонняя связь, система управления форсунками и регулировка мощности и повышение экономии. Наличие различных функций зависит от моделей компьютера и его цены, установленного в автомобиль. Также производители стараются идти в ногу со временем. Например, изготовители все меньше вставляют DVD, а наоборот, делают разъемы для флешек или возможностью подключить смартфон. В новых продвинутых компьютерах существует функция выдвижной или присоединяемой клавиатуры. Состав такого устройства во многом не различается от схемы персонального ПК. Различие – размер экрана. Большинство моделей использует жесткие диски формата 2,5 дюйма. Также есть модели с SSD-дисками на борту. Но такие гаджеты будут стоить намного дороже.
  2. Маршрутный бортовой компьютер. Первый такой компьютер был создан еще в 1970 году. Вначале такие устройства начали использоваться только на раллийных машинах, но буквально через 20 лет стали устанавливать на серийные машины. Бортовой компьютер способен был вычислить функции движения автомобиля без подключения к спутнику. Если в качестве примера рассмотреть новые модели, то они стали оснащаться GPS за исключением узкоспециализированных устройств. Обычно такие параметры автовладельцы выводят на дисплей своей машине. Кстати говоря, новые бортовые компьютеры создают сразу несколько дисплеев. Переключать их можно нажатием на одну клавишу. В результате этого водитель может менять набор функций в зависимости от необходимости. Также можно отметить следующее, эти компьютеры могут показывать расход топлива при торможении или, наоборот, ускорении. Во многих случаях бортовые маршрутные компьютеры встраиваются в приборную панель машины. Возможна даже и отдельная установка.
  3. Сервисный и управляющий компьютер. Такое устройство нужно для того, чтобы определить различные неисправности автомобиля и вовремя проинформировать о них водителя. Такой аппарат является частью системы управления машины. Но встречаются и гаджеты самостоятельного типа с многочисленным функционалом. Этот компьютер представлен в виде центрального блока системы управления.

Prestige Patriot Plus

Бортовой компьютер предназначен для установки на штатное место приборной панели. Состоит из подключаемого модуля и ЖК-дисплея. Имеет речевой синтезатор, что упрощает вопрос оповещения водителя при управлении автомобилем.

Очень просто и интуитивно понятно реализовано меню. Есть обширный набор функций, среди которых таксометр, бортовой журнал, эконометр и пр. Следит за качеством топлива, его количеством, температурными показателями. Ещё одна интересная особенность: помимо бензина, прибор способен контролировать параметры газа, максимально точно измеряя его уровень.

В памяти сохраняются отчёты о предыдущих поездках. Можно вести контроль финансовых затрат на эксплуатацию, а также обслуживание машины через этот бортовой компьютер.

Правила установки

  1. Установка в разъем для магнитолы. Такой вариант считается хорошим, но в таком случае о нормальной установке магнитолы придется забыть. Но выход есть, установить компьютер с поддержкой мультимедии. Минусом такого варианта можно назвать, замерзающий зимой дисплей, а вот от солнца ничего не видно на экране.
  2. Установка на кожух рулевой колонки. Тоже неплохой вариант для установки. В этой случае компьютер всегда перед лицом, но также возникают трудности, если надо переключить что-либо в движении.
  3. Установка над зеркалом. Считается плохим местом для установки бортового компьютера. Приходится протягивать провода, а тянуться вверх очень неудобно.
  4. Установка вместо часов. Идеальный вариант для установки маршрутного компьютера. В таком случае он не мелькает перед лицом и глазами, а также хорошо спрятан, потому что бывают случаи краж.
  5. Установка в специальное отверстие под бортовой компьютер. Такая установка специально предусмотрено под маршрутный компьютер, оно закрывается заглушкой. Это идеальный вариант для его установки, но доступно не во всех машинах. При установке таким способом ПК не мельтешит перед лицом, и предоставлен нормальный доступ к его кнопкам.

Что такое смарт-датчик?

Кластеры в настоящее время используются в меньших масштабах для датчиков. Например, традиционный датчик давления содержит устройство, которое выводит изменяющееся напряжение в зависимости от давления, прикладываемого к устройству. Как правило, выходное напряжение не является линейным и зависит от температуры и напряжения низкого уровня, которое требует большого усиления.

Сегодня многие производители производят так называемые смарт-датчики, который уже снабжены всей электроникой, в частности, микропроцессором, который позволяет прочитать напряжение этого датчика, откалибровать его помощью кривых температурных компенсаций и обеспечить преобразование аналогового сигнала в цифровой, таким образом, доставив этот самый сигнал «горячим» и максимально готовым к использованию на шину связи.

Smart-датчик экономит средства автопроизводителя от необходимости знать все «грязные» детали датчика, и сохраняет вычислительную мощность в модуле, который в противном случае должен был бы делать эти расчеты самостоятельно.

Ещё одним преимуществом смарт-датчика является то, что цифровой сигнал при движении по коммуникационной шине менее подвержен электрическим помехам. Аналоговое напряжение, путешествуя через провод, может подобрать дополнительное напряжение в то время, когда проходит через определённые электрические компоненты или даже когда автомобиль проезжает под линией электропередач.

За последнее десятилетие мы стали свидетелями того, как системы безопасности, такие как ABS и подушки безопасности, стали обычным явлением на не самых дешёвых автомобилях. Другие функции безопасности, такие как система контроля против опрокидывания, ESP также начинают становиться всё более распространёнными и внедряться во всё более недорогие автомобили. Каждая из этих систем добавляет новый модуль к бортовому компьютеру машины, и каждый этот модуль содержит несколько микропроцессоров. В будущем будет всё больше и больше этих модулей по всей машине по мере того, как новые системы безопасности будут добавляться. Каждая из этих систем безопасности требует всё больше вычислительной мощности, и, как правило, упаковывается в своём собственном блоке электроники. Но это ещё не всё. В ближайшие годы мы будем иметь все виды новых удобных функций в наших автомобилях, и каждая из них требует больше электронных модулей, содержащих несколько микропроцессоров.

Кажется, что нет предела тому, сколько технологий автопроизводители собираются упаковать в наши автомобили. Добавление всех этих электронных функций является одним из факторов, способствующих увеличить напряжение системы на автомобилях с текущей 12-вольтной до более высоких напряжений. Это поможет обеспечить дополнительную мощность для работы бортового компьютера.

Разновидности и особенности бортовых компьютеров

Классификация по назначению

Универсальные БК

  1. Простота и удобство в эксплуатации.
  2. Универсальность. При необходимости прибор можно снять и установить на другой автомобиль.
  3. Используется чаще всего как отдельная или дополнительная система, так как плохо объединяется с системой управления автомобиля.
  4. Приборы оснащены жидкокристаллическим экраном, с помощью которого осуществляется управление системой.
  5. В зависимости от модели, имеют 2,5-дюймовый винчестер, твердотопливный накопитель SSD или микросхему флэш-памяти.

Узкоспециальные БК

1. Маршрутные компьютеры

  1. Имеют графический дисплей.
  2. Укомплектованы жидкокристаллическими или OLED индикаторами.
  3. Маршрутный онбордер может быть встроенным или внешним. Встроенные модели обладают большим функционалом.
  4. Устройства чаще всего совместимы с сервисными и управляющими БК.
  5. Имеют соединение со спутниковым навигатором.
  • карту территории, по которой движется автомобиль, и проложенный маршрут;
  • скорость передвижения за отведенный промежуток времени;
  • средние показатели скорости за все время поездки;
  • количество израсходованного горючего на все расстояние, от точки отбытия до точки прибытия, и его стоимость;
  • расход горючего при торможении, ускорении и других режимах движения;
  • время, затраченное на поездку;
  • время прибытия на место назначения и т.д.

2. Сервисные

  1. Проверка двигателя.
  2. Диагностика тормозных колодок.
  3. Осуществление контроля за уровнем масла во всех основных системах автомобиля: двигателе, коробке передач и т.д.
  4. Проверка электросистемы на предмет замыканий, неполадок с лампами, индикаторами, системами сигнализации и т.п.

3. Управляющие

  1. Регулировка заряда аккумулятора.
  2. Управление форсунками.
  3. Обеспечение круиз-контроля.
  4. Регулировка напряжения борт-сети.
  5. Оповещение в случае неполадок и подача звукового сигнала в аварийной ситуации.
  6. Контроль и диагностика работы двигателя.

Классификация по типу установки

Разновидности дисплея

  1. Графический дисплей. Отличается высокой стоимостью и многофункциональностью. Отображает информацию не только в виде текста и цифр, но также может рисовать графики, пиктограммы и т.п.
  2. Текстовый. Стоит на втором месте после графического по стоимости. Отображает данные в виде цифр и текста.
  3. Светоидный. Особенностью светоидного экрана является яркость и четкость. Данные отображаются только в цифрах. Этот вариант самый дешевый.

На что обратить внимание при выборе бортовых компьютеров

  1. Температура эксплуатации. Чтобы прибор стабильно работал в разных погодных условиях, диапазон температур должен колебаться от -20 до +45 градусов.
  2. Процессор. Может быть 16 и 32 разрядным. Устройства с 32 разрядным процессором работают быстрее и четче, поэтому они предпочтительнее.
  3. Переходник для подключения. Нужен ли он прибору и имеется ли в комплекте.
  4. На какое сетевое напряжение рассчитан БК. Чем шире диапазон допустимого напряжения, тем лучше. Наиболее распространенный вариант 9 — 16 В.
  5. С каким ЭБУ совместима конкретная модель. Есть три основных вида блока управления: Bosch, Январь, Микас.
  6. С каким типом двигателя совместима модель: с инжекторным, карбюраторным или дизельным.
  7. Насколько надежна компания-производитель. Не всегда стоит доверять изделиям малоизвестных фирм. Компании, завоевавшие доверие потребителей и определенную нишу на рынке, тщательно следят за качеством производимой продукции и своей репутацией.

Подбор БК исходя из стоимости и марки автомобиля

  1. «Pilot». Подходит для любых моделей ВАЗ с двигателем карбюраторного типа. Обладает достаточно широким функционалом, отличается простотой в эксплуатации и долговечностью.
  2. «Штаб». Ничем не уступает «Pilot» по характеристикам, отличается лишь тем, что устанавливается на авто с инжекторными двигателями.
  3. «Навигатор». Модель аналогична предыдущему варианту.
  4. «МК-10». Небольшой набор функций и низкая стоимость. Подойдет для невзыскательного автомобилиста.
  5. «Престиж». Этот вариант дороже предыдущих; прост в управлении, оснащен ЖК-монитором. Устанавливается на автомобили с инжекторным двигателем.

Объединенная система.Автономная система.Видео обзор бортового компьютера Multitronix X10:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector