Виды, устройство и принцип работы парктроника

Причины неисправностей парктроника

Рассмотрим основные причины сбоев в работе различных узлов парковочных радаров.

Датчики

Если в автомобиле не работает парктроник, причины чаще всего связаны с некорректной работой датчиков.

  1. Загрязнения, налипания льда, снега. Это очень распространенные причины неисправности датчика парктроника. Ультразвуковой сонар включает и передатчик, и приёмник. Поэтому налипание льда или грязи способно привести как к снижению чувствительности (система не будет видеть препятствие вообще либо неправильно определять расстояние до него), так и к ложным срабатываниям из-за отражения сигнала от помехи на внешней поверхности прибора. Загрязнения приводят к неполадкам и в случае использования вместо сонаров металлизированной ленты.
  2. Попадание влаги. Обычно сенсоры изготавливаются во влагозащитных корпусах. Однако попадание внутрь жидкости все-таки возможно, особенно под сильным напором воды на мойке. Влага способна вызвать как кратковременные неполадки, так и полный выход устройства из строя. Если датчик парктроника постоянно пищит, одна из возможных причин — именно попадание влаги.
  3. Механические повреждения, перекос. Сонар может повредиться в результате удара. Возможен также перекос, из-за которого сигнал будет излучаться в неправильном направлении, и даже проваливание прибора внутрь бампера.
  4. Плохое крепление. При некачественном монтаже возможна потеря контакта с соединительными проводами. Корпус устройства иногда болтается, что становится причиной нестабильной работы.
  5. Заводской брак, выход из строя. Если парктроник не работает изначально, весьма вероятен заводской брак. Сенсор может выйти из строя и в процессе эксплуатации. В таком случае его нужно просто заменить (как вариант — отремонтировать, что зачастую экономически нецелесообразно).

Блок управления

Неисправность блока управления зачастую выявить достаточно просто: он сам сообщит о возникшей неполадке. Однако это происходит не всегда. Возможны следующие основные проблемы с блоками управления парктроника.

  1. Загрязнения, попадания пыли, влаги. Можно разобрать модуль и аккуратно его почистить. Нередко это помогает устранить неисправность.
  2. Неправильные настройки. Если у вас постоянно пищит парктроник при включении задней передачи, причина может заключаться и в завышенной чувствительности. Настройка прибора поможет устранить эту неисправность. Нередко из-за сбоя настроек плохо работают беспроводные системы. В этом случае восстановить работоспособность помогает сброс параметров с помощью соответствующей кнопки на роутере.
  3. Неисправности радиоэлектронных цепей. Самая большая неприятность с парктроником — это выход из строя электронной начинки блока управления. Самостоятельно тут лучше ничего не трогать. Если аппарат гарантийный, то вам повезло. Если нет, и простая очистка от пыли не помогла — ремонт может оказаться весьма дорогостоящим.

Проводка

Если перестал работать парктроник, причины нередко связаны с проводкой. Провода могут быть перебиты или передавлены. Возможен плохой контакт с сенсором, окисление, короткое замыкание. Иногда бывает сорвана изоляция кабеля.

Ещё одна вероятная причина — отсутствие питания. Возможно, проблема в обрыве питающего провода, поступающего на блок управления. Стоит также проверить целостность соответствующих предохранителей и заземление прибора — без хорошей «земли» электроника нормально работать не будет.

Порядок установки датчиков

Парковочный радар легко установить самостоятельно. Порядок действий:

  1. Помойте кузов, особенно тщательно удалите загрязнения с мест размещения датчиков. Датчики можно окрасить.
  2. Снимите заднюю фару для получения доступа к сверлению отверстий, размещению проводки.
  3. Выполните замеры, нанесите разметку, области сверления обклейте пластырем либо скотчем. Для создания «проходов» удобно применять сверла и фрезы.
  4. Используя тонкую проволоку, протяните провода к датчику.
  5. Разместите блок управления в салоне – внутри коробов из пластика, под обшивкой потолка или в другом месте.
  6. Подключите проводку радара к кабелям питания.
  7. Установите обратно бампер, фару, другие демонтированные элементы.

Накладные датчики просто приклеивают к бамперу с внутренней стороны – лента идет в комплекте.

Камера заднего вида

Камера заднего вида – это видеокамера, установленная в задней части автомобиля, которая передает сигнал на дисплей перед водителем. Камера не позволяет оценить расстояние до препятствия, зато она показывает “картинку”.

Информация с камеры может выводиться как на дополнительный дисплей (размещенный на передней панели или на салонном зеркале заднего вида), так и на дисплей магнитолы.

Существуют различные варианты камер заднего вида:

  • Со статичными линиями разметки. На экране отображаются линии, показывающие, как поедет автомобиль при прямолинейном движении задним ходом.
  • С динамическими линиями разметки. При повороте руля автомобиля линии разметки на экране изгибаются в соответствующую сторону. Это позволяет точно определить, впишется ли автомобиль при движении в ограниченном пространстве.
  • Со встроенным омывателем. При использовании камер на хэтчбеках, универсалах и кроссоверах камера очень быстро покрывается грязью. Встроенный омыватель позволяет очистить объектив камеры, не выходя из салона автомобиля.
  • Беспроводные камеры. Отличаются только способом установки. В данном случае не нужно протягивать провод между камерой и дисплеем, картинка передается “по воздуху”.

Проблемы, которые решает камера заднего вида:

  • Быстрая парковка задним ходом рядом с любыми препятствиями. Хорошая камера позволяет заметить в том числе открытые канализационные люки и вертикальные трубы.
  • Широкий угол обзора и смещение точки обзора в заднюю часть автомобиля. Камера позволяет видеть в том числе и объекты, которые в зеркала заднего вида заметить невозможно. Дело в том, что на экране отображаются в том числе объекты, расположенные сзади сбоку. Например, при выезде с перпендикулярного парковочного места можно в том числе видеть автомобили, приближающиеся слева и справа.
  • Комфортное движение задним ходом на грунтовых дорогах, а также в траве. В отличие от парктроника камера позволяет видеть препятствие. Водитель всегда может оценить обстановку и принять решение, ехать или нет. Например, мягкую траву можно примять бампером, а вот в небольшие кусты заезжать не стоит.

Недостатки, которые могут возникнуть при использовании камеры заднего вида:

  • Невозможность определения расстояния до объекта. Данную проблему можно выявить, например, при парковке задним ходом около однотонной (белой) стены. Весь экран в этом случае будет однотонным и это не позволит нормально ориентироваться.
  • Загрязнение камеры. В отличие от парктроника, камера не будет работать при загрязнении. Если конструкция не предусматривает омыватель, придется протирать камеру тряпкой.

Парковка с использованием камеры заднего вида. При наличии камеры заднего вида удобнее ставить автомобиль на стоянку передом. Выезжать задним ходом с перпендикулярного парковочного места в данном случае проще, так как камера обеспечивает широкий угол обзора.

Это особенно актуально при перпендикулярной парковке на улицах с оживленным движением. Камера заднего вида располагается в 10-20 сантиметрах от края заднего бампера. Водитель сидит в 100-150 см от края переднего бампера. При выезде с перпендикулярной парковки передом помеху можно заметить лишь после того, как перед автомобиля “высунется” на дорогу примерно на метр. При движении задним ходом камера позволяет оценить обстановку раньше.

Выбор камеры заднего вида. В отличие от парктроников, которые устанавливаются только в бампер автомобиля, камеры заднего вида имеют несколько вариантов установки:

  • Врезка в задний бампер.
  • Камера, встроенная в рамку заднего номера.
  • Установка небольшой внешней камеры на саморезах.
  • Установка в плафон освещения заднего номера.
  • Установка в ручку открывания багажника.
  • Установка в эмблему марки автомобиля.

Первые 3 варианта являются универсальными, последние 3 требуют поиска камеры, подходящей к автомобилю конкретной модели. При выборе камеры рекомендую в первую очередь посмотреть вариант установки, который предлагает автопроизводитель. Обычно именно он обеспечивает самую удобную установку и лучший обзор.

Стоимость установки оригинальной камеры на заводе начинается примерно от 10 000 рублей. Установка камеры и монитора в сервисе стоит от 7 000 рублей. При самостоятельном заказе и установке можно уложиться в 2 000 – 3 000 рублей.

Определение причины поломки парковочного радара и его ремонт

Неисправности парктроника зачастую связаны с выходом из строя одного из его элементов. Акустическая парковочная система состоит из нескольких важных составляющих.

  1. Блок управления — это основная её часть, которая отвечает за работу всей системы.

Достаточно нечасто из строя выходит именно этот элемент. Как проверить работоспособность электронного блока управления? Необходимо сначала его отсоединить. Потом к выводам следует приложить клеммы омметра. Если омметр ничего не показывает, то причина неисправности кроется как раз в электронном блоке управления. Если вы не электрик и не имеете достаточного опыта работы с такими механизмами ремонт парктроника своими руками лучше не делать. Здесь стоит обратиться к специалистам.

Неправильная настройка блока управления также может быть одной из причин почему не работает парковочный радар. Если блок управления настроен на большую чувствительность, парковочный радар будет реагировать даже на несуществующие препятствия. Или же обратная ситуация, он не замечает существующие препятствия. Это может свидетельствовать о слишком низкой чувствительности. И в том, и в другом случае необходимо перенастроить парковочный радар.

  1. Устройства индикации: монитор (на него передаются данные относительно наличия препятствий и расстояния к ним) и система звукового оповещения (она издаёт предупреждающие сигналы). Эти элементы выходят из строя реже всего, так как работают они в наиболее щадящих условиях, внутри автомобиля.
  2. Датчики или металлизированные пластины — передаточные устройства, которые определяют наличие препятствий рядом. В автомобиле их может быть от 2, 4, 6 или даже 8. Наиболее часто ставятся 4 или 6. Если 4, то все они устанавливаются на задний бампер. В случае если установлено 6, то 4 из них на заднем, а 2 на переднем бампере. Последний вариант позволяет контролировать не только пространство позади автомобиля, но и спереди. Принцип работы передаточного устройства очень простой. Он подаёт ультразвуковые сигналы, которые при попадании на препятствие возвращаться обратно. Система считывает время движения туда-обратно сигнала, таким образом рассчитывая расстояние до помехи.

Монитор парктроника реже выходит из строя, чем остальные элементы, так как находится внутри машины

Датчики наиболее часто выходят из строя, ведь именно они больше всего подвержены воздействию внешней среды. Устанавливаются они на бампер машины, и соответственно на них может попадать грязь, снег или вода.

Как определить, что не работает датчик парктроника? Достаточно просто. Следует завести машину и прикоснуться пальцем к датчику. Исправный всегда слегка вибрирует, а если к нему прикоснутся, то должен издавать треск. Если же такого не было обнаружено, то причина именно в нём.

Но прежде чем ехать в автомастерскую, можно попытаться осуществить ремонт датчика парктроника своими руками. Первое что надо сделать — это очистить, просушить его. Если после этих манипуляций система не заработала, то возможно причина поломки кроется в мембране. Для того чтобы выявить неисправность мембраны, следует вскрыть датчик. Если она неисправна — её необходимо заменить. Однако собственноручно менять мембрану не рекомендуется, лучше доверить это автомеханику.

Но иногда случается другая ситуация, в датчик попал камешек, который вывел его из строя. В таких случаях ремонт датчика парктроника уже невозможен, его нужно только менять.

Если на машине стоят металлизированные пластины, то о полном выходе из строя и необходимости их замены будет свидетельствовать наличие любых внешних повреждений.

Как заменить датчик или пластину? Достаточно просто. Следует купить в магазине запчастей подходящее по размеру, техническим параметрам устройство и вмонтировать на место сломанных. Если датчик отличается по цвету от того что был, то исправить это достаточно просто, его следует перекрасить.

Иногда датчики начинают срабатывать без причины, сигнализируя о наличии несуществующих препятствий — причина неисправности может быть связана с загрязнением, залипанием датчиков или металлизированных пластин. Если у вас стоят датчики, то следует их очистить от грязи и снега, если есть влага, то убрать её. В том случае, если установлены пластины, то их лучше снять, ведь вода и грязь может скапливаться не только на поверхности, а и под ними. После этого бампер необходимо помыть и высушить. Только потом можно ставить сухие и чистые пластины обратно.

Если не работает парктроник после мойки или в сильный мороз, то проблема может заключаться и в проводке, точнее, в соединениях, на которые попадает влага. Здесь тоже поможет обычная просушка датчиков и соединений проводки.

Как и какой парктроник выбрать и на чем остановиться

Прежде всего, нужно помнить, что выбор парктроника является очень важным решением, поэтому к нему следует походить скрупулезно, взвешенно и с четким осознанием цели.

В первую очередь, следует обращать внимание на количество комплектных датчиков-излучателей. Конечно, можно выбрать бюджетный вариант парктроника с двумя датчиками, смонтированными в углах бампера, однако спокойствие в такой ситуации будет только мнимым – поскольку препятствие, находящееся в центральной части машины останется вне поля зрения такого парктроника

Немного лучше проявит себя трехсонарное устройство, хотя и оно не обеспечит полной безопасности.

Датчики парктроника можно подобрать под цвет салона авто

Оптимальным выбором является парктроник с большим количеством датчиков. Минимально это число может ровняться четырем. Идеальным вариантои станет парктроник 8 датчиков лишенный мертвых зон, «просматривающий» все опасное пространство и гарантирующий своевременное обнаружение малейшего препятствия. Конечно, такой вариант потребует значительных финансовых вложений, но они все равно не смогут сравниться со стоимостью восстановительного ремонта.

Не менее важен и индикаторный элемент системы. Бюджетным выбором станет обыкновенный звуковой сигнализатор, но он может быть не эффективным у любителей громкой музыки или у водителей с нарушениями слуха.

Гораздо проще будет ориентироваться в показаниях датчиков при дополнении звукового сигнала визуальным, состоящим их полосок разного цвета, которые по мере приближения к препятствию меняют свой цвет от зеленого к красному.

Простейший дисплей парктроника, который предупреждает о приближение препятствий с помощью полос разного цвета

Еще больше удобства предоставляет индикатор, отображающий расстояние до преграды конкретными цифрами. Некоторые модели парктроников могут быть оснащены в качестве источника оповещения и отдельным дисплеем, на который данные выводятся в цифровом и цветовом форматах. Иногда даже присутствует схематичное отображение автомобиля.

На таких парктрониках вся информация выводится на цифровой дисплей и дублируется звуковыми сигналами

Практически все современные модели парктроников имеют возможность отключить звуковое сопровождение процесса парковки, поскольку при наличии хотя бы самого простого светового индикатора, потребность в звуке отпадает практически полностью.

Водители с большим стажем, привыкшие припарковывать автомобиль что называется «по зеркалам», зачастую прибегают к использованию парктроника, индикатор которого монтируется во внутрисалонное зеркало. Во время обычной езды он абсолютно незаметен и проявляется только при задействовании задней передачи.

Верхом же технологий и комфорта является парковочный помощник, в котором объединены сонары и камера обзора назад, которая посылает изображение происходящего за «филейной» частью автомобиля на экран, смонтированный в определенном месте. Таким образом, ко всем преимуществам обычного парктроника добавляется еще и визуализация происходящего. Единственной проблемой могут стать осадки, поскольку после передвижения машины по грязи объектив заднего «наблюдателя» может загрязниться и сонары останутся в одиночестве.

Парктроник с камерой заднего вида наиболее оптимальная и безопасная система

Помимо количества непосредственно радаров, важно уделить внимание и эргономике восприятия показаний парковочной системы, а также возможности активации парктроника только при необходимости – при нахождении в пробке неотключаемая система будет только мешать. Не стоит забывать и о климатической адаптированности всех элементов парктроника. Оптимальным решением станет выбор комплекта, способного выдерживать значительные перепады температур и не восприимчивого к влаге, пыли

загрязнениям и т.п

Оптимальным решением станет выбор комплекта, способного выдерживать значительные перепады температур и не восприимчивого к влаге, пыли. загрязнениям и т.п

Не стоит забывать и о климатической адаптированности всех элементов парктроника. Оптимальным решением станет выбор комплекта, способного выдерживать значительные перепады температур и не восприимчивого к влаге, пыли. загрязнениям и т.п.

Также крайне важно понимать, что наличие на автомобиле парктроника нисколько не должно усыплять бдительность водителя, поскольку ультразвуковые датчики могут испытывать затруднения в работе при образовании ледяного налета на их поверхности или при приближении к несплошной преграде (сеточный забор, тележка из супермаркета и т.д)

Как выбрать парктроник — видео

Схема установки

Первым делом следует изучить, как установить парктроник правильно. В комплект каждый производитель обязательно вкладывает инструкцию, в которой будет представлена схема парктроника.

Как правило, она выглядит так (не большинстве моделей, например, на Рено Дастер):

Документ отражает общий принцип расположения сенсоров по периметру автомобиля. Кстати, на картинке также имеется пометка о камере заднего вида.

Краткое описание схемы:

  1. Для более эффективной работы системы определения преграды и расстояния, рекомендуется устанавливать по четыре датчика на оба бампера.
  2. Камера заднего вида располагается над номерным знаком.
  3. Блок обработки сигналов предпочтительно установить в багажном отделении или под водительским сиденьем, но так, чтобы его не повредили пассажиры.
  4. Кабели располагаются под ковриком в кабель-канале или ином удобном месте. Они имеют достаточную длину, чтобы можно было легко подобрать наиболее удобный путь.

Порядок действий при установке:

Сначала производят установку именно задних сенсоров. Для сохранения эстетического внешнего вида бампера, рекомендуется использовать малярную ленту. Тем более, если он недавно покрашен. Она не оставит следов и на ней можно нанести метку в нужном месте. Уровень размещения датчиков выбирается самостоятельно, но лучше, чтобы он был ниже середины бампера.
При сверлении следует пользоваться стойкой для дрели, чтобы отверстия получились строго перпендикулярными

Горизонтальность — важное требование к установке парктроников.
На следующем этапе необходимо установить датчики в изготовленные отверстия. Для этого датчик просовывается кабелем внутрь

Есть две конструкции бамперов: с демпфером и без него. Соответственно, в демпфере также придется просверлить отверстие. Тогда для продевания кабеля лучше воспользоваться жесткой проволокой.
При установке датчиков важно соблюдать расположение. Для этого производитель их промаркировал латинскими буквами от A до D. Соответственно, требуется соблюдать и порядок подключения кабелей на блоке обработки сигналов. Сенсоры фиксируются с тыльной стороны при помощи специальных стопорных колец.
Перед установкой 4 датчиков на бампер, цвет которого отличается от черного, их необходимо предварительно покрасить.
Установка блока выполняется в багажнике. Это самый простой вариант, не требующий значительных усилий. Можно произвести его монтаж под приборной панелью, где находится вся электроника. Для установки устройства в багажном отделении, его необходимо освободить от обшивки. Провода от сенсоров скручиваются в единый пучок стяжками или изолентой.
Место размещения блока следует выбирать таким, чтобы он не мешал грузить и вынимать различные объекты из багажника. Как правило, такое место находится сбоку.
На следующем этапе выполняется монтаж дисплея и прокладка кабеля к нему. Эту деталь можно разместить непосредственно на панели. Также можно приобрести зеркало с интегрированным экраном и подключить к нему кабель от блока. В качестве индикаторов о приближении к преграде, выступает индикаторный дисплей с красными огнями. Его можно установить сзади для удобства наблюдения во время совершения маневра.
Питание модуля обеспечивается от лампы заднего хода, так как модуль активируется только при включении задней передачи. Именно из этих соображений проще выполнять монтаж устройства в багажнике. Присоединиться к проводам можно при помощи заклепок, которые могут быть в комплекте парктроника. Если их нет, то можно приобрести отдельно.

Преимущества и недостатки парковочного радара

Как и любая другая система автомобиля парктроники имеют свои плюсы и минусы. Водителям следует знать о них.

Преимущества:

  • Помогает при парковке.
  • Легче проехать в узком пространстве без обзора.
  • Работает в условиях перепада температур.
  • Водитель в салоне может видеть ситуацию на дисплее или экране.
  • Различные варианты модификаций и установок (включая электромагнитный ленточный на внутреннюю сторону бампера).

Недостатки:

  • Если на датчиках налипла грязь, пыль, снег или намерз лед, то они могут работать неправильно. Нужно всегда держать эту зону в чистоте.
  • Многие водители отмечают неправильную работу системы при езде по пересеченной местности.
  • Хотя парктроники призваны срабатывать на любые предметы, некоторые объекты они не видят. Например, проволоку и тросы, невысокие предметы. Также устройство не реагирует на объекты, которые отражают или поглощают волны.
  • Электромагнитные парктроники не показывают зону срабатывания устройства. Они измеряют только расстояние до предмета.
  • Накладные ультразвуковые датчики портят внешний вид заднего бампера автомобиля.
  • Если используется мало датчиков, то образуются мертвые зоны.

Безусловно, парковочный радар – это полезная вещь. Есть свои условия эксплуатации, но в целом система помогает успешно парковаться водителям любого уровня и квалификации.

Виды парктроников

Парктроники различаются между собой по количеству датчиков (от 2 до 8), по способу установки и по комплектации. Естественно, цены на разные модели отличаются весьма значительно.

Парктроник с двумя датчиками — самый недорогой парковочный радар, который упрощает парковку у бордюра, либо у другого автомобиля, однако с таким парктроником есть риск пропустить такие тонкие препятствия, как столбики.

Парктроник с тремя или четырьмя датчиками  стоит несколько дороже, чем парковочный радар с двумя датчиками. Оптимальное количество датчиков, которые устанавливаются на задний бампер — 4.  С таким парктроником риск пропустить тонкие препятствия сводится к минимуму.

Парктроник с восьмью датчиками облегчает параллельную парковку. Четыре датчика ставятся на задний бампер, а оставшиеся четыре устанавливаются по краям переднего бампера. Передний парктроник облегчает парковку на автомобилях с удлиненным капотом. Также в продаже можно встретить парктроник с шестью датчиками: 4 устанавливаются на задний бампер и 2 — на передний.

Плоская ленточная антенна (ленточный парктроник) — представляет собой металлизированную ленту, крепящуюся изнутри бампера по всей длине. Данный тип парктроника не получил в нашей стране особого распространения.

Парктроник с дисплеем — помимо звуковых сигналов, такой парковочный радар выводит предупреждение о препятствии на светодиодный или сегментный дисплей. Шкала светодиодного дисплея меняет цвет по мере приближения к препятствию. Сегментный дисплей оснащен шкалой с несколькими делениями, чем меньше делений осталось — тем ближе препятствие.

Парктроник с камерой — данная разновидность парктроника оснащена внешней камерой и дисплеем. Дисплей в таких дорогих моделях используется жидкокристаллический, для качественного изображения.

Разновидности систем

Конструкция парктроника, описанная выше, считается устаревшей и примитивной. Два датчика, встроенных в задний бампер, способны «видеть» только сплошные препятствия, находящиеся сзади автомобиля. Объекты в виде столбов и уличных урн, смещенные в сторону от центра машины, приборы могут не обнаружить. Причина – слишком узкий охват пространства позади транспортного средства. Страховка от переднего столкновения отсутствует вовсе.

Поэтому на современных авто устанавливаются следующие виды парковочных радаров:

  1. Бюджетная версия – 3 датчика в заднем бампере, один посередине, два по бокам. К сожалению, при подобной компоновке позади машины остаются «слепые» зоны.
  2. Полный охват пространства без «слепых» зон обеспечивает 4 ультразвуковых прибора, вмонтированных в задний обвес с интервалом 40 см.
  3. Два датчика в переднем бампере и 4 – в заднем. Данная система позволяет без опасений парковаться задним ходом и соблюдать дистанцию до крупных объектов, находящихся спереди.
  4. Наиболее дорогая версия – восемь приборов (по 4 шт. в каждом обвесе) актуальна для водителей – новичков. Парктроник полностью контролирует пространство впереди и позади машины.

Экран со шкалой не дает водителю четкую картину происходящего позади и впереди транспортного средства. Он индицирует приближение к препятствию и сигнализирует, когда расстояние до поверхности предмета становится опасным. Полную картину позволяет видеть жидкокристаллический дисплей, установленный на центральной консоли многих современных автомобилей.

Изображение дисплей получает как минимум от двух камер, совмещенных с ультразвуковыми датчиками. На картинку накладывается сетка разметки, по которой шофер легко определяет оставшееся до объекта расстояние. Движение задним ходом также сопровождается голосовыми подсказками (функция отключается при необходимости). Парктроник устроен таким образом, чтобы активироваться после перехода на заднюю скорость, во время движения система не функционирует.

Новейшие модификации электронных устройств наделены несколькими дополнительными функциями:

  • на экране видна не только картинка с наложенной сеткой, но и траектория движения автомобиля;
  • вместо дисплея изображение выводится прямо на лобовое стекло (так называемая проекция), водителю не нужно переводить взгляд с дороги на экран;
  • отображение различных полезных данных – даты, текущего времени, километража и температуры на улице.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector