Зачем смешивают пропан и бутан

Метан, пропан и бутан

Пропан-бутановое топливо — сжиженная газовая смесь, метановое горючее — сжатая субстанция. Два вида газового горючего имеют различия по составу, особенностям и специфике применения.

Углеводородный газ пропан имеет органическое происхождение. Является продуктом переработки нефтепродуктов либо выделенным компонентом природного газа.

Каким газом заправляют автомобили? Существуют две марки газовых смесей:

  1. Пропан бутан автомобильный, используется как транспортное топливо;
  2. Техническая пропан-бутановая смесь, для расхода в быту.

Потребительские свойства пропановому горючему придают следующим образом:

  • газ подвергается процедуре тщательной очистки;
  • пропан соединяют с этаном и бутаном, в сжиженном состоянии нагнетают в ёмкости с давлением 10-15 атм.

Таким образом, в состав горючего входят пропан и бутан разница у которых заключается в том, что первый — зимний газ, второй — летний.

Сжиженный бутан не работает на морозе. Чистому «зимнему» пропану противопоказано лето, высокая температура повысит давление в газовом баллоне.

По госту содержание бутана в топливной газовой смеси не должно быть более 60%, для северных регионов и зимой доля пропана не должна быть ниже 75%. Такая газообразная субстанция хорошо ведёт себя в цилиндрах двигателя автомобиля.

C3H8 тяжелее воздуха, становится взрывоопасным, вредным для человека, если концентрация превышает 2,1%.

Сжиженный нефтяной газ сохраняет газообразные свойства при нормальном температурном режиме, любом давлении. Тот факт, что пропан-бутан может сжижаться, позволяет загружать в автомобиль большие объёмы топлива, значительно увеличивая запас хода. Пропан авто не повредит, если будет высокого качества.

Метан газ — это углеводород, легче воздуха, практически не растворим в воде. Добывают газ из недр земли.

Чтобы попасть к потребителю, CH4 проходит несколько технологических этапов:

  1. Газ фильтруют.
  2. Дополняют одорантами.
  3. Метан сжимают компрессором до 200-250 атм.
  4. Автомобильную топливную смесь помещают в тяжёлые толстостенные резервуары повышенной прочности.

Взрывоопасным газ становится при концентрации в окружающей среде более 4,4%. Метан топливо имеет способность к накоплению в закрытых пространствах, быстро рассеивается. Стоит дешевле пропана, относится к самому чистому газовому топливу, в отличие от пропана, примесей в нём ничтожно мало, не требуется глубокая очистка.

В качественном компримированном метане не менее 90% природного газа.

Применение пропана бутана для газгольдеров

Считается, что чем выше процентная составляющая пропана, тем качественнее газ. Однако и цена у такого состава будет больше. В любом случае, основным критерием при выборе СУГ должно быть обеспечение бесперебойной работы автономной системы. Например, более 60% бутана в газовой смеси приведет к невозможности стабильной газификации в климатических условиях северных областей России. В этом случае применяется специальный испаритель, который принудительно переводит жидкую фазу в паровую. Также о некоторых технических моментах можете узнать из статьи: какой газгольдер лучше: информация для любознательных.

При установке автономного оборудования у себя дома стоит учитывать, что СПБТ тяжелее воздуха, и при утечке скапливается, как правило, в подвальных помещениях и колодцах. Сам по себе сжиженный углеводородный газ не имеет запаха, поэтому в смесь добавляют одорант, который и придает ей специфический аромат.

Молекула диметилсульфида или одоранта, которая придает запах газу

По способу размещения газгольдеры делятся на надземные и подземные. Первый вариант подходит для условий с мягким климатом, а второй – для более низких температур (в этом случае резервуар закапывается ниже уровня промерзания грунта).

Заправка газгольдеров

Слив СУГ в газгольдер должен производиться только опытным персоналом, который имеет соответствующие допуски на проведение подобных работ

Принимая во внимание высокий коэффициент объемного расширения смеси, заполнение емкости происходит не более чем на 85% от общего объема, что вызвано требованиями безопасности. Подробнее про это читайте в статье: заправка газгольдера газом – основные особенности

Заправщик пропан бутана для газгольдера от компании Промтехгаз

Важным моментом является выбор поставщика пропана бутана для газгольдера, учитывая разный состав и сложность проверки качества газа. Некоторые недобросовестные продавцы увеличивают процентное содержание бутана, что приводит к ухудшению эксплуатационных характеристик СПБТ. И если для автомобиля такое топливо прекрасно подойдет, то для автономной системы газификации его качество будет неприемлемо. Поэтому чтобы не остаться зимой без газоснабжения, лучше выбирать проверенных поставщиков.

Применение

Из-за хорошей горючести пропан находит применение в быту и промышленности как топливо. Он может быть использован также в качестве горючего для автомобилей. Пропан горит с температурой почти 2000° C, поэтому его используют для сварки и резки металла. Пропановыми горелками разогревают битум и асфальт в дорожном строительстве. Но зачастую на рынке используется не чистый пропан, а его смесь с бутаном (пропан-бутан).

Как ни странно, но нашел он применение и в пищевой промышленности как добавка Е944. Благодаря своим химическим свойствам пропан используется там в качестве растворителя ароматизаторов, а также для обработки масел.

Смесь пропана и изобутана используется как хладагент R-290a. Он более эффективен, чем старые хладагенты, и также является экологически чистым, так как не разрушает озоновый слой.

Большое применение пропан нашел в органическом синтезе. Его используют для получения полипропилена и различного рода растворителей. В нефтепереработке его используют для деасфальтизации, то есть уменьшения доли тяжелых молекул в битумной смеси. Это необходимо для вторичного использования старого асфальта.

Физические свойства пропана:

Наименование параметра: Значение:
Цвет без цвета
Запах без запаха
Вкус без вкуса
Агрегатное состояние (при 20 °C и атмосферном давлении 1 атм.) газ
Плотность (при 20 °C и атмосферном давлении 1 атм.), кг/м3 1,8641
Плотность (при температуре кипения и атмосферном давлении 1 атм.), кг/м3 585
Температура плавления, °C -187,6
Температура кипения, °C -42,09
Температура самовоспламенения, °C 472
Критическая температура*, К 370
Критическое давление, МПа 4,27
Критический удельный объём,  м3/кг 0,00444
Взрывоопасные концентрации смеси газа с воздухом, % объёмных от 1,7 до 10,9
Удельная теплота сгорания, МДж/кг 48
Молярная масса, г/моль 44,1

* при температуре выше критической температуры газ невозможно сконденсировать ни при каком давлении.

Пропан

Пропан — это также углеродный газ, который является побочным продуктом при добыче нефти, также может выделять при крекинге нефти, может выделять из природного газа (да если честно полно, откуда его можно выделять, сейчас даже есть синтез-газ, он также похож на пропан и его производные). Также не имеет запаха, прозрачен и безвреден для человека. В него также добавляются одоранты, чтобы при утечках вы его могли почувствовать. Химическая формула – C3H8.

Иногда на заправках мы может видеть такую надпись «пропан – бутан», ПОЧЕМУ?

Бутан – это также углеродный газ, который выделяется при схожих условиях.

Сейчас я не буду лезть в дебри скажу только так — смешивают их только для того чтобы добиться нужного октанового числа. Причем в различные время года составы могут меняться – так зимой больше пропана, а вот летом бутана. Не будем забивать голову.

Он хранится в баллонах в автомобиле, в сжиженном виде, то есть он жидкий, а не газообразный, «плюхается» в баллоне. Также большим преимуществом является, то что рабочее давление у него всего 12 – 15 атмосфер. Таким образом, для него нужны емкости из более легкого металла, стенки намного тоньше. ДА вообще сейчас делают емкости, которые помещаются в углубление от запаски, круглые – то есть вы ничего не теряете из объема своего багажника (минус только запаска в гараже остается).

Но если хотите кататься и с запаской и с баллоном, тогда вам просто нужно установить небольшой резервуар в багажник. Именно не большой и не тяжелый, не то что у метана.

НА среднестатистическом оборудовании при полной заправке можно проехать около 650 – 850 километров, что в несколько раз, больше чем у оппонента.

Оборудование стоит намного дешевле, да и поставить могут все и вся, практически 95% газовых контор «заточены» именно на пропан.

Также большим плюсом, является то что — заправиться можно во многих точках по городу, даже не буду считать, сколько у нас – но очень много, практически на каждой заправке (известного нефтяного бренда).

Потеря мощности двигателя здесь ниже, около 5 – 10%, все из-за технологичности оборудования! Это очень важно, про это чуть ниже. Сейчас же про плюсы и минусы. Плюсы

Плюсы

  • Дешевое оборудование
  • Очень много компаний, которые обслуживают и устанавливают
  • Низкое давление
  • Хранится в сжиженном виде
  • Легкое и компактное оборудование, можно установить в гнездо для запаски
  • Больший пробег
  • Меньшая потеря мощности около 5 – 10%

Как видите выигрыш почти по всем параметрам, но это еще не все, пока перечислим минусы

Минусы

  • Топливо немного дороже, порядка 3 рублей литр, сейчас если не ошибаюсь, стоит около 17 рублей (против 14 метан)
  • Более взрывоопасен, чем метан. При повреждении баллона не так быстро испаряется в атмосферу как оппонент. То есть нужно чаще следить за оборудованием.

Что и говорить ребята, пропан это самый выгодный на сегодняшний день вид газомоторного топлива. Пусть стоит чуть дороже, но плюсов просто огромное количество, да банально метаться по городу не нужно в поисках заправки! НУ и наверное последний гвоздь в крышку гроба метана, читаем ниже.

Зимние и летние смеси

Поскольку в жилых помещениях разрешено присутствие только одного 5-литрового баллона, емкости больших объемов устанавливаются вне дома. Соответственно, климатические условия во время пользования могут быть любыми. С учетом этого фактора создаются газовые составы для теплого и холодного времени года, подробнее о которых написано здесь.

В чем отличие сезонных версий?

Внутри баллона сжиженный газ находится в двух агрегатных состояниях: жидком и газообразном. Интенсивность заполнения газовода газообразной фракцией напрямую зависит от температуры: в тепле показатель выше, чем при низких температурах.

На графике видно, что смешение пропана и бутана позволяет уравновесить способность этих соединений к испарению. На этом и основан принцип создания «климатических» составов

Корректировка этой ситуации выполняется при помощи изменения пропорций пропана и бутана. Первый способен испаряться при 42 градусах ниже ноля. Второй теряет эту способность сразу после пересечения нулевой отметки.

Поэтому в зимних вариантах объем пропана увеличивается. В летних – наоборот, уменьшается. Такой подход дает возможность снизить стоимость летних версий за счет более дешевого бутана и обеспечить эффективность зимних.

Расчет пропорций с учетом климата

При определении рекомендованных пропорций за точку отсчета была взята средняя полоса России. Минимальное содержание пропана для зимней версии ограничено отметкой в 70%. В летнем варианте допустимо 50-процентное содержание.

Аббревиатура СПБТ означает смесь пропана и бутана технических – пропорции подбираются в соответствии с потребностями. БТ – бутан технический содержит 60% бутана. ПТ – пропан технический – минимум 75% пропана

Состав для других регионов выполняется с учетом удаленности от средней полосы, климатических особенностей. Делать это должны специалисты лицензированных организаций.

Универсальный вариант для любой температуры

Корректное функционирование портативных газовых систем в широком температурном диапазоне характерно для соединения пропана, изобутана и бутана. Имея разные температуры горения, эти вещества сделали сложный состав максимально универсальным.

Что такое бутан?

Бутан – это так называемый сжиженный природный (нефтяной) газ, который получается при перегонке нефти. Как и пропан, бутан по своей природе является газом, но это относится не ко всем горючим газам. Бутан становится жидким при -0,5 градусах Цельсия или ниже, в то время как пропан становится жидким только при -40 градусах Цельсия.

Другим большим отличием между бутаном и пропаном является давление: при температуре 20 градусов Цельсия бутан имеет давление около 1,2 бар, тогда как пропан не менее 7,0 бар.

Оба изомера бутана являются газами при комнатной температуре, потому что (n-) бутан имеет температуру плавления -138 C и температуру кипения -0,5 C, а метилпропан (изобутан) имеет температуру плавления -160 C и температуру кипения −12 °С.

Бутан практически не растворим в воде (90 мг / л).

Оба изомера ведут себя схожим образом: они легко воспламеняются, не обесцвечивают бромную воду и раствор перманганата калия, подвергаются воздействию только галогенов хлора и брома под воздействием света.

Температура

Температура пламени зависит от природы горючего вещества и интенсивности подвода окислителя. Например:

  • Температура воспламенения для большинства твёрдых материалов – 300 °С.
  • Температура пламени в горящей сигарете – 250-300 °С.
  • Температура пламени спички 750-1400 °С; при этом 300 °С – температура воспламенения дерева, а температура горения дерева равняется примерно 800–1000 °С.
  • Температура горения пропан-бутана – 800-1970 °С.
  • Температура пламени керосина – 800 °С, в среде чистого кислорода – 2000 °С.
  • Температура горения бензина – 1300-1400 °С.
  • Температура пламени спирта не превышает 900 °С.
  • Температура горения магния – 2200 °С; значительная часть излучения в УФ-диапазоне.

Наиболее высокие известные температуры горения:

  • дицианоацетилен C4N2 5260 К (4990 °C) в кислороде и до 6000 К (5730 °C) в озоне;
  • дициан (CN)2 4525 °C в кислороде.

Так как вода обладает очень большой теплоёмкостью, отсутствие водорода в горючем исключает потери тепла на образование воды и позволяет развить большую температуру.

Пропан

Молекулярная формула — C3H6

Плотность жидкости при атмосферном давлении- 584 кг/м3

Температура кипения при атмосферном давлении -42,1 С

Критическая температура +95,7 С

Основные свойства сжиженного газа

Одним из наиболее важных свойств пропана и бутана, отличающих их от других видов автомобильного топлива, является образование при свободной поверхности над жидкой фазой двухфазной системы жидкость — пар, вследствие возникновения давления насыщенного пара, т.е. давления пара в присутствии жидкой фазы в баллоне. В процессе наполнения баллона первые порции сжиженного газа быстро испаряются и заполняют весь его объем, создавая в нем определенное давление. При уменьшении давления газ мгновенно испаряется. Испарение сжиженного газа в баллоне продолжается до тех пор, пока образовавшиеся пары сжиженного газа не достигнут насыщения.

Это свойство пропана и бутана позволяет хранить газ в небольших объемах, что очень важно. В качестве примера рассмотрим рис

1. Давление насыщенного пара бутана составляет 0,1 МПа при 0 °С и 0,17 МПа при 15 °С, а давление насыщенного пара пропана при этих же температурах 0,59 и 0,9 МПа соответственно. Это различие приводит к значительной разнице в давлении смеси при изменении пропорции пропана и бутана. Давление растет при увеличении температуры, что приводит к большим изменениям объема сжиженного газа, находящегося в жидком состоянии. Следовательно, если сжиженный газ в жидком состоянии полностью заполняет баллон и температура продолжает увеличиваться, то давление будет быстро расти, что может привести к разрушению баллона.

Поэтому никогда не заполняйте баллон сжиженным газом полностью, Обязательно оставляйте паровую подушку, объем которой равен 10% от полной емкости баллона.

Эти два газа (пропан и бутан) различаются между собой температурой кипения, при которой они переходят из жидкого в газообразное состояние. Пропан перестает переходить в газ и остается в жидком состоянии при температуре -43 °С, для бутана эта температура равна 0° С.

В условиях холодного климата (или зимой) в сжиженном нефтяном газе — смеси пропана и бутана, — предназначенном для использования в качестве автомобильного топлива, должен преобладать пропан для лучшей газификации смеси. На газозаправочные станции, поступает сжиженный нефтяной газ двух марок: летний ГТБА — пропан-бутан автомобильный с содержанием 50 + 10% пропана, остальное бутан и зимний ПА — пропан автомобильный с содержанием 90 + 10% пропана. Изменение давления насыщенных паров Р смеси пропана и бутана в зависимости от температуры в баллоне показано на рис. 2.

Теплота сгорания газа несколько больше, чем у бензина. Однако с увеличением количества подаваемого в двигатель воздуха теплота сгорания несколько уменьшается.

Если мощность двигателя, работающего на бензине, принять за 100%, то мощность двигателя, работающего на газе, будет примерно равна 90%, что приводит к снижению максимальной скорости примерно на 4%, но не надо забывать об экономии денежных средств. Мировое соотношение цены бензина к газу — 10:6.

Снижение мощности двигателя происходит по причине более низкой, чем у бензина, теплоты сгорания газа. И в результате происходит неполное наполнение цилиндров двигателя газо-воздушной смесью. Иногда ранней установкой угла опережения зажигания до ВМТ на 3 — 5° этот недостаток пытаются устранить. В условиях эксплуатации большой разницы при движении автомобиля на газе или на бензине не ощущается.

Технические газы: пропан-бутан

Одним из побочных продуктов переработки нефти является сжиженный углеводородный газ (СУГ) – смесь углеводородов, которая при атмосферном давлении и нормальной температуре имеет газообразное состояние, а при незначительном повышении давления приобретает жидкую форму. В зависимости от молекулярной структуры существует несколько видов сжиженных углеводородов. Для сферы газоснабжения самой большой ценностью обладают пропан и бутан, которые легко транспортируются и хранятся, а также относительно безопасны во время эксплуатации.

Молекула пропана при добыче ее из нефтепродуктов

Технический пропан больше всего подходит для холодных климатических условий, поскольку имеет температуру кипения при нормальном атм. давлении — 42.1°С. Поэтому из газгольдера, который наполнен этим углеводородом, легко отбирается необходимый объем паровой фазы даже при большом морозе. Такой резервуар можно устанавливать на улице и не переживать по поводу газоснабжения в холодное время года.

Бутан является более дешевым вариантом, однако его свойства (температура кипения — 0,5°С) не позволяют располагать резервуар в условиях отрицательной температуры. Поэтому для оптимального соотношения эксплуатационных характеристик и невысокой стоимости в автономной системе газоснабжения применяется пропан бутан для газгольдера – смесь, которая имеет разное процентное соотношение газов, учитывая условия эксплуатации.

Молекулы пропана и бутана

Особенности смеси пропана и бутана технических (СПБТ):

  • низкий предел возгораемости (430°С — 504°С);
  • высокая упругость;
  • преобразование газоподобного состояния в жидкость при увеличении давления или снижении температуры ниже уровня кипения;
  • сжигание происходит при задействовании большого объема воздуха;
  • высокий коэффициент объемного расширения.

Добыча природного газа

Прежде чем приступить к добыче газа, выполняют геологоразведочные работы, которые позволяют оценить объемы и характер залежей.

Основные способы добычи природного газа:

  1. Бурение. После разведочных работ скважины бурят на глубину, где размещаются пласты полезного ископаемого, а затем укрепляют при помощи обсадных труб и цементирования. Подъем газа на поверхность осуществляется естественным путем: он перемещается к зоне меньшего давления.
  2. Метод гидроразрыва. В этом случае бурят скважины, а затем нагнетают в них мощный водный или воздушный поток, который разрушает перегородки в горной породе. В результате газ под действием давления выходит наружу. В некоторых государствах такой способ добычи природного газа запрещен, так как гидроразрыв может стать причиной сейсмической неустойчивости разрушенных пород.
  3. Подводная добыча. Если газовые запасы находятся под водой, то для их добычи прибегают к использованию гравитационных платформ с бетонным основанием, которое упирается в дно. Оно содержит колонны, с помощью которых осуществляется бурение. На этих же платформах есть резервуары для временного хранения добытого газа. После завершения работ топливо подают на сушу через трубопровод.

После добычи газ отправляют на предприятия по очистке и переработке, чтобы избавиться от различных примесей в его составе.

Строение молекулы

Каждая молекула пропана состоит из трех атомов углерода, связанных друг с другом простыми одинарными связями, и восьми атомов водорода. Он имеет молекулярную формулу С3Н8. Связи С-С в пропане являются ковалентными неполярными, а вот в паре С-Н углерод немного более электроотрицателен и слегка оттягивает на себя общую электронную пару, а значит, связь ковалентная полярная. Молекула имеет зигзагообразное строение из-за того, что атомы углерода находятся в состоянии sp3-гибридизации. Но, как правило, говорят, что молекула линейная.

В составе молекулы бутана четыре атома углерода С4Н10, и он имеет два изомера: н-бутан (имеет линейное строение) и изобутан (имеет разветвленное строение). Зачастую, они не разделяются после получения, а существуют в виде смеси.

Физические свойства СУГ

Технология разделения основывается на разной упругости насыщенных паров и на различии давлений отдельных компонентов. Именно за счет требуемой упругости газа и давления насыщенных паров появляется возможность использовать СУГ в качестве источника для отопления, при котором газ начнет поступать из резервуара в газопровод.

Для достижения необходимых условий необходимо установить оптимальное соотношение жидкой и паровой фаз. Способность поддерживать одновременно жидкое и газообразное состояние является ключевой особенностью сжиженного углеводородного газа.

В процессе хранения или перевозки часть среды имеет свойство переходить в паровую фазу, в то время как оставшаяся часть будет оставаться в виде жидкости. Разница в объеме между двумя фазами огромна. Для сравнения, 1 м3 газообразной смеси равны 4 л сжиженного газа, что означает уменьшение объема практически в 250 раз. Так как при повышении температуры газ начинает расширяться, при хранении СУГ следует учитывать нормативные требования — газгольдер (специальный резервуар для хранения СУГ) или баллоны допустимо заполнять не более, чем на 85%.

При температуре +20°С переход в жидкую фазу у пропана происходит под давлением 8,5 кгс/см2, у бутана под давлением 3,1 кгс/см2. При этом пропан не будет переходить в газообразное состояние и останется жидкостью при температуре -43°С, а бутан при температуре 0°С.

Таким образом, спобность СУГ к испарению напрямую зависит от процентного соотношения пропана и бутана, а также от температуры воздуха. Например, при низких температурах окружающего воздуха давление у пропана выше, чем у бутана, а, следовательно, выше его испаряемость.

Летние и зимние смеси СУГ

В предыдущие года уделялось особое внимание соотношению смеси пропана к бутану в зимнее и летнее время:

  • зимний вариант топлива предусматривал 70% пропана, 30% бутана;
  • летний вариант содержал меньшее количество пропана — 50-60% и большее количество бутана — 50-40%.

Исследованиями было доказано, что при низкой температуре окружающей среды эффективнее использовать смесь с большим содержанием пропана. В то же время, в жаркое время года количество пропана нужно снижать. Летом бутан испаряется гораздо менее интенсивно, что снижает риск возникновения повышенного давления и предотвращает срабатывание клапана сброса.

На данный момент деление на летний и зимний вариант стало менее актуальным. Сейчас состав СУГ рассчитывается с учетом индивидуальных характеристик объекта, что дает поставщикам возможность подбирать содержание пропана и бутана под конкретное оборудование. По желанию Заказчика содержание пропана в смеси можно увеличить вплоть до 100%.

Тем не менее, для максимально эффективной эксплуатации газового оборудования необходимо тщательно подбирать состав сжиженного углеводородного газа. Правильное соотношение компонентов пропан-бутановой смеси обеспечивает достаточное избыточное давление в емкостях, гарантируя бесперебойную подачу горячего водоснабжения как в сильные морозы, так и в жаркие дни.

Химические свойства пропана:

Пропан трудно вступает в химические реакции. В обычных условиях не реагирует с концентрированными кислотами, расплавленными и концентрированными щелочами, щелочными металлами, галогенами (кроме фтора), перманганатом калия и дихроматом калия в кислой среде.

Химические свойства пропана аналогичны свойствам других представителей ряда алканов. Поэтому для него характерны следующие химические реакции:

  1. 1. каталитическое дегидрирование пропана:

CH3-CH2-CH3 → CH2=CH-CH3 + H2 (kat = Pt, Ni, Al2O3, Cr2O3, to = 575 °C).

  1. 2. галогенирование пропана:

CH3-CH2-CH3 + Br2 → CH3-CHBr-CH3 + HBr (hv или повышенная to);

CH3-CH2-CH3 + I2 → CH3-CHI-CH3 + HI (hv или повышенная to).

Реакция носит цепной характер. Молекула брома или йода под действием света распадается на радикалы, затем они атакуют молекулы пропана, отрывая у них атом водорода, в результате этого образуется свободный пропил  CH3-CH·-CH3, который сталкиваются с молекулами брома (йода), разрушая их и образуя новые радикалы йода или брома:

Br2 → Br·+ Br· (hv); – инициирование реакции галогенирования;

CH3-CH2-CH3 + Br· → CH3-CH·-CH3 + HBr; – рост цепи реакции галогенирования;

CH3-CH·-CH3 + Br2 → CH3-CHBr-CH3 + Br·;

CH3-CH·-CH3 + Br· → CH3-CHBr-CH3; – обрыв цепи реакции галогенирования.

Галогенирование — это одна из реакций замещения. В первую очередь галогенируется наименее гидрированый атом углерода (третичный атом, затем вторичный, первичные атомы галогенируются в последнюю очередь). Галогенирование пропана проходит поэтапно – за один этап замещается не более одного атома водорода.

CH3-CH2-CH3 + Br2 → CH3-CHBr-CH3 + HBr (hv или повышенная to);

CH3-CHBr-CH3 + Br2 → CH3-CBr2-CH3 + HBr (hv или повышенная to);

и т.д.

Галогенирование будет происходить и далее, пока не будут замещены все атомы водорода.

  1. 3. нитрование пропана:

См. нитрование этана.

  1. 4. окисление (горение) пропана:

При избытке кислорода:

C3H8 + 5O2 → 3CO2 + 4H2O.

Горит желтым пламенем.

При нехватке кислорода вместо углекислого газа (СО2) получается оксид углерода (СО), при еще меньшем количестве кислорода выделяется мелкодисперсный углерод (в различном виде, в т.ч. в виде графена, фуллерена и пр.) либо их смесь.

  1. 5. сульфохлорирование пропана:

C3H8 + SO2 + Cl2 → C3H7-SO2Cl + … (hv).

  1. 6. сульфоокисление пропана:

2C3H8 + 2SO2 + О2 → 2C3H7-SO2ОН (повышенная to).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector