Что такое тахограф и зачем он нужен в автомобиле

Устройство

По виду и типу разъема современный тахограф чем-то напоминает привычную автомобильную магнитолу. К слову, данное устройство можно с легкостью поместить в уже существующий 1-DIN отсек.

Но есть и другая форма изготовления – по образцу спидометра (выполняется круглой). Но вне зависимости от формы, детали прибора отличаются незначительно.

В основе тахографа лежит:

Печатающее устройство.

Его задача – вывод накопленной информации на бумажный носитель. Здесь чаще всего применяется печать на термоленту (как и в обычных кассовых аппаратах).

Экран с кнопками.

Упрощает взаимодействие водителя и тахографа, позволяя максимально использовать функциональность устройства.

GPS модем.

Осуществляет передачу информации на сервер, где полученные данные могут находиться в течение нескольких месяцев, а то и лет (все зависит от поставленных задач).

Считыватель топографических карт.

Предназначен для распознавания того или иного члена экипажа.

Датчик движения.

Передает всю информацию в виде специальных шифров. Следовательно, модифицировать или изменить передаваемые данные не получится при всем желании. Если такие попытки будут иметь место, то они фиксируются в памяти тахографа.

Но и это еще не все. В самом устройстве вмонтирован специальный криптографический модуль – так называемый блок СКЗИ. В нем встроен приемник, который «сотрудничает» с системой позиционирования ГЛОНАСС.

Устройство подключается к бортовой сети и запускается после запуска мотора. После этого система выполняет возложенные на нее функции контроля скорости и времени.

В роли измерителей выступают встроенные датчики, вскрывать или демонтировать которые строго запрещено.

Как правильно использовать тахограф, чтобы избежать штрафов

Правила эксплуатации тахографов регламентированы законодательством. За их нарушение предусмотрена административная ответственность

Всю законодательную базу знать невозможно, однако важно запомнить несколько основных моментов:

  • транспорт не отправляется в рейс без такого приборы. Также запрещается эксплуатация машины, если тахограф неисправен. Ответственность за игнорирование этой нормы ложится как на лицо, управляющее автотранспортным средством, так и на владельца транспорта (компанию или индивидуального предпринимателя);
  • тахограф активируется непосредственно перед выездом на линию;
  • индивидуальная чип-карта водителя не передается сторонним лицам. Лицо, управляющее автотранспортным средством, не имеет права пользоваться чужим идентификатором;
  • вскрытие тахографов запрещается законом. При выявлении факта взлома пломб или иных попыток вмешательства в работу устройства представители контролирующей службы выписывают штраф;
  • водитель обязан соблюдать режим рабочего времени и отдыха в соответствии с нормированием труда. Если в рамках проверки будет выявлено превышение нормы, водитель понесет ответственность;
  • доступ к информации, зафиксированной тахографом, предоставляется сотрудникам контролирующих служб по первому требованию. Именно поэтому необходимо постоянно контролировать наличие бумаги в принтере. Целесообразно всегда держать в машине запас термобумаги;
  • устройство должно быть откалибровано в соответствии с нормативными актами. Под калибровкой подразумевают замер характеристик автотранспортного средства и настройку прибора на замеренные величины. Данную процедуру проводят сотрудники специализированной службы;
  • если прибор вышел из строя, необходимо незамедлительно обратиться в сервисную службу. Если поломка произошла на маршруте, следует вернуться на базу или доехать до места ближайшей стоянки и сразу же обратиться в сервис.

Зачем нужен тахограф и как он появился

История тахографа в Европе

«Казус белли» для объявления войны небезопасным авто В конце XVIII – начале XIX века на рынке стали появляться первые машины. В плане перевозки грузов и пассажиров автомобильный транспорт значительно выигрывал по сравнению с гужевым. С целью расширения рынка продаж и, соответственно, увеличения прибыли предприятия начали использовать наемный труд водителей. Все это имело не только положительные, но и отрицательные последствия – уровень аварийности вырос, шоферы мошенничали и небрежно выполняли свою работу.

Решением возникших проблем стал бы уникальный прибор, отслеживающий параметры вождения и рабочий график водителя. Над созданием подобного инструмента начали трудиться заводы по производству часов. Они изготовляли инструменты, в основе которых лежали часовые механизмы. К сожалению, совсем скоро подобные разработки утратили свою актуальность из-за возможности несанкционированного к ним доступа.

Родоначальник современных тахографов


Тахограф как таковой был продемонстрирован лондонской компанией Markt & Co. London Ltd. За 3 года до начала Первой мировой войны она выпустила устройство Jones Recorder, которое регистрировало пройденное в течение суток расстояние.

Через 10 лет немецкие изобретатели показали миру усовершенствованный аппарат, переносящий траекторию движения транспорта в виде линейного графика на диаграмму. Таким образом, у владельцев автотранспорта появилась возможность контролировать расход топлива при движении.

Само название «тахограф» (от греч. «тахо» – скорость и «граф» – запись) появилось в 30-х годах XX столетия.

Переломный момент в истории безопасности автомобилей

Статистические данные 1960-х годов утверждали, что 30 % всех ДТП вызваны невнимательностью шофера из-за усталости или в результате превышения скорости. Поэтому в 1968 г. ЕС потребовал у водителей ведение специальной записи с фиксированием всех манипуляций за рулем на протяжении рабочего дня.

Но такой метод не гарантировал правдивости предоставленных данных, поэтому через 2 года страны Европейского союза подписали ЕСТР, выдвигающее жесткие требования к аналоговым тахографам.

История тахографа в России

Значение регламента ЕСТР

В 1985 г. первые тахографы появились и на территории СССР. В 1988 г. ЕС была выдана Директива, требующая установки тахографов не только в автомобилях. Поправки 1995 г. не разрешали въезд в страны Европы тех машин, у которых не вмонтированы контрольные устройства.

Поэтому Россия была вынуждена выдать два правительственные распоряжения от 1996 и 1998 гг., утвердившие необходимость использования тахографов в грузовиках массой от 15 т и автобусах, в которых число мест превышает 20.

Массовое внедрение контрольных устройств в России


В XXI веке аналоговые тахографы сменились цифровыми, исключающими похищение информации.

В 2006 г. Россия подписала пятую поправку к ЕСТР, а в 2010 г. – выпустила постановление о внедрении тахографов в кабины автотранспорта массой от 3,5 т и пассажировместимостью от 8 персон.

В 2013 г. приказ Министерства транспорта обязал водителей всех пассажирских и грузовых автомобилей установить тахограф.

В 2020 и в 2020 гг. в СМИ появилась информация об отмене тахографов для сокращения бюджета. Но законопроект принят не был – на сегодня установка тахографов является обязательной.

Характеристики тахографов в зависимости от характера перевозок:

Характер перевозок Российский тахограф с блоком СКЗИ Европейский тахограф ЕСТР
Российские перевозки Подходит Подходит при наличии карты МАП
Международные перевозки Не подходит Подходит

Дополнительно к цифровым устройствам были изобретены считыватели для выгрузки информации с карт водителей. Считывающие приборы являются проводниками между карт тахографов и компьютером. Выбрать подходящий считыватель можно здесь:

Считыватели карт водителей для цифровых тахографов

И помните:

«Все дело в мыслях. Мысль — начало всего. И мыслями можно управлять. И поэтому главное дело совершенствования: работать над мыслями»

Лев Толстой

Разновидности тахографов

Различают 2 типа тахографа: цифровой и аналоговый.

  1. Цифровые приборы современнее, они содержат криптомодуль, лучше сохраняют информацию и поддерживают СГП (систему глобального позиционирования).
  2. Аналоговые устройства недавно полностью вышли из употребления. Запись на таких тахографах была возможна с изначально заполненной информацией о водителе. Такие приборы круглой формы, без жидкокристаллического экрана, как цифровые.

Тахографы принято различать и по техническим характеристикам.

  1. ЕСТР — европейский стандарт тахографии, опирающийся с правовой точки зрения на каноны образца ISO. Договор на применение евротахографов подписан многими странами Евросоюза и Россией.
  2. СКЗИ — разработка инженеров РФ для внутреннего рынка. Вывоз этих приборов за пределы страны запрещён.

У обоих стандартов имеются преимущества и недостатки: в СКЗИ невозможно вставлять карты евро-образца, и наоборот, карты СКЗИ не подходят для установки в ЕСТР. По этой причине транспортные предприятия задействуют один из стандартов для всех автомобилей, чтобы избежать двойных затрат.

ЕСТР лет 5-6 назад было выгоднее покупать. Сегодня цены почти одинаковые. 25 тыс. рублей придётся отдать за ЕСТР тахометр и 30 тыс. рублей — за СКЗИ.

Несколько полезных рекомендаций по тахографам ЕСТР и СКЗИ.

  1. Евростандарт требует непременный монтаж регулятора скорости, российский — не требует, что позволяет сэкономить порядка 5-7 тыс. рублей. В итоге, это уравнивает стоимость обоих приборов. Датчик скорости необязателен для СКЗИ, так как расчёт скорости выполняется через ГЛОНАСС.
  2. ЕСТР считается более выгодным в обслуживании, а вот тахографы СКЗИ выходят из строя (требуют замены) уже через 3 года применения. Стоимость замены — не меньше 15 тыс. рублей, включая работы по калибровке. Обслуживание тахографа ЕСТР обойдётся только калибровкой — 2-3 тыс. рублей, раз в 2 года.

Есть отличия и между водительскими картами:

  • российский стандарт использует PIN-код, как добавочный вариант защиты, а у ЕСТР его нет;
  • оба тахографа используют логотипы, водяные знаки и уникальную информацию на своих картах, что исключает возможность взаимозаменяемости.

Что говорит закон о тахографе для грузовых авто в 2021 году?

В грузовике тахограф нужен для сохранения здоровья и жизни участников дорожного движения и для уменьшения числа дорожно-транспортных происшествий путем регистрации и записи скоростного режима, средней скорости и периодов работы водителей. При помощи тахографа становится возможным пресекать как нарушения скоростного режима водителями транспортного средства, так и чрезмерную утомляемость членов экипажа, нормируя их время работы и отдыха.

Среди основных категорий транспортных средств можно отметить обязательную установку тахографов на грузовые автомобили:

1Массой от 3,5 до 12 тонн, задействованные в коммерческих перевозках.

2Международный грузовой транспорт.

3Автобусы на 8 и более мест.

Нужно ли устанавливать тахографы на такие транспортные средства как самосвал или маршрутку? Давайте разберемся в этом вопросе подробнее.

Установка тахографа на самосвал при его использовании в личных целях не требуется. Если транспортное средство куплено для коммерческой деятельности – установка обязательна. А если вас интересует комплектация кранов, то на основании приказов Минтранса № 36 и 273 все автомобили, оснащенные краном-манипулятором, должны быть укомплектованы тахографами.

На какие автомобили не надо устанавливать тахографы:

1Пригородные, городские автобусы, городские маршрутки.

2Автокраны.

3Грузовые ГАЗели массой менее 3,5 тонны.

Некоторых интересует вопрос, а нужен ли тахограф на «Валдай». Давайте разберемся. Среднетоннажный грузовик «Валдай» имеет полную массу более 6 тонн, а паспортная грузоподъемность составляет более 2 тонн. Согласно законодательству тахограф необходимо устанавливать на транспортное средство массой свыше 3,5 тонн, значит для «Валдая» также требует установка тахографа.

Нужен ли тахограф на личный грузовик 5 тонн? В этом случае в законопроекте акцент делается на характер деятельности владельца ТС. Когда собственник авто является юридическим лицом или индивидуальным предпринимателей, установка обязательна. Если нет, то нет. При проверке отсутствие бортового самописца может вызвать подозрения у сотрудников ГИБДД. Для защиты себя вам необходимо иметь при себе документы подтверждающие, что вы не используете свой грузовик с целью осуществления коммерческой деятельности.

Что это такое

Под тахографом подразумевается специальный прибор для измерения и контроля параметров движения авто. Представляет собой небольшое устройство, которое отвечает за регистрацию и сохранение самых важных показателей движения авто:

  • скорость;
  • маршрут;
  • соблюдение правил дорожного движения;
  • придерживание норм труда и отдыха.

Согласно правилам дорожного движения, водитель должен отдыхать после 4 часов непрерывного нахождения за рулём. Отдых должен длиться не менее 40 минут.

Изначально это устройство использовалось для сохранения жизни, здоровья водителей и сокращения количества аварий. Сейчас цели его использования расширились, да и сами устройства стали более функциональными. К основным функциям добавились следующие возможности:

  • фиксирование скоростного режима и определение средней скорости;
  • период работы водителя;
  • пресечение превышения скорости и усталости водителя.

На территорию стран-участников Евросоюза запрещён въезд ТС без тахографов, которые были поставлены на учёт после 16 июня 2010. Для чего нужен тахограф, мы выяснили, с этим проблем уже не должно возникать. А вот с блоком СКЗИ тахографа не всё понятно. Такой аппарат стал обязательным для всех тахографов с 13 февраля 2013 года.

Необходим такой механизм для шифровки и дешифровки информации, которая фиксируется тахографом. Работа СКЗИ основывается на цифровой подписи, выдачей которой занимается специальный удостоверяющий центр. Установка такого блока делает невозможным корректировку и удаление информации без предварительной расшифровки.

СКЗИ имеет вид небольшого блока, оборудованного входом для антенны навигации. Этот блок может вставляться внутрь всех цифровых тахографов, допущенных к использованию на территории РФ. Любые манипуляции с этим устройством запрещается проводить при отсутствии лицензии, выданной ФСБ. Когда вы знаете что такое блок СКЗИ тахографа, мы можем переходить к изучению следующих вопросов.

Из чего состоит и как работает тахограф

Хоть такие устройства и выпускаются в большом разнообразии, но их принцип работы остаётся неизменным. Даже их структура в большинстве случаев похожа:

  • датчик скорости отвечает за фиксирование скорости авто и определение расстояния, оставленного позади;
  • аккумуляторная батарея обеспечивает учёт собранной информации;
  • бортовое устройство отвечает за контроль режима работы авто, оптимальной скорости и отдыха водителя;
  • дисплей с кнопками для управления;
  • устройство для шифрования;
  • картридер, при помощи которого происходит идентификация каждого водителя;
  • устройство для вывода информации на бумагу;
  • GPRS-модуль для передачи данных на сервер.

Подключение устройства может осуществляться при помощи CAN-шин и прочих, не таких сложных методов. Как работает тахограф и из каких элементов состоит уже стало более понятно, потому можем продвигаться дальше. Нам предстоит рассмотреть существующие разновидности этого оборудования, которое с недавних пор стало обязательным для некоторых водителей.

Виды тахографов

Эти устройства выпускаются в нескольких разновидностях. В основе классификации лежат разные параметры.

  1. Круглые модели подключаются в гнездо спидометра.
  2. Приборы радиоформата монтируются в гнездо, предназначенное для автомагнитолы.
  3. Цифровые модели являются современными, надёжными и защищёнными от взлома. Информация записывается во встроенную память, к ней сложно подобраться, удалить или изменить. Любые попытки подобраться к информации будут зафиксированы и водителю придётся нести ответственность за такие действия.
  4. Аналоговые имеют электронно-механическую основу. Являются самыми первыми экземплярами, которые теперь стали устаревшими и даже запрещёнными. Такие устройства могут быть легко взломаны, потому их информация не может считаться достоверной.

Какие тахографы разрешены к установке в России

Нельзя установить на авто любой тахограф, который приглянулся. Этот прибор должен соответствовать требованиям, которые прописаны в Приказах Минтранса №36 и №348. К установке на российских авто допущены две разновидности приборов:

  1. Модели, выпущенные отечественными производителями, оснащённые блоком СКЗИ. Сюда относятся экземпляры ШТРИХ-ТахоRUS SM и VDO DTCO 3283, модель КАСБИ DT-20M и ТЦА-02НК, продукция Меркурий ТА-001 и EFAS V2 RUS, а также тахографы Drive 5 и Drive Smart.
  2. Приборы от европейских производителей, разрешённые к использованию на территории России представлены английскими VDO DTCO 1381 и SE5000, австрийскими EFAS 4.

Особенности использования контролирующего устройства с вмонтированным блоком криптозащиты

Если для коммерческого автомобиля приобретается тахограф, оснащённый криптозащитным блоком, хозяин машины обязан понимать последствия своего выбора, среди которых есть важные объекты.

  1. После монтажа на коммерческий автомобиль системы криптозащиты данных, владельцу необходимо обратиться в ФСБ за получением лицензионного соглашения. К слову, данное обстоятельство подвергается постоянной критике и, вполне вероятно, в ближайшее время этот вопрос будет пересмотрен и решён в пользу владельцев коммерческих автомобилей;
  2. Один раз в течение трёх лет устройство с приспособлением СКЗИ должно проходить процедуру калибровки. Стоимость данной услуги идентична стоимости прохождения калибровки тахографов любого другого типа, будь то ЕСТР или цифровое отечественное изделие. Кроме того, прибор с установленной СКЗИ необходимо, в тот же срок, завозить в мастерскую для замены самого блока. Минимальный ценник на данную услугу находится на уровне 15000 рублей.
  3. После замены блока его придётся активировать, что потребует ещё порядка нескольких тысяч рублей. В результате, путём нехитрых математических подсчётов, напрашивается вывод о том, что владеть устройством с криптозащитным блоком дороже в несколько раз, нежели европейским прибором.
  4. Любое действие с автомобилем, носящее регистрационный характер, который оснащён контролирующим устройством с блоком криптозащиты. Например, смена регистрационных номеров, покраска кузова в иной цвет, дополнение конструкции автомобиля новыми приспособлениями. А также могут быть действия, которые напрямую связаны с получением нового документа о регистрации машины, ведут к новой калибровке прибора (стоимость начинается с 2000 рублей) и обязательной активации блока (стоимость 2000 рублей). Иногда придётся прибегнуть и к полной замене приспособления (стоимость начинается с 15000 рублей).
  5. Если необходимо продать коммерческий автомобиль с тахографом СКЗИ, либо отдать его новому арендатору даже по лизинговой программе, владелец ТС обязан провести демонтаж криптозащитного блока, либо полностью всего контролёра, и в дальнейшем провести утилизация прибора. Весь указанный алгоритм действий потребует финансовых вложений. При этом провести демонтаж и утилизацию можно исключительно в той же мастерской, где была выполнена активация приспособления. Такой вариант, естественно, не подразумевает получения у мастеров скидки на проведения работ. Кстати, новый владелец или арендатор автомобиля, если будет использовать машину в коммерческих целях, сразу по окончании сделки купли-продажи, обязан установить на него новый тахограф.
  6. Чтобы деятельность автомобиля с вмонтированным устройством СКЗИ, а также картами, не вызывала вопросов со стороны проверяющих и органов контролирующей власти, необходимо внедрить на предприятии специально разработанный программно-аппаратный комплекс, который соответствует стандартам ФСБ.

Причина запрета кроется не только в том факте, что движение автомобиля с подобным типом устройств по странам ЕЭС запрещается, но и в том, что вывозить прошедшее активацию криптозащитное приспособление нельзя, так как можно нарваться на санкции закона о неразглашении государственной тайны. Любое отклонение от норм указанного НПА карается статьями УК РФ.

Как правильно пользоваться тахографом?

Использование тахографа не требует каких-либо сверхусилий, разобраться с правилами его эксплуатации может любой человек. Главное, чтобы водители, работающие на транспортном средстве, понимали свою ответственность за соблюдение правил работы. На видео, ниже, подробно описано, как пользоваться устройством.

  1. Перед началом рейса водитель (один или оба) регистрирует свою персональную карту: вставляет ее в слот и вводит ПИН-код. После этого он указывает, каким видом деятельности занимался до активации карты – отдыхал или выполнял какие-либо рабочие задачи. С этого момента начинается отсчет его рабочего времени.
  2. В устройстве есть четыре режима деятельности водителя: «вождение«, «другие работы«, «отдых» и «готовность«. И если с вождением всё понятно – это время, проведенное непосредственно за рулем, то с остальными надо разобраться.
  3. После того, как активирована карта, начинается отсчет времени, проведенного водителем за рулем. Согласно закона, каждые 4 часа водитель должен делать остановку минимум на 15 минут для отдыха. Устройство предупреждает о наступлении времени для остановки, подавая звуковой сигнал и соответствующий текст на дисплее (после прочтения звук и текст можно отключить).
  4. Остановившись, водитель глушит двигатель и переводит рабочий режим в пункт «отдых». Тахограф отсчитывает время остановки, и если оно меньше обязательных 15 минут, не засчитает его как время отдыха. После того, как 15-минутная остановка окончена, показатель времени за рулем обнулится и начнется новый 4-часовой отсчет. В общем, хочешь-не хочешь, а отдыхать придется, даже если вроде бы еще бодр и весел.
  5. Устройство предупреждает и о превышении максимально допустимой скорости, если это превышение длится минуту или более. Звуковой и текстовый сигнал можно отключить после того, как скорость будет снижена до нормы.
  6. Водитель вручную вводит данные об изменении режима деятельности: когда меняется с напарником, когда останавливается на отдых, когда занимается рабочими вопросами. Эта информация учитывается в том числе и как соблюдение трудового законодательства.
  7. После окончания рейса водитель извлекает свою карту, нажав соответствующую кнопку. Данные записываются, и только после этого карту можно забрать.
Таблица с нормами работы и отдыха водителей
1 водитель 2 и более водителей
Норма Допускается
Максимальное время управления без перерыва 4,5 часа 4,5 часа
Минимальное время перерыва 45 минут разделение на интервалы не короче 15 минут 45 минут
Максимальное время управления в сутки 9 часов по 10 часов х 2 дня в неделю >9 часов
Максима время управления в течении недели 56 часов 90 часов в течение любых 2-х недель 56 часов
Минимальное время каждодневного отдыха 11 часов по 9 часов 3 дня в неделю, по 12 час в 2 интервала, один из которых не короче 9 часов в течение 30 час работы каждый водитель должен иметь отдых не менее 9 часов непрерывно
Минимальное время отдыха в неделю 45 часов не менее 24 часа 45 часов

Зная упрямый характер водителей дальних рейсов, в Европе давно ввели тахографы для контроля в том числе и режима работы и отдыха, что дало отличные результаты по снижению количества ДТП. Да, их тоже заставляют отдыхать.

Этапы калибровки

Правильная работа устройства (т.е. фиксация максимально объективных показателей времени, скорости и пробега) обеспечивается его периодической калибровкой. В ходе этой операции устройство настраивается таким образом, чтобы фиксируемые данные соответствовали объективным с минимальной погрешностью.

Первый раз систему калибруют при установке, затем настройка может понадобиться при ремонте, изменении технических характеристик транспортного средства, замене колес с изменением диаметра либо установке нового датчика скорости. Калибровать нужно также при нарушении пломбирования корпуса и при истечении двухлетнего срока с последней настройки.

Тахограф калибруют сначала на стенде, а затем — на дороге. На первом, стендовом этапе:

  • Контролируется целостность корпуса, отдельных элементов, сохранность пломб.
  • Проверяется корректность работы датчиков.
  • Тестируются электрические цепи.

Второй этап — дорожные испытания – включает:

  • Осмотр ТС.
  • Программирование системы.
  • Контроль и корректировку фиксации времени, скорости, пройденной дистанции.
  • Замер погрешности.

После завершения калибровки вся необходимая информация вносится в память, а корпус пломбируется. Отметка о калибровке с зафиксированной датой заносится в документацию к прибору.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector