Регулируем развал-схождение своими руками: пошаговая инструкция

Особенности полноприводного автотранспорта

Как и для любого иного вида автотранспорта, услуга развал схождение колёс для внедорожников является обязательной процедурой, которую необходимо осуществлять после любых ремонтно-восстановительных работ ходовой части авто. Это утверждение справедливо для таких мероприятий, как замена пружин и амортизаторов подвески, рулевых наконечников и тяг, а также сайленстблоков.

Необходимо обратить внимание и на тот факт, что корректировка развал схождения у автомобилей с колёсной формулой 4 на 4 требует периодичности проведения данной процедуры, которая напрямую зависит от состояния транспортного средства и условий его эксплуатации. Более точную информацию о рекомендованных сроках настройки позиционирования колес внедорожников, кроссоверов и джипов конкретных моделей и производителей можно узнать у специалистов сервисного центра «Восток-Авто», специализирующихся на работе с автомобилями повышенной проходимости

Игнорировать необходимость мер по восстановлению заводских параметров ходовой, которые механики именуют сход-развал, не просто глупо и недальновидно, но и небезопасно для жизни. Дело в том, что грамотная установка колес машины относительно вертикальной оси, напрямую оказывает влияние на такие эксплуатационные характеристики ТС, как:

  • интенсивность износа авторезины и элементов подвески;
  • управляемость авто и отзывчивость на повороты руля;
  • комфорт и безопасность езды.

Напомним о том, что нулевым углом развала называют положение колес, когда условная линия, перпендикулярная дорожному полотну, проходит строго по центру колеса, а об отрицательном или положительном угле развала свидетельствует верхний край колеса, заваленный, соответственно, наружу или же в сторону транспортного средства.

Грамотная регулировка сход развала внедорожника гарантирует комфортное и безопасное управление автомобилем. Выполняться эта процедура должна опытным мастером и на специальном оборудовании. Иначе вы рискуете потерять управляемость автомобилем в любой момент, не говоря уже о повышенном износе автопокрышек и элементов подвески, что, в итоге, обязательно отразиться на финансовых затратах.

Развал схождение машин типа джип традиционно устанавливается на значениях, приближенных к нулевым углам. Это обусловлено тем, что подобные транспортные средства не предназначены для агрессивной езды, экстремального прохождения поворотов, гонок или дрифта. А в условиях размеренной езды нулевые углы развала обеспечат полноприводному транспортному средству оптимальную площадь контакта автопокрышек с дорожным полотном, поскольку колеса будут позиционироваться к дороге практически перпендикулярно.

Как часто надо делать развал-схождение?

С учетом качества наших дорог, процедуру проверки и регулировки лучше делать каждые 10 тыс. пробега для автомобильной классики и 20 тыс. для иномарок. Также желательно делать при сезонной смене покрышек. Данный пробег скорей относится к идеальным условиям езды. Следует учитывать некоторые факторы, которые влияют на развал.

  1. Качество дорожного полотна.
  2. Попадание в ямы, выбоины, удары по ходовой части.
  3. Плановый и внеплановый ремонт ходовой части.
  4. Замена некоторых запчастей (опоры, рычаги и прочее).
  5. Чрезмерный износ покрышек.

Подобные факторы напрямую влияют на изменение углов развала, что приводит к последнему пункту – износу покрышек. Также, рекомендует проводить регулировку развала перед заменой резины с летней на зимнюю и наоборот.

Анимация развала колеса

Как уже говорилось, оптимально выставленные углы, положительно влияют на рулевые характеристики транспортного средства, позволяют сэкономить на покупке комплекта резины, удерживают автомобиль на поверхности и обеспечивают безопасное вождение.

Каждая автомастерская проводит процедуры по-разному. Существует несколько стендов – лазерные, оптические, компьютерные и прочие. Как правило, перед началом регулировки, мастер проверяет все углы наклона, правильность давления в шинах. Для регулировки, параметры атмосферного давления должны быть приведены в равное значение. После чего на автомобильные колеса крепят навесные датчики, с помощью которых мастер измеряет углы наклона. Как правило, все данные попадают на монитор компьютерной системы для последующей регулировки.

Несомненным плюсом процедуры является то, что в процессе можно попросить мастера визуально оценить состояние ходовой части и выявить неисправности. Если мастер профессионал своего дела, он легко может указать на износ шаровых, сайлентблоков и прочих расходных материалов.

Развал колес

Развал — это угол между осью колеса и вертикалью. Развал бывает трех типов:

  • нулевой — верхняя и нижняя ось колеса одинакова;
  • отрицательный — верхняя часть завалена вовнутрь;
  • положительный — верхняя часть выступает наружу.

Нулевой угол развала достигается при движении транспортного средства, обеспечивает устойчивость и равномерное прилегание шины к дорожной поверхности. Отрицательный развал увеличивается пропорционально массе авто, отличается лучшей устойчивостью, однако износ шин увеличивается во внутренней части. Положительный угол встречается на старых авто и тракторах, компенсируя мягкость подвески и вес авто.

Регулировке развала поддается также и задняя подвеска, даже полузависимая. Например для переднеприводных автомобилей ВАЗ предусмотрены пластины отрицательного развала, которые устанавливаются между балкой и ступицей. Пластика смещает верхнюю ось колеса во внутрь, увеличивая устойчивость на поворотах и высокой скорости движения. На независимых подвесках предусмотрены развальные рычаги, которые также необходимо регулировать. Их наличие значительно увеличивает комфорт и безопасность движения.

Как правильно выставить углы развала колес:

Регулировка также производится на стенде. В зависимости от конструкции подвески, развал регулируется по-разному, а именно:

  • двухрычажная подвеска (ВАЗ 2101-2123, Москвич 412, ГАЗ 31105) — регулировка производится с помощью подкладывания шайб разной толщины под ось верхнего или нижнего рычага. Требуется открутить два болта оси рычага, и между балкой и осью вставлять шайбы, контролируя угол развала;
  • двухрычажная подвеска современных авто — предусмотрены болты-эксцентрики, которые вращаясь, уводят рычаг наружу или вовнутрь. На болт нанесены риски, указывающие градус регулировки;
  • задняя независимая подвеска имеет, минимум по одному рычагу на сторону, которым регулируются данные углы. Как правило, рычаг состоит из двух частей, соединенных между собой резьбовой осью, за счет чего рычаг удлиняется или укорачивается;
  • передняя подвеска МакФерсон — регулировка за счет положения амортизатора. Стойка амортизатора крепится к поворотному кулаку двумя болтами. Отверстия в стойке овальные, за счет чего, при ослаблении болта, амортизатор можно выдвинуть или задвинуть.

Регулировку развала делают вместе со схождением. Перед этим нужно убедится в целостности деталей подвески. На мониторе компьютера указывается реальный угол всех 4 колес. Как указано выше, для каждого типа ходовой части, регулировка производится по-разному: подкладывая или убирая шайбы, регулируя амортизационную стойку, вращая эксцентриковые болты или регулирую длину рычага.

Сколько по времени производится регулировка углов установки колес? В среднем занимает 30-40 минут, при условии, что все болты и соединения разработаны.

Угол кастера. Данный параметр отвечает за стабильное прямолинейное движение колеса. Для понимания угла кастера стоит взглянуть на расположение переднего колеса относительно арки: если оно смещено назад, это ухудшает характеристики управления, также угол кастера должен быть одинаков на одной оси. При правильно настроенном кастере, отпуская руль, машина движется прямо. Чаще всего угол кастера задан заводом-изготовителем и регулировке не поддается. При отклонении параметров требуется диагностика амортизационных стоек и рычагов передней подвески.

Когда нужно делать сход-развал и почему?

Каждый завод-производитель указывает в руководстве по эксплуатации авто рекомендуемую периодичность выполнения процедуры. Как часто надо делать сход-развал? В целом, 1-2 раза в год либо после каждых 15-20 тысяч километров. Но это усредненная частота, так что если вы заметили, что резина начала быстро изнашиваться или машину стало «водить», то откладывать визит в автомастерскую не стоит. Поводом для беспокойства может служить также запаздывание в управлении либо кривая постановка руля. Опытные водители советуют выполнять регулировку после каждой смены шин на летние или зимние.

Обязательной является процедура для тех машин, которым меняли высоту посадки, например, после установки утолщений под пружины подвески. Многих интересует, нужно ли делать сход-развал после замены шаровой? Ответ: «Однозначно, да». Больше того, это необходимо и при замене многих других запчастей, таких как:

  • пружин подвески;
  • рулевой тяги;
  • сайлент-блока;
  • маятникового рычага;
  • рулевой рейки либо редуктора;
  • наконечников и стоек.

Характеристика

Итак, что это такое? Это параметр схождения и развала управляемых колес автомобиля относительно его кузова и дорожного полотна.

Схождение – это угол, который образуется между плоскостью колеса машины и осью рулевой тяги или симметрии. Положительный угол достигается, когда передние колеса сведены друг к другу по направлению движения. Также есть и отрицательное схождение. Здесь колеса направлены в разные друг от друга стороны.

Развал представляет собой угол, образующийся между плоскостью колеса авто и дорогой. Если верхняя часть колена наклоняется в сторону кузова, тогда настроен отрицательный развал. Если в сторону от кузова, тогда он положительный.

Когда на автомобиле данный параметр отрегулирован со значительными отклонениями, то автомобиль может уходить от прямолинейной траектории. Также может наблюдаться износ протектора с одной стороны. Правый и левый углы развала по их величине должны быть максимально близкими. Разница между двумя углами не должна быть более 30 минут.

Вот что это такое – сход-развал. Но есть еще один угол, который влияет на управляемость и устойчивость. Это кастор. Он образуется между осью, в которой колесо поворачивается, и вертикалью сбоку. Когда водитель полностью выкручивает руль, то диск должен наклониться в сторону поворота.

Кастор очень важен. Если будет разница в углах левого и правого колеса, то это приведет к тому, что машина будет уходить с прямолинейной траектории.

Когда следует проверить?

Опытные автовладельцы точно знают, что после любых манипуляций, связанных с заменой деталей в подвеске и ходовой части авто, нужно как минимум проверить углы. Для начинающих рекомендуется проверять и посещать стенд сход-развала после следующих операций:

Это замена элементов рулевого управления. К ним относят тяги, наконечники, шаровые опоры, маятниковый рычаг, рейку или редуктор. Также рекомендуется выставлять углы после замены рычагов, сайлентблоков, пружин, амортизатора и стоек.

Сход-развал колес обязателен после любых операций, в которых изменялся клиренс авто. Это может быть установка на автомобиль прокладок под пружины, монтаж длинных или коротких пружин, изменения, связанные с заменой амортизатора.

Проверить данный параметр стоит, если автомобиль изменил свое поведение. Так, часто признаками неверных углов является увод машины в сторону или изменение положения руля при движении прямо. Если машина плохо держит дорогу, появилась запоздалая реакция на поворот руля, тянет в сторону при торможении, то все это сигналы к тому, что необходимо срочно посетить СТО.

Нужно ли делать сход-развал после замены покрышек с летних на зимние и наоборот? Специалисты утверждают, что это не обязательно. Но это нужно, если шины изнашиваются очень быстро.

В целом, настройка углов необходима после вмешательства в рулевую систему и подвеску. Во всех других случаях посещать стенд сход-развала не обязательно.

Развал-схождение: что это

Что же скрывается за этим словосочетанием, которое нередко слышишь в среде автомобилистов? Итак, немного теории. Развал-схождение или сход-развал — это определенные углы постановки каждого колеса автомобиля. Их определяют и устанавливают еще во время изготовления машины на заводе, причем не просто так, а в зависимости от конструктивных особенностей авто и после проведения определенных испытаний

Эти углы важно обязательно выдерживать именно в строго определенном положении, которое рекомендует производитель: управляемость авто и его поведение на дороге зависит во многом от этого параметра, а значит, от этого зависит и ваша безопасность

Что такое развал-схождение

Почему эти углы называются «развал-схождение»? Все легко объяснимо и предельно просто: у автомобильного колеса не один, а два угла, указывающих на его положение в пространстве.

  1. Развал — определенный угол, который формируется между плоскостью самого колеса и вертикальной осью. Если он установлен правильно, то шина идеально стыкуется с дорожным полотном, и машина будет превосходно «держать дорогу». Измеряется это значение в самых обычных градусах. Бывает положительным и отрицательным.
  2. Схождение, которое также бывает как отрицательным, так и положительным, — угол, который находится между плоскостью вращения каждого колеса и направлением движения машины. Правильно установленный угол данного параметра позволит снизить износ резины и позволит добиться максимальной устойчивости авто во время даже самых лихих поворотов. Измеряется данный параметр и в привычных нам миллиметрах, и в не менее привычных градусах.

Развал-схождение: терминология

Если вы обращали внимание, то у некоторых машин колеса не всегда стоят строго перпендикулярно дороге. Кажется, что схождение и развал сделаны не так, как нужно

Но прежде чем осуждать мастера, присмотритесь: что за машина перед вами. У ТС с так называемым задним приводом показатель схождения положительный — колеса несколько повернуты друг к другу. А авто с приводом передним обладают отрицательными показателями значения этого угла.

Углы наклона колес

Поясняем. Если между условно обозначенными задними точками колес промежуток больше, чем между передними, и кажется, что колеса в паре вывернуты «внутрь», то схождение положительное. А если они как будто «смотрят» в стороны, то оно будет называться отрицательным.

Отрицательное значение развала

Отрицательное значение развала — это когда верхняя часть любого из колес наклонена к центральной части авто. Это оптимальный вариант для тех, кто любит большие скорости и много ездит по извилистым, кольцевым дорогам. Положительный развал — наоборот, то есть верх колеса отклонен от авто.  Оптимальный вариант для тех, кому нужно много маневрировать и полностью контролировать управляемость железного коня.

Что такое угол кастера

Как произвести регулировку — подробная инструкция

Прежде чем начать работу и приступить к регулировке развала схождение колес своими руками, водителю стоит провести диагностику ходовой. Если присутствуют неполадки, то делать дальнейший ремонт не имеет смысла. Подвеска в совокупности с элементами рулевого управления должны работать идеально. В противном случае регулировка будет пустой тратой времени. Водителю все равно придется устранять неисправности. 

Установка развала

Под понятием «развал» подразумевается разница между расстояниями от условных точек. Когда нижняя часть колеса по отношению к верхней — выпуклая, то развал считается отрицательным, и наоборот. Чтобы правильно отрегулировать его, необходимо придерживаться правил:

 диски колес — ровные;

 оптимальное давление в шинах;

 узлы и шарниры, присутствующие в системе подвески, работают исправно;

 руль обладает свободным ходом.

Процедуру проводят в гараже, в котором есть смотровая яма. Также понадобятся различные инструменты, включающие в себя ключи, штангенциркуль, белый мел, телескопическую линейку и нить с плоским отвесом.

Приступаем к работе, ориентируясь на инструкцию:

 Автомобиль ставят на ровную площадку над ямой или на эстакаде. Выставить колеса ровно можно «на глаз». 

 С помощью мела ставят метки на шинах в верхних и нижних боковых областях.

 Шнурок с отвесом прикрепляют к крылу. Он должна свисать параллельно диску. 

 При помощи штангенциркуля нужно измерить расстояние от веревки до нижней части диска колеса. Чтобы убедиться в правильности собственных измерений, нужно прокрутить колесо и еще раз сделать замеры.

 Колесо прокручивают еще раз и снова проделывают замеры. Полученные данные сравнивают, в них не должно быть больших расхождений. Если это не так, значит, с ходовой есть проблемы и регулировка здесь не поможет.

 Угол развала для каждой марки авто свой. Этот показатель прописывается производителем. 

 Убедившись в верности замеров, водитель должен снять колеса вместе с болтами крепления кронштейна стойки амортизатора к поворотному кулаку. Иногда болты закисают, поэтому их зачищают и смачивают жидкостью WD. 

 После этого нужно подвигать кулак и выставить углы, ориентируясь на проведенные замеры. Болты и колеса ставят на место и заново замеряют параметры. 

У транспортных средств с задним приводом могут наблюдаться погрешности. Норма углов развала колес у таких автомобилей составляет +1…+3 мм. У переднеприводных автомобилей этот показатель равняет -1…+1 мм.

Закончив работу, водителю стоит еще раз проверить затяжку болтов. Если неисправностей нет, то можно провести проверку выравнивания машины на дороге. 

Не стоит забывать, что во время ремонта нужно делать замеры как минимум 3 раза. Если автолюбитель сделал все правильно, то его машина перестанет «уходить» в сторону, а шины не будут изнашиваться слишком быстро. 

Работу придется провести заново, если автомобиль по-прежнему «уходит» с прямой траектории.

Установка углов схождения

Под понятием «схождение» подразумевается угол между направлением движения авто и поверхностью.  Регулировке подлежат как задние, так и передние колеса. Главной целью процедуры является снизить стирание шин.

Настройки схождения происходят аналогичным образом, что их регулировка развала. Однако сначала нужно провести подготовительные процедуры, смочив область под колесами мыльной водой. Можно также применить скользящие опоры

Это важно, поскольку во время операции второе колесо должно быть в неподвижном состоянии. 

После этого авто устанавливают на исходную позицию, чтобы положение колес было прямым. Руль также стоит зафиксировать длинной рейкой, пристегнув ее стяжками.

Алгоритм регулировки проходит следующим образом:

 С внутренней стороны колеса рисуют отметины мелом. 

 После этого нужно закрепить телескопическую линейку так, чтобы она не задевала узлов подвески. Двумя концами ее прикладывают к меткам. Нужно совместить указатель с нулем и зафиксировать его. 

 Автомобиль откатывают слегка вперед, при этом линейка отходит назад. Шкала инструмента укажет разницу расстояния. Нормальным считается расхождение в 1 мм. Если данный показатель выше, то потребуется корректировка.

Корректирование производится регулированием длины рулевых тяг. Если значения уменьшились, то тяги нужно укоротить. Если, наоборот, разница увеличилась, то длину тяги также увеличивают. Данный способ отлично подходит для владельцев отечественных авто. 

Установочные углы

Измерения всех установочных геометрических углов производятся в градусах, исключение составляет только угол схождения, который чаще всего в европейских странах измеряется в миллиметрах.

Параметры подвески автомобиля измеряются несколькими углами:

  • схождение (Toe-in);
  • развал (Gamber);
  • кастер (Caster);
  • продольный угол;
  • поперечный угол;
  • угол наклона шкворня.

Основными углами настроек являются первые три, то есть углы схождения, развала и кастера. Изменение любого из этих углов существенно влияют на геометрические параметры колес. Для того чтобы понять, что такое сход развал стоит детально рассмотреть каждый угол в отдельности.

Схождение (Toe-in)

Toe-in с английского переводится как сходимость колес и в основном имеет положительное значение, традиционно модели “Субару” имеют нулевое схождение, а отрицательные настройки используются исключительно на спортивных гоночных автомобилях.

Положительным схождением считается, когда передняя часть шины направлена вовнутрь к продольной центральной оси автомобиля, а отрицательным при отклонении наружу. Отклонение этого угла влияет:

  • на повышенный износ шин;
  • управляемость при повороте;
  • дистанцию наката автомобиля.

На автомобилях с задним приводом вполне приемлемой нормой считается положительное схождение в пределах 1 — 2 миллиметров, а на автомашинах с передним приводом от 0 до 1,5 мм. Узлы регулировки находятся на рулевых тягах.

Развал (Gamber)

Угол развала может быть как положительным, так и отрицательным в зависимости от конструктивных особенностей подвески транспортного средства. На автомобилях с задним приводом обычно используются положительные отклонения от вертикальной оси колеса в диапазоне от 0 до +1 градуса. Автомашины с передним приводом в основном имеют отрицательный развал от 0 до -1 градуса. Существенные отклонения влияют на управляемость и способствуют износу протектора колеса.

Главными причинами нарушения угла Gamber являются:

При возникновении этих неисправностей колесо начинает отклоняться в сторону минусового развала, при этом происходит изменение схождения колес, довольно часто изменяется первоначальное положение руля, ощущается увод автомобиля, и появляются следы износа на протекторе на одной из сторон.

Стоит отметить, что не все автомобили, особенно легковые с подвеской системы Макферсон, имеют регулировочные узлы этого угла. На более ранних моделях для регулировки устанавливались эксцентричные болты на нижних рычагах или амортизаторных стойках. Так, к примеру, на модели ВАЗ 2108 верхний болт крепления амортизаторной стойки к цапфе эксцентрический, что позволяет производить регулировочные работы. Постепенно инженеры отказались от этой затеи. Поэтому в случае отклонения развала от заводских параметров причину следует искать в элементах ходовой части или геометрии кузова.

Кастер (Caster)

Очень важный и ответственный угол, нарушение параметров которого приводит к уводу автомобиля от прямолинейного движения, по сути, происходит смешение передней оси колес автомобиля по отношению к задней оси. Кастер стабилизирует управляемость автомобиля на высоких скоростях и обеспечивает при поворотах возвращение управляемых колес в исходное положение. Угол всегда имеет положительное значение, и чем он выше, тем устойчивее автомобиль на высокой скорости. На обычных автомобилях диапазон составляет от двух до пяти, а на спорткарах наклон достигает девяти и более градусов.

Причинами изменения наклона кастера могут быть:

  • деформирован рычаг вследствие наезда на препятствие;
  • разрушены сайлентблоки;
  • поломана пружина;
  • деформирована стойка амортизатора (система Макферсон);
  • деформация переднего подрамника или кузова.

Практически все внедорожники имеют узлы, позволяющие регулировать углы установки колес, которые располагаются в месте крепления рычагов. Используются два способа регулировки:

  • эксцентричные болты;
  • регулировочные пластины или шайбы.

На ВАЗ 2121 узел находится на верхнем рычаге, применяются шайбы, посредством установки или удаления которых и производятся регулировочные работы. Импортные внедорожники имеют специальные эксцентрические болты, расположенные на нижних или верхних рычагах подвески.

3D-стенды

Это поколение устройств значительно изменило привычную работу автосервисов. На колеса авто устанавливают специальные насадки. Информация с них после прокатывания машины вперед и назад считывается камерами. Далее результаты сравниваются с номинальными значениями.

Затем показатели выводятся на монитор компьютера с подсказками по тому, как выполнять ту или иную регулировку. Технология позволила увеличить не только скорость работы, но и качество настройки.

Вначале, после появления, эти стенды были очень дорогими. Купить их могли далеко не все. Еще совсем недавно цена такого комплекса достигала 20 тысяч долларов. Сегодня стоимость стенда упала на треть. Но все равно такая услуга — не из дешевых.

Характеристика

Итак, что это такое? Это параметр схождения и развала управляемых колес автомобиля относительно его кузова и дорожного полотна.

Схождение – это угол, который образуется между плоскостью колеса машины и осью рулевой тяги или симметрии. Положительный угол достигается, когда передние колеса сведены друг к другу по направлению движения. Также есть и отрицательное схождение. Здесь колеса направлены в разные друг от друга стороны.

Развал представляет собой угол, образующийся между плоскостью колеса авто и дорогой. Если верхняя часть колена наклоняется в сторону кузова, тогда настроен отрицательный развал. Если в сторону от кузова, тогда он положительный.

Когда на автомобиле данный параметр отрегулирован со значительными отклонениями, то автомобиль может уходить от прямолинейной траектории. Также может наблюдаться износ протектора с одной стороны. Правый и левый углы развала по их величине должны быть максимально близкими. Разница между двумя углами не должна быть более 30 минут.

Вот что это такое – сход-развал. Но есть еще один угол, который влияет на управляемость и устойчивость. Это кастор. Он образуется между осью, в которой колесо поворачивается, и вертикалью сбоку. Когда водитель полностью выкручивает руль, то диск должен наклониться в сторону поворота.

Кастор очень важен. Если будет разница в углах левого и правого колеса, то это приведет к тому, что машина будет уходить с прямолинейной траектории.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector