Зачем в автомобилях нужны сайлентблоки и как их правильно выбирать
Содержание:
- К чему может привести несвоевременная смена сайлентблоков?
- Так что же лучше: резина или полиуретан?
- Плюсы и минусы материалов
- Сайлентблок: что это такое
- Срок службы и ресурс сайлентблоков
- Полиуретановые сайлентблоки плюсы и минусы
- Как заменить сайлентблоки?
- Зачем нужен сайлент-блок
- Резина против полиуретана
- Лучшие российские производители сайлентблоков
К чему может привести несвоевременная смена сайлентблоков?
Что может произойти, если не во время заменить сайлентблоки? Этим вопросом задавался, скорее всего, не один водитель. Если эта деталь очень серьезно изношена, то это может привести к уводу машины на скорости, или иными словами на скорости машину будет швырять из стороны в сторону. Еще одним существенным признаком изнашивания резинометаллических шарниров считается не одинаковый износ покрышек машины. Не нужно запускать замену сайлентблоков, так как могут быть не очень хорошие последствия. Например: могут разрушиться посадочные зоны крепления шарниров, следствие чего будет полная замена переднего рычага подвески в сборе.
ПОЛИУРЕТАНОВЫЕ ИЛИ РЕЗИНОВЫЕ САЙЛЕНТБЛОКИ, КАКИЕ ЛУЧШЕ?
Если автомобиль имеет в подвеске резиновые втулки и сайлентблоки, которые можно заменить полиуретановыми деталями, то Вы только улучшите характеристики подвески и её работу. Полиуретановые сайлентблоки прослужат как минимум в 5 раз дольше, чем резиновые детали. Единственный недостаток у полиуретана — более высокая стоимость по сравнению с резиновыми изделиями (более чем в 5 раз), но можно сэкономить на замене.
Полиуретановые сайлентблоки улучшают поведение автомобиля на дороге, снижая нежелательные деформации в подвеске и устраняя эффект “выжимания”, свойственный резиновым деталям. Это означает, что подвеска всегда работает в предусмотренном конструкторами режиме. Правильно установленные и подобранные полиуретановые детали работают лучше, поглощая удары, вибрацию и снижая шум по сравнению с резиной.
Если желаете улучшить управляемость — полиуретановые сайлентблоки это то, что нужно. Если спокойно перемещаетесь из одной точки в другую, то выбор в пользу обычных сайлентблоков.
ГДЕ НАХОДЯТСЯ САЙЛЕНТБЛОКИ
САЙЛЕНТБЛОКИ ПЕРЕДНИХ РЫЧАГОВ
В передней подвеске сайлентблоки используются в рычагах, посредством их осуществляется подвижное и упругое соединение рычагов со ступицей колеса и с кузовом авто. Часто сайлентблоки используются и в месте соединения стабилизатора поперечной устойчивости с рычагом, если конструктивно это предусмотрено. Он также может применяться и в нижней части амортизационной стойки, где она крепиться к ступице.
В задней же подвеске сайлентблоки могут быть установлены на рычагах (продольных и поперечных), в месте крепления торсионной балки к кузову авто, в амортизаторах.
Вообще, количество и места установки этих резинотехнических элементов зависит от конструктивного исполнения ходовой части авто. Для примера рассмотрим места расположения сайлентблоков на автомобиле ВАЗ-2110. И начнем с передней подвески где эти шарниры используются:
- в поперечных рычагах (в месте их крепления к кузову);
- на концах стабилизатора поперечной устойчивости ( его крепление к поперечному рычагу);
- в амортизаторных стойках внизу (место крепления их к поперечному рычагу);
- в растяжке поперечного рычага (на обоих концах – в месте ее соединения с рычагом и с поперечиной);
Итого только с одной стороны в передней подвеске установлено 5 сайлентблоков, столько же их и в другой части подвески.
Так что же лучше: резина или полиуретан?
Из-за того, что шарниры необходимо заменять каждые 50 тысяч км, то владелец автомобиля задает себе вопрос, какой из материалов лучше по соотношению цены и качества.
Автомобилестроение развивается и прогрессирует с каждым годом. Появляются тихие и скоростные машины со сложными элементами, а старые подвергаются полной модернизации. Сайлентблоки также не остались в стороне, и теперь человеку доступен выбор из двух материалов: резина или полиуретан.
Простой и бюджетный вариант – резиновые модели. Их создали еще вначале автомобилестроения, благодаря им и появилось название «резинометаллические шарниры». В последнее время все большей популярностью пользуются полиуретановые представители. Поэтому называть сайлентблоки устаревшим понятием несправедливо.
Резиновые шарниры изготавливают при помощи каучука. Это бюджетный материал, который устанавливает конечную стоимость продукта. Его легко производить, но эксплуатационные показатели находятся на небольшом уровне. Кроме этого недостатка, у элемента есть еще ряд минусов:
- Маленький ресурс работы, в среднем 20 тыс. км;
- Низкая устойчивость к низким и высоким температурам;
- Со временем материал ссыхается и рассыпается;
- Подвержен воздействию окружающей среды, влаге и осадкам;
- Даже только купленные модели будут скрипеть, доставляя владельцу дискомфорт.
Чаще всего этот вариант подойдет для установки в отечественный автомобиль. Однако мастера с 10-летним стажем скажут, что даже на старый автомобиль лучше установить более качественный продукт и не беспокоиться о его пригодности, чем переживать за каждый люфт, стук, скрип.
Полиуретановые шарниры в разы лучше резиновых. Они превосходят своего конкурента по всем техническим показателям. Этот продукт рекомендуют все специалисты, потому что он отличается высокими эксплуатационными характеристиками, что повышает комфорт использования. Подвеска и прочие элементы будут работать идеально не только в иномарках, но и российских автомобилях, что большой плюс для тех, кто хочет модернизировать свою первую машину.
Главные достоинства полиуретанового сайлентблока:
- Высокий срок работы. По этому показателю он превосходит резиновые изделия в 4-5 раз. Даже при активной езде работоспособность сохраняется на высоком уровне, что позволяет не думать о замене ближайшее время и ездить в свое удовольствие.
- При использовании полиуретановых моделей, человек ощутит комфорт от вождения, так как поведение автомобиля изменится в положительную сторону. Сайлентблок не сталкивается с различными негативными эффектами, которые часто встречаются у резины. Кроме того, изделие предотвращает возможную деформацию подвески.
- Поглощение. Шум, вибрация, скрипы – человек забудет про любой звук в салоне, потому что полиуретановые шарниры поглощают их.
- Общая управляемость становится лучше. Водители, которые «пересели» с резиновых моделей на боле совершенные подтверждают это. Даже такой маленький элемент способен отразиться на ощущении транспорта.
Хоть это изделие обладает таким обширным набором достоинств, у него все равно есть недостаток – высокая стоимость. Поэтому не каждый человек сможет сразу заменить все шарниры.
Поэтому большинство работников в автосервисе рекомендуют сначала поменять главные элементы, а потом дополнять конструкцию по мере износа резиновых «сайлентов». Это возможно благодаря высокому сроку службы у полиуретановых моделей. За то время пока замененный элемент будет изнашиваться, человек сможет поменять 3 резиновых шарнира, что положительно скажется на работе автомобиля. Поэтому отказываться от этого варианта, только из-за его стоимости не стоит, потому что его эффективность уже доказана десятками лет.
Плюсы и минусы материалов
Позитивные стороны резины, применяемой в сайлентблоках, известны давно и проверены многолетней практикой. Главное достоинство – эластичность и способность обеспечить большую амплитуду колебания рычагов, а это удлиняет ход подвески. Данное качество особенно ценно для внедорожников, чьи колеса не должны вывешиваться во время преодоления препятствий.
Другая особенность резинометаллических шарниров – мягкость, позволяющая изолировать кузов от мелких ударов и вибраций, что повышает комфорт для водителя и пассажиров.
К тому же перечисленные достоинства вы получаете за умеренную цену. В комплекте с ними идут следующие недостатки:
- со временем резина имеет свойство рассыхаться и трескаться;
- срок службы материала сокращается при контакте с нефтепродуктами и химическими реагентами (например, в зимний период);
- в процессе износа материал размягчается и поведение автомобиля на дороге становится «расхлябанным», наблюдается отклонение от прямой.
В противовес резине полиуретан не боится воздействия химикатов, нефтепродуктов и потому служит гораздо дольше. Этот искусственный полимер не вступает в реакцию с кислотами, щелочами и маслами, а также не меняет влажность с течением времени, то есть, не рассыхается. Полиуретан тверже резины, отчего подвеска с такими сайлентблоками становится жестче, а управляемость автомобиля – лучше.
Но здесь кроются и негативные стороны:
- Мелкие неровности дороги четче ощущаются на руле. Нагрузку от передающихся вибраций воспринимают элементы кузова, что сказывается на их сроке службы.
- Из-за меньшей эластичности полиуретан не в состоянии обеспечить длинный ход подвеске.
- При низкой температуре окружающей среды материал «дубеет» и трескается от нагрузок.
Последний недостаток заключается в том, что по сравнению с резиной качественные полиуретановые сайлентблоки стоят в несколько раз дороже. Интересный факт: подобные детали встречаются только в Российской Федерации и других странах постсоветского пространства, причем продаются в качестве запчастей. Новые автомобили российских и зарубежных брендов по-прежнему оснащаются резинометаллическими шарнирами.
Сайлентблок: что это такое
По сути, сайлентблок — это резинометаллический шарнир, состоящий из двух металлических втулок, между которых находится резиновая вставка.
Характерная особенность данного расходного материала — в отсутствии необходимости смазки. Также деталь не имеет зазора и в силу небольших размеров и простой конструкции может прослужить долгое время.
А поскольку сайлентблок относится к разряду расходных материалов, то при износе просто производится его замена. Ремонту он не подлежит в силу простой конструкции и недорогой стоимости новых деталей.
Видео — что такое сайлентблок и рычаг подвески:
Для чего они нужны
Практически в любом механизме есть сила трения, которая губительно воздействует на весь автомобиль. Взять, к примеру, подвеску авто – без защитных мер просто невозможна его эксплуатация. Поэтому, как только появилась такая область, как машиностроение, возникла необходимость создать узел, где отсутствует трение. Сайлентблок и стал такой деталью.
К тому же та же подвеска воспринимает различные колебания дороги, которые передаются от колес. Каждый ее узел выполняет свою задачу. При помощи рычагов обеспечивается надежное и подвижное крепление колес к кузову, амортизаторы устраняют сильные колебания, а благодаря стабилизатору поперечной устойчивости машина не раскачивается.
Сайлентблоки тоже выполняют свою не менее важную роль, поскольку гасят колебания, которые распространяются между узлами. Причем их конструкция сделана таким образом, что позволяет воспринимать колебания одновременно в любом направлении. Как правило, это нагрузки радиального, осевого и углового характера. Тем самым шарнир оберегает остальные детали подвески.
Видео — как заменить сайлентблоки передних рычагов на Skoda Octavia:
Где находятся
Как уже можно понять, сайлентблок располагается в ходовой части автомобиля.
Чаще всего это места крепления:
- рычагов передней подвески;
- узлов задней подвески;
- стабилизатора поперечной устойчивости;
- коробки переключения передач;
- амортизаторов;
- двигателя.
При езде автомобиля по неровностям каждый сайлентблок принимает на себя большие нагрузки. По этой причине он подвержен быстрому износу. Поэтому, если вовремя не заменить сайлентблоки, это может повлечь за собой неприятные последствия вплоть до выхода из строя целого узла.
Срок службы и ресурс сайлентблоков
Многие производители заявляют о том, что сайлентблок рассчитан на 100 000 км пробега. Но состояние наших дорог и влияние климатических условий уменьшают их ресурс. В связи с описанными вредоносными факторами срок эксплуатации можно уменьшить в два, а то и в три раза.
Какие бывают амортизаторы? Виды амортизаторов и особенности устройства.
Несвоевременная замена детали провоцирует целый ряд проблем:
- снижение комфорта во время езды — среди наиболее видимых признаков выделяется потеря устойчивости автомобиля, ощущение крена, появление люфта. Все это вызвано тем, что на кузов пропускаются все кочки – и крупные, и мелкие;
- неравномерный износ шин и именно поэтому нужно следить за состоянием деталей, ведь замена резины – весьма дорогостоящее удовольствие;
- повреждение креплений рычагов.
Пример расположения сайлентблока в автомобиле, рычаг подвески
Полиуретановые сайлентблоки плюсы и минусы
Плюсы
- большой срок эксплуатации;
- не изнашиваются под действием агрессивных сред;
- выдерживают большиемеханические и температурные нагрузки.
Минусы
- высокая цена;
- как правило, жёсткость таких втулок выше, чем у резиновых, из-за чего подвеска становится не такой мягкой и комфортной, как прежде. Повышенная жёсткость ходовой влияет не только на наш с вами уровень комфорта, но и негативно сказывается на деталях машины, особенно если производитель закладывал более мягкие настройки;
- плохо переносят скручивание. А это и есть самый главный минус. Как ни крути, а резина в этом отношении пока не имеет альтернативы.
Как заменить сайлентблоки?
Во время замены неисправного сайлентблока, особое внимание нужно уделить качеству новой запчасти и наличию необходимого инструмента. Для выполнения работы понадобятся:
- ключи для демонтажа балки и рычагов подвески;
- молоток или кувалда;
- съемники сайлентблоков.
После установки и надежного закрепления на специализированных подъемных устройствах, производится разборка сопутствующих элементов.
Рассмотрим процесс замены сайлентблока задней балки:
- демонтаж балки подвески;
- освобождение от крепления троса ручника;
- снятие скобы крепления шлангов тормозной системы, установленной на кронштейнах;
- демонтаж старого сайлентблока балки;
- очистка места посадки от загрязнений;
- нанесение смазки из графита на посадочное место;
- установка новой запчасти, при этом монтаж выполняется без зазоров и дыр, а запрессовка осуществляется точными ударами молотка;
- монтаж балок в обратном порядке.
После замены сайлентблоков, транспортным средством можно сразу же пользоваться. Во время сборки необходимо контролировать надежность выполненного монтажа каждой запчасти и только после этого начинать устанавливать следующую.
Замена сайлентблоков передней балки осуществляется по тому же принципу:
- старый резиновый комплект снимают 3–4 сильными ударами кувалдой. Они должны быть четко в центр запчасти, не отклоняясь в бок от центра оси;
- загибание края обоймы происходит зубилом для дальнейшего облегчения демонтажа;
- снятие старого сайлентблока передней балки. Для выпрессовки пользуются отрезком трубки, при этом её диаметр должен быть меньше, чем место посадки. Трубку устанавливают до касания к детали и наносят удары молотком. Выполнив несколько ударов, демонтируемая запчасть снимается;
- после снятия сайлентблока передней балки, выполняют проверку места посадки на предмет наличия сколов и трещин. Если они обнаруживаются, деталь подлежит замене.
Если сайлентблок прикручивается болтами, а не запрессовывается, процесс демонтажа выполняется не ударным способом, а откручиванием. Его монтаж, соответственно, будет выполняться при помощи крепления болтами. Утяжка болтов подвески с соединениями через сайлентблок, осуществляется исключительно тогда, когда автомобиль стоит колесами на земле, для создания условий принятия рабочего положения подвески.
При монтаже стоит обратить внимание на правильность положения сайлентблока, так как не все резинометаллические шарниры можно установить произвольно. Если деталь имеет перегородки, у нее строго должно быть обозначено рабочее положение. В случае игнорирования этого факта, нагрузка сил на перегородки будет предельно большая и сайлентблок вскоре окажется в неисправном состоянии.
По своим размерам сайленблоки являются очень компактными деталями. Несмотря на это, они выполняют в транспортном средстве важные функции и являются значимым элементом подвески. Сайленблоки обеспечивают требуемый уровень комфорта и безопасности автомобиля в процессе движения. Поэтому к выбору и замене этих деталей нужно относиться внимательно и ответственно. Автомобилистам рекомендовано обращаться только к проверенным продавцам автозапчастей, чтобы не купить подделку.
Как заменить сайлентблоки
Зачем нужен сайлент-блок
Сайлент блок, как и любая резиновая втулка, предназначен в первую очередь для гашения вибраций и поглощения ударов, которые могут привести к разрушению рычагов передней или задней подвески, амортизаторов, шаровых опор, реактивных тяг и деформации стабилизаторов поперечной устойчивости. В каждом из этих элементов неизменно присутствует сайлент-блок.
Деталь работает на кручение, причём в зависимости от материала, угол проворота внутренней втулки по отношению к внешней может быть разным. В среднем, сайлент блок может обеспечивать поворот на 23-25 градусов. С конвейера на большинство автомобилей устанавливают сайлент-блоки из технической резины по стандарту схожей с отечественной ИТП-1357. Тем не менее последних семь-десять лет стали популярны полиуретановые втулки, отбойники и сайлент блоки. Для наглядности мы привели таблицу и исходя из её данных, полученных путём лабораторных исследований обоих материалов, можно делать предварительный вывод о том, какие сайлентблоки лучше полиуретановые или резиновые. Но не все так однозначно. Сейчас разберёмся.
Резина против полиуретана
Поскольку резинометаллические шарниры требуется менять с определённой периодичностью, перед автомобилистами встаёт закономерный вопрос выбора новых элементов.
С развитием автомобилестроения появляются более современные и качественные запчасти. В их числе и сайленты. Потому автовладельцу нужно выбрать, какие сайлентблоки лучше использовать для своего транспортного средства. Выбирать приходится между двумя вариантами. Это детали на основе резины и полиуретана.
Резиновые сайленты считаются самыми простыми. Это классический вариант, который существует с самого появления понятия резинометаллических шарниров. Отсюда и само название. Постепенный отказ от резины привёл к тому, что уже не совсем справедливо называть сайлентблоки резинометаллическими шарнирами.
Вне зависимости от названия, резиновые сайленты изготавливают с использованием каучука. Это достаточно дешёвый материал, предопределяющий дешевизну самой запчасти. Но низкая цена является основным аргументом в пользу резины. Против неё говорят сразу несколько весовых недостатков:
- незначительный эксплуатационный ресурс;
- даже новые сайленты могут скрипеть, создавая дискомфорт в авто;
- негативное воздействие окружающей среды быстро приводит резину в состояние негодности;
- подверженность влиянию высоких и низких температур;
- слабая устойчивость к влаге и осадкам;
- свойство ссыхаться и рассыпаться со временем.
Для дешёвых и старых отечественных автомобилей подойдут и резиновые шарниры. Хотя даже на такие машины специалисты не советуют ставить низкокачественные детали. Лучше отдать предпочтение полиуретановым аналогам.
Если говорить про полиуретановые элементы, то они существенно превосходят своих резиновых конкурентов. Да и конкуренции здесь практически говорить не приходится. Полиуретан характеризуется более высокими эксплуатационными характеристиками. За счёт применения такого материала удалось значительно повысить уровень комфорта и качество работы подвески. Это положительно отражается на поведении автотранспортных средств.
Среди преимуществ полиуретана как основы для изготовления сайлентблоков выделяют следующие пункты:
- Срок службы. Он значительно превосходит период, в течение которого свою работоспособность сохраняют резиновые элементы. Испытания показывают пятикратное превосходство полиуретана над обычным каучуком, то есть резиной.
- Поведение автомобиля. При наличии в конструкции подвески полиуретановых элементов машина намного лучше ведёт себя на дороге, увереннее входит в повороты, не сталкивается с эффектами выжимания, характерными для резины. Также предотвращаются процессы деформации в подвеске. Всё это позволяет с комфортом передвигаться на автомобиле.
- Поглощение. Эффективность поглощения шума, вибраций и звуков здесь на самом высоком уровне.
- Управляемость. Автомобиль с полиуретановыми шарнирами управляется намного легче и увереннее. Те, кто на личном опыте проверял работу сайлентблоков двух типов, могут это подтвердить. Ощущения от управления транспортным средством на разных сайлентах существенно отличаются.
Но и здесь не обошлось без недостатков. Единственным минусом полиуретана является его стоимость. Сайленты на основе этого материала значительно дороже резиновых аналогов.
Замена сайлентблоков в автомобиле
Но цена не должна становиться причиной для отказа от использования полиуретана. Причём разница в стоимости будет не особо ощутимой. Если установить изначально более качественные и долговечные сайлентблоки, значительно увеличится интервал между заменой. За период эксплуатации одного полиуретанового сайлентблока приходится менять около 2-3 резиновых запчастей. Это сводит вопрос стоимости к минимальному значению.
Не стоит забывать о популярной поговорке, согласно которой скупые всегда платят дважды. Вот и в этой ситуации правильно и рационально отдать предпочтение полиуретану, нежели резине.
Лучшие российские производители сайлентблоков
Каждая деталь для автомобиля должна ему соответствовать, поэтому для отечественного автопрома предусмотрены отдельные фирмы-изготовители запчастей. Это не говорит о том, что зарубежные варианты не уместны. Но российские компании тщательнее адаптируют продукцию к местным условиям, особенности внутреннего устройства машин
Да и ценник будет гораздо приятнее, что важно для покупателя
Полиуретан
Довольно известная российская фирма, каждая запчасть которой совместима и с отечественными, и с некоторыми зарубежными марками авто. Основное сырье для сайлентблоков этой марки понятно из ее названия – полиуретан высокого качества, привезенный из Европы. Свежее оборудование гарантирует долгую службу, хорошую выносливость к разным погодным условиям.
Достоинства
- Надежность;
- Сырье из Европы;
- Водостойкость;
- Совместимость с разными марками машин;
- Выносливость.
Недостатки
- Жесткость установки;
- Риски купить сайлентблок контрафакт.
Если сравнивать с европейскими крупными брендами, частота брака и поделок у Полиуретана гораздо ниже. С одной стороны водители хвалят прочность, долговечность материала, с другой это же является недостатком, так как затрудняет смену шарниров. Жесткая основа может вызывать возникновение шумов.
Точка опоры
Изначально это был обычный автосервис, но дальше кроме ремонтов машин началось производство автозапчастей с учетом запросов водителей. Через 10 лет кропотливой работы российская фирма смогла похвастаться годовым объемом производства в 3 миллиона единиц. Отлично впишутся шарниры в подвеску разных моделей ВАЗ, это сделает управление чувствительным, более комфортным и точным для владельца. В задней подвеске можно ощутить повышение жесткости. Если приобрести оригинальный вариант, он продемонстрирует поразительную живучесть.
Достоинства
- Долговечность эксплуатации;
- Точность вождения;
- Оптимальный уровень качества;
- Низкий ценник;
- Широкая доступность на рынке.
Недостатки
- Возможны поделки;
- Эффект жесткости в задней подвеске.
Из-за огромной популярности полиуретановых сайлентблоков «Точка опоры», в продаже все чаще встречается брак, поделки, контрафакт. Это приводит к возникновению негативных отзывов от покупателей. На самом деле оригинальные детали демонстрируют точность управления, спереди с повышенной чувствительностью, сзади – с незначительной жесткостью.
БелМаг
Еще один крупный производитель комплектующих для отечественных автомобилей – компания БелМаг. За несколько десятков лет запчастями с таким именем было укомплектовано большое количество машин ГАЗ, ВАЗ, Nissan, Renault. Номенклатура производства демонстрирует более 300 категорий товаров. Современное оборудование заводов, собственный научный центр, квалифицированный персонал и лаборатория обеспечили полный цикл изготовления. Разные международные и российские конкурсы неоднократно выдавали этой фирме награды.
Достоинства
- Адекватные расценки;
- Полный цикл производства;
- Собственная научная база;
- Широкое распространение продукции;
- Совместимость с разными марками машин;
- Служба в течение нескольких сезонов.
Недостатки
Поделки в продаже.
Большинство отзывов о продукции с таким именем предусматривает положительный, рекомендательный характер. Водители оценили долгую службу, надежность конструкции, а также совместимость с переднеприводными, классическими автомобилями
Но в последнее время участились поделки, брак, важно определять оригинал по индивидуальной упаковке красного или стального цвета, голограммой
Приорат
Относительно молодая, но уже успешная российская фирма резинотехнической продукции для разных марок машин. Но чаще всего рассматриваемые в рейтинге детали устанавливают на УАЗ, ГАЗ, ВАЗ, реже на коммерческий отечественный или импортный транспорт. Есть возможность заказать небольшие партии изделий под конкретные замеры. За надежность продукции отвечают жесткие требования к сырью, исходным материалам. Это позволяет создавать товары, не уступающие импортным аналогам, кроме цен.
Достоинства
- Качество сырья;
- Соответствие легковому, коммерческому транспорту;
- Надежность;
- Демократичный ценник;
- Широкий доступ в любом регионе страны;
- Возможность индивидуального заказа.
Недостатки
При заказе срок изготовления может быть дольше обещанного.
Чаще всего в эту фирму обращаются с личными заказами партии комплектующих конкретных размеров. Это является преимущественным отличием деятельности Приорат. Но некоторые отзывы в качестве недостатка отмечают долгий срок выполнения заказа, так как сырье могут поставлять зарубежные компании, а это требует времени.