Как проверить топливный насос: измерение давления и устранение неисправностей своими руками

Чиста сетки бензонасоса

« previous entry | next entry » May. 14th, 2008 | 09:34 am

На форумах рекомендуется хотя бы раз в год проводить подобные инспекции. Симптомы забитой сеточки бензонасоса: тупление автомобиля при переключениии передач, автомобиль плохо набирает скорость, провалы на ХХ, вплоть до того, что машина глохнет. Нерадивые сервисмены, в зависимости от полета фантазии могут вам посоветовать заменить: бензонасос (1500 р), почистить инжектор промывкой (1200, а со снятием 1500-1600), заменить MAF-датчик (а на наши малышки он новый по экзисту 42000) и т.п. Кстати, забивание сеточки бензонасоса — болезнь демии распространенная. Если не охота ее чистить, то подойдет сеточка от ВАЗ 2110. Только при установке ее нужно будет развернуть на 180 градусов, иначе рама бензонасоса не встанет в положенное ей положение. Итак, решено — снимать, смотреть и при необходимости чистить! Для этого выкидываем все барахло из багажника, отодвигаем передний ряд сидений до упора вперед. Складываем и откидываем задний ряд сидений. Снимем обивку пола и багажника. Прямо под сиденьями, в их обычном положении видим квадратный лючок с подведенной к нему электоропроводкой. Снимаем лючок, для этого крестовой отверткой отвинчиваем болты крепления. Болты вывернуты, лючок сдвинут, насколько позволяет ппроводка. Перед нами верхняя часть станины бензонасоса, законтренная на 6 болтов под крестовую отвертку (4х8 вроде как). Сверху станины разъем папа-мама. Снимаем разъем. К бензонасоссу подходят подводная и отводная трубки

Используя имеющийся г-образный подвод от старого бензинового фильтра заглушаем их (очень важно помнить, что топливная система при исправном перепускном клапане находится под высоким давлением, перед началом работ по снятию бензонасоса чтобы выровнять давление в системе — откройте лючок бензобака и открутите заливную пробку с горловины бензобака) Напоминание! Вы работаете с огнеопасной средой. Соблюдайте элементарные правила безопасности

Например, очень плохая идея при снятом бензонасосе подсвечивать себе зажигалкой. Пары бензина весьма летучи и взрывоопасны!

После чего откручиваем 6 болтов крепления. Аккуратно вынимаем раму с бензонасосом, поплавками и сеточкой. Прикрываем отверстие лючком. Вообще хорошо выполнять данные работы при почти пустом бензобаке. У меня он был полный. Проблему при снятии может составить поплавок уровня топлива. Конструктивно он находится на той же раме. Поэтому при вынимании рамы бензонасоса не торопимся и действуем аккуратно. Сеточка была покрыта бурым налетом, похожим на балотную тину. Внутренности не просматривались. Чистим все тем же карбоклинером мощной струей с двух сторон, пока сеточка не станет первозданно белого цвета. Даем пару минут подсохнуть сеточке. Обследуем бензонасос, электроподводы, поплавок. Все в порядке — устанавливаем раму на место и собираем в обратном порядке. Как результат — у меня стала более острой педаль газа. Машина активнее реагирует на нажатие и быстрее набирает скорость. Я доволен.

Как проверить реле бензонасоса мультиметром

После того, как вы определили клеммы, вы должны проверить непрерывность между клеммами цепи питания

  • Установите цифровой мультиметр на самый низкий диапазон по шкале в омах (сопротивление) или установите в режим Прозвонки «непрерывность».
  • Затем подключите один провод к одному из выводов цепи питания, а другой подключите к другому выводу питания. Ваш счетчик должен показывать бесконечное сопротивление (OL, или цифра 1). Или, если вы используете настройку Прозвонки, вы не должны слышать звуковой сигнал, а на табло так же будет светиться цифра 1.
  • Если вы обнаружите нулевое сопротивление или любое значение сопротивления в сотых или тысячных долях Ом – вместо бесконечности (1) – или услышите звуковой сигнал, контакты питания вашего реле находятся в коротком замыкании и такую деталь необходимо обязательно заменить.

Часто – как и в случае с реле топливного насоса – реле силовой цепи имеет нормально разомкнутое положение, когда оно не находится под напряжением.

При тестировании другого автомобильного реле проверьте схему соединений в руководстве по ремонту автомобиля, поскольку некоторые силовые выключатели замкнуты и должны включаться при подаче напряжения – обычно эти клеммы имеют маркировку 30 и 87a.

На реле такого типа ваш прибор должен показывать ноль Ом или издавать звуковой сигнал – если он в хорошем состоянии – при проверке в режиме прозвонки на мультиметре, как на предыдущем шаге.

  1. Проверка правильности работы
  • Теперь подключите проволочную перемычку (проводную, если это возможно, с предохранителями, которую можно найти в большинстве магазинов автозапчастей) от положительной (+) клеммы аккумулятора к одной из клемм цепи управления реле.
  • Подключите другую проволочную перемычку от отрицательной (-) клеммы аккумулятора к другой клемме цепи управления.
  • При подключении второй перемычки вы должны услышать, как контакты (переключатель) в цепи питания реле издают щелкающий звук при их замыкании. Если этого не происходит, поменяйте местами перемычки. То есть, подключите проволочную перемычку от положительной клеммы батареи к другой клемме в цепи управления и сделайте то же самое с отрицательной клеммой, на случай, если схема управления имеет другую обратную полярность. Если вы все еще не слышите щелчок, соединение цепи управления неисправно. Но продолжайте тестирование до конца, чтобы убедиться в наличии проблем.
  • Оставьте соединительные провода подключенными и проверьте непрерывность между силовыми клеммами, как вы делали ранее. На этот раз ваш измеритель должен показывать 0 Ом или близко к нулю – в сотых или тысячных долях – или издавать звуковой сигнал, указывающий на наличие непрерывности между обоими терминалами. Если это так, ваше реле работает нормально (просто помните, что, если ваш переключатель находится в нормально замкнутом положении, на этот раз ваш счетчик должен показывать бесконечное сопротивление или не издавать звуковой сигнал).
  • Вместо этого, если ваш измеритель показывает бесконечное сопротивление или вы не слышите звуковой сигнал, замените реле (автоматизированный переключатель).
  • Если ваши тесты подтвердят, что ваш переключатель в хорошем состоянии, проверьте, не повреждены ли провода, не подвержены ли коррозией клеммы, не коррозионны ли соединения, не отсоединены ли провода (не размыкаются) или нет ли коротких замыканий вокруг цепей управления и питания. Любое из этих условий приведет к отказу любой из ваших цепей.

Если вы знаете, как проверить реле топливного насоса, вы можете испытать другие автомобильные переключатели без особых проблем.

Вы найдете эти детали с тремя, пятью или даже шестью терминалами. На трех клеммных реле сам корпус может служить заземлением.

Другие с пятью или шестью выводами ножек управляют более чем одной цепью питания, и некоторые внутренние переключатели нормально разомкнуты, а другие нормально замкнуты.

Проанализируйте схемы на самом переключателе или схемы электрических соединений, которые входят в руководство по ремонту вашего автомобиля, чтобы определить эти соединения, цепи и положения переключателей, если это необходимо, и приступайте к испытаниям, как описано выше.

Симптомы неисправности бензонасоса и методы их диагностики на инжекторном двигателе

В системах питания современных инжекторных ДВС используется электрический бензонасос. В зависимости от места установки, разделяют погружные (установлены в баке) и проточные ТН (врезаются в магистраль топливоподачи).

Основные компоненты электрического бензонасоса:

  • двусоставной корпус;
  • электродвигатель постоянного тока;
  • насосная секция.

По своему устройству секция может быть роторного, лопастного, шестеренчатого или турбинного типа. Последний вариант, из-за простоты конструкции, заслужил наибольшее распространение. Вращение крыльчатки, закрепленной на валу электродвигателя, создает зоны высокого и низкого давления, благодаря чему происходит забор и нагнетание топлива из бака в трубопроводы.

Схема питания двигателя

Помимо погружного бензонасоса, расположенный в баке топливный модуль включает в себя:

  • датчик указателя уровня топлива поплавкового типа;
  • датчик критического уровня бензина;
  • фильтр грубой очистки;
  • встроенный регулятор давления топлива (РДТ). РДТ такого типа встречается на безобраточных системах питания. Другой тип конструкции предполагает наличие возвратной топливной магистрали и регулятор, вмонтированный в топливную рампу;
  • входные и выходные топливные магистрали;
  • электрические разъемы.

Симптомы изношенного электродвигателя топливного насоса:

  • неуверенный запуск двигателя;
  • провалы при резком нажатии на педаль акселератора;
  • недостаточная мощность на высоких оборотах;
  • мотор периодически глохнет и некоторое время отказывается запускаться. Нередко в таких случаях вернуть бензонасос к жизни помогают несколько ударов по баку.

Причина описанных симптомов в изношенных щетках, коллекторе электродвигателя. Щетки при большом износе плохо прижимаются к ламелям коллектора, из-за чего в цепи падает сила тока, что приводит к снижению производительности топливного насоса. 

Износ узлов электродвигателя – самая частая причина, из-за которой бензонасос плохо качает бензин.

Если питание к разъему приходит, но топливо от насоса не поступает, причина может быть в оплавлении пластикового корпуса вследствие перегрева или в критическом износе щеток/коллектора. В таком случае при включении зажигания вы не услышите характерного жужжания со стороны топливного модуля. Иногда ситуация, при которой бензонасос качает, а бензин не идет, возникает из-за плохой фиксации гофры, идущей от насоса к выходным штуцерам топливной секции. Из-за создаваемого насосом давления гофра соскакивает со штуцера.

Если бензонасос работает, но не качает достаточное количество бензина, в первую очередь обратите внимание на фильтры грубой и тонкой очистки. Засоренные фильтры можно определить по тому, что гудит бензонасос громче обычного

Учтите, что работа под нагрузкой уменьшает срок службы ТН.  Причина недостаточного давления может быть и в неисправном регулятора давления топлива, который сбрасывает в обратку слишком большой объем топлива.

Поломка топливного насоса вследствие износа элементов насосной секции встречается лишь в случае некачественных комплектующих. Вы скорее замените бензонасос из-за стертых щеток, чем столкнетесь с механическим износом узлов насосной секции.

Проверка электрических цепей бензонасоса

Работу электродвигателя бензонасоса можно оценить, что называется, «на слух». Поворачиваем ключ зажигания и в течение нескольких секунд слышим характерное жужжание. Это справедливо для всех автомобилей. Может быть, кроме машин премиум класса, правда вряд ли их владельцы будут самостоятельно проверять работоспособность бензонасоса. Но не будем отвлекаться.

Итак, что делать, если при включении зажигания не слышно работы бензонасоса. Естественно, первым делом проверить соответствующий предохранитель. Для этого определяем, какой предохранитель идет на бензонасос, и вытаскиваем его из разъёма. Сгоревший предохранитель, чаще всего можно определить визуально. Но даже, если он производит впечатление целого, нужно обязательно убедиться в этом с помощью мультиметра. Если предохранитель бензонасоса неисправен, нужно поменять его на новый. Не стоит мудрить с различными перемычками и «жуками», в итоге выйдет себе дороже.

Если после замены предохранитель сгорает вновь, а он при этом соответствует номиналу, значит в цепи топливного насоса короткое замыкание, а это тема отдельного разговора. Но чаще бывает, что предохранитель цел, а бензонасос все равно не работает. В этом случае снова вытаскиваем предохранитель и проверяем наличие напряжения на его «гнездах». Это можно сделать с помощью обычной лампочки, с потребляемым током не более 0.25А. Но удобнее, для этой цели, использовать специальный пробник, цена которого в любом автомагазине не превышает 100рублей. Его приобретение значительно упростит диагностирование неисправностей электропроводки.

Итак, один контакт лампочки или пробника «цепляем» на «массу», А проводом другого поочередно касаемся клемм предохранителя. Естественно, что зажигание автомобиля должно быть включено. Если напряжения на разъеме нет – дело плохо, неисправен ЭБУ, или проводка от него до предохранителя. В любом случае, без достаточных навыков пытаться исправить это не нужно, лучше обратиться к специалистам. Другое дело, если на контактах напряжение есть. Идем дальше и проверяем реле управления бензонасосом.

Наверное все замечали щелчок, после которого прекращается жужжание электродвигателя. Это щелкает реле бензонасоса. Его необходимость объясняется довольно большой мощностью насоса, что исключает его питание непосредственно от цепей электронного блока управления. То есть ЭБУ управляет реле, а оно подает питание на бензонасос. Сразу нужно сказать, что щелканье реле, совсем не означает, что оно работоспособно. Его контакты могут «пригореть», или даже «залипнуть». Поэтому самым простым, объективным и действенным способом проверки реле, является его замена на заведомо исправное.

Для этого прежде всего нужно найти реле бензонасоса. Как правило, оно находится рядом с соответствующим предохранителем. Реле найдено, вытаскиваем его из монтажной платы и вставляем другое. Включаем зажигание, бензонасос работает – старое реле на свалку. Можно проверить реле насоса и без замены, но для этого потребуются некоторые навыки в электротехнике, во всяком случае, минимальные — в умении читать электрические схемы.

Любое реле состоит из обмотки и рабочих контактов. Обмоткой управляет ЭБУ, через контакты подается напряжение на электродвигатель. Как правило, электрическая схема реле нанесена на его корпус. Это позволяет узнать какие выводы реле идут на обмотку, а какие на контакты. Для примера можно рассмотреть реле бензонасоса ВАЗ.

Как видно из рисунка выводы «80» и «85» являются обмоткой, а «30» и «87» – рабочие контакты. Контакт «30» идет непосредственно на предохранитель, а «87» подключен к обмотке бензонасоса. Становимся контрольной лампой или индикатором на выводы «80» и «85» и включаем зажигание. Если лампа горит, то цепи управления реле исправны. Теперь можно кратковременно закоротить выводы «30» и «87» и включить зажигание. Бензонасос должен заработать

Внимание: прежде чем проделывать данную процедуру, нужно точно убедиться, что данные выводы действительно являются нормально разомкнутыми контактами реле, в противном случае короткого замыкания не избежать

Так вот, если бензонасос заработал – реле неисправно. Если заветного жужжания снова не слышно, значит нужно проверить наличие напряжения на контакте «30». Для этого придется стать тестовой лампой между ним и «массой». Свечение лампочки будет свидетельствовать, не только о том, что напряжение есть, но и о том, что неисправен сам бензонасос или проводка от него до реле. Отсутствие напряжения на контакте «30», при включенном зажигании, говорит о неисправности проводки между ним и предохранителем, естественно при условии, что последний точно исправен.

Проверка реле бензонасоса своими руками

В начале проверки необходимо добраться до следующих элементов: предохранитель насоса и его реле. Определившись с тем, какое реле отвечает за бензонасос, следует осмотреть и предохранитель. Дополнительно проверять предохранитель нужно по причине того, что греется реле бензонасоса и затем несвоевременно или вообще не срабатывает по причине неисправности указанного предохранителя.

Самым простым способом проверки является установка заведомого рабочего устройства. Также в списке общих способов проверки реле бензонасоса своими руками можно выделить такой, когда контрольная лампа подключается вместо реле. После включения зажигания лампочка должна загораться. Также во время диагностики можно поставить перемычку на выводы. Если после поворота ключа зажигания бензонасос начал работать, тогда это указывает на неисправность в устройстве управления топливным насосом.

Теперь рассмотрим еще один доступный способ проверки на примере автомобиля ВАЗ 2110. Само реле топливного насоса в указанной модели находится около предохранителя.

Для проверки понадобится мультиметр или наличие контрольной лампочки не больше 0.25 А. Далее следует поочередно промерять напряжение на управляющих выводах устройства, параллельно фиксируя контакт на массу

Данный способ позволяет точно определить, нужна ли замена реле бензонасоса.
В том случае, если контрольная лампа не загорается, предохранитель насоса исправен или заменен на заведомо рабочий, тогда следует уделить внимание проводке от реле до ЭБУ. Параллельно не следует исключать возможность сбоев в работе блока управления двигателем.

Напоследок добавим, что элемент может также отказываться работать или залипать после сбоев или неквалифицированной установки автосигнализации/иммобилайзера. Дело в том, что охранные и противоугонные системы с функцией блокировки запуска двигателя часто основываются на том, что прерывают подачу питания на бензонасос. В этом случае данные системы необходимо диагностировать отдельно.

  • Реле бензонасоса

    Как определить, почему бензонасос не качает или плохо работает. Давление в топливной рампе, диагоностика насоса. Проводка, реле, предохранители бензонасоса. Читать далее

  • Признаки неисправности регулятора давления топлива

    Назначение, особенности конструкции, место установки регулятора давления топлива инжекторного двигателя. Признаки неисправностей РДТ, проверка устройства. Читать далее

  • Стартер крутит, а двигатель не заводится

    Почему стартер нормально крутит, но двигатель не схватывает, не заводится. Основные причины неисправности, проверка систем топливоподачи, зажигания. Советы. Читать далее

  • Сигнализация блокирует запуск двигателя: что делать?

    Как снять блокировку запуска двигателя. Проверка случайной активации иммобилайзера и способы отключения. Диагностика возможных неисправностей сигнализации. Читать далее

  • Загудел бензонасос: причины неисправности

    Причины свиста и повышенного шума во время работы бензонасоса, перегрев насоса. Как самому провести диагностику и устранить поломку. Советы и рекомендации. Читать далее

  • Устройство механического и электрического бензонасоса

    Механический и электрический бензонасос, конструкция и принцип действия устройства, виды насосов и основные неисправности, особенности эксплуатации Читать далее

Неисправность бензонасоса: основные признаки и симптомы

С помощью этих признаков вы сможете определить, что не качает бензонасос:

  1. Самый распространённый из признаков неисправности бензонасоса — это прерывистое движение автомобиля. Автомобиль во время движения начинает то резко замедляться, то ускоряться. Равномерное движение автомобиля обеспечивается непрерывной подачей топлива.
  2. Вторым по распространенности признаком являются плавающие обороты двигателя на холостом ходу. Таким образом вы можете определить неисправность бензонасоса ещё до начала движения.
  3. Двигатель запускается с трудом или не заводится вообще. Довольно часто это происходит из-за того, что бензонасос полностью вышел из строя. Признак является не самым распространённым, так как причина того, что двигатель не заводится, может крыться в самых разных неисправностях.
  4. Ухудшается динамика автомобиля. Когда вы давите педаль газа до отказа «в пол», автомобиль дёргается или вообще не реагирует на перемещение педали. В этом случае неисправность может крыться далеко не в педали, а в бензонасосе.

Не стоит забывать, что все перечисленные выше признаки не являются стопроцентными. Такие неисправности могут быть вызваны выходом из строя других различных деталей двигателя. Обороты двигателя вполне могут плавать из-за неисправности датчика массового расхода воздуха или датчика положения дроссельной заслонки.

Если причина неисправности кроется в бензонасосе, то это не всегда означает, что он неисправен. Неисправность может находиться в одном из его агрегатов и деталей. Например, может перегореть предохранитель. Он расположен в блоке предохранителей, причём у каждого автомобиля его расположение может быть различно.

Бензонасос, как и любое другое устройство, со временем подвергается износу и выходит из строя. Если существует подозрение, что бензонасос неисправен, следует немедленно провести его диагностику.

Производительность электробензонасосов, которые являются обязательным элементом топливной системы инжекторных авто и крепятся внутри топливного бака, намного выше сравнительно с механическими бензонасосами. Механические насосы устанавливаются на карбюраторных двигателях и крепятся снаружи бензобака.

Также возможна схема реализации, когда присутствуют два бензонасоса: одно устройство задействуется в случае необходимости подачи малого количества топлива под более высоким давлением, в то время как второй насос работает с большим объемом горючего, подавая его под сниженным давлением.

В списке главных признаков, которые указывают на поломку бензонасоса или явное снижение его производительности, отмечены:

  • холодный или горячий двигатель не запускается;
  • наблюдается затрудненный пуск, нестабильная работа двигателя на холостом ходу, плавающие обороты;
  • присутствуют рывки и дергания автомобиля при нажатии на газ в движении при попытке ускорения;
  • машина глохнет на ходу;

Как проверить работу бензонасоса?

Для начала стоит проверить предохранитель. Для этого ознакомьтесь в инструкции с его местонахождением. Далее стоит проверить напряжение на насосе. Перед этим обязательно убедитесь, всё ли в порядке с аккумуляторной батареей. Напряжение на клемме бензонасоса необходимо проверять с помощью мультиметра или тестера. В руководстве по эксплуатации всегда указывается необходимое напряжение.

С помощью тестера проверьте поступление напряжения на предохранитель. Зачастую в этом месте происходит обрыв электроцепи.

Если поиски не дают результата, то напряжение стоит проверить на самих контактах. Все контакты должны быть на месте и подключены к массе. Обрыв контакта или его окисление приводит к отказу системы бензонасоса. Если обрыва контактов не обнаружено, но напряжение падает больше, чем на 1 вольт, то дело в проводке или в окислении контактов. В проводке при этом не должно быть короткого замыкания.

Если, проверив напряжение, контакты и предохранитель, вы не обнаружили проблем, значит она кроется в самом бензонасосе. В таком случае бензонасос скорее всего потребует замены. На практике же чаще всего оказывается, что замена — это крайняя мера. Сперва стоит попробовать провести восстановление и протестировать бензонасос ещё раз.

Перед тем, как проверить топливный насос, нужно вспомнить, что, как упоминалось выше, давление является наиболее важной характеристикой работы бензонасоса, поэтому стоит измерить его уровень.

Как проверить давление в топливной рампе?

Вам понадобится манометр, измеряющий давление в диапазоне от 7 до 10 атмосфер. При выборе манометра с большим запасом вы рискуете получить менее точные результаты измерений. В специализированных магазинах продаётся набор для измерения давления, но можно и сконструировать собственный прибор.

Если вы хотите собрать прибор самостоятельно, вам также потребуется шланг с внутренним диаметром 9 миллиметров. Также необходима будет сантехническая пакля, с помощью которой можно уплотнить соединение манометра и трубки. Все детали соединяются и затягиваются с помощью хомута. Также вам понадобится автомобильный золотник. Далее следует выполнить ряд действий:

  1. Поставьте автомобиль на ровную площадку с предотвращением возможности скатывания, выключите зажигание и откройте капот.
  2. Проверьте, что обеспечен доступ инжекторных форсунок к топливной рампе.
  3. Отыщите пробку штуцера давления топлива и удалите её. Затем следует открутить ниппель с помощью золотника.
  4. Подготовьте пустую тару (подойдёт обычное ведро) и чистую тряпку. Это необходимо для сбора остатков топлива, которые под давлением могут брызнуть в разные стороны. Поэтому позаботьтесь о сохранности кожи (в особенности о лице и глазах).
  5. Подключайте прибор к штуцеру и приступайте к проверке механизма.

Проверка давления в топливной рампе должна происходить при четырёх режимах работы силового агрегата:

  • когда включено зажигание;
  • при холостых оборотах двигателя;
  • кода сброшена трубка регулятора давления топлива;
  • при передавленной трубке слива.

Результаты измерения давления в топливной рампе

Результаты у разных моделей автомобиля могут немного отличаться, но в целом они должны быть следующие:

  • при включённом зажигании давление должно равняться не менее, чем 3 атмосферы,
  • при холостых оборотах двигателя — не менее 2,5 атмосфер,
  • когда трубка регулятора давления сброшена — не менее 3,3 атмосфер,
  • при передавливании трубки слива — не менее 7 атмосфер.

Давление в топливной рампе слегка колеблется при подготовке. При нажатии педали оно резко принимает значение 3 атмосферы, при отпускании педали — падает до 2,5 атмосфер. При поступлении горючего в топливную систему, выключите зажигание и начинайте наблюдать за манометром. Давление в этом случае должно упасть до 0,7 бар и далее не изменяться.

В случае падения давления до нулевой отметки имеет место быть проблема с регулятором давления топлива. В этом случае регулятор подлежит немедленной замене. Также причина может быть и в обратном клапане топливного насоса.

Понаблюдать за поведением манометра необходимо и при 3 000 оборотов двигателя. Падение давления укажет на неисправность бензонасоса. Порой бензонасос продолжительное время не может набрать необходимое давление. В таком случае проблема кроется в забитом топливном фильтре, который подлежит замене, или в загрязнённой сеточке бензонасоса (читайте подробнее о том, где находится топливный фильтр).

В случае, если вышеперечисленные методы не выявили неисправность бензонасоса, придётся производить диагностику других агрегатов (ДПЗД, РХХ, ДМРВ, компрессия в двигателе и некоторые другие показатели и детали).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector