Как правильно пользоваться тахографом с картой водителя

Что это такое

Под тахографом подразумевается специальный прибор для измерения и контроля параметров движения авто. Представляет собой небольшое устройство, которое отвечает за регистрацию и сохранение самых важных показателей движения авто:

  • скорость;
  • маршрут;
  • соблюдение правил дорожного движения;
  • придерживание норм труда и отдыха.

Согласно правилам дорожного движения, водитель должен отдыхать после 4 часов непрерывного нахождения за рулём. Отдых должен длиться не менее 40 минут.

Изначально это устройство использовалось для сохранения жизни, здоровья водителей и сокращения количества аварий. Сейчас цели его использования расширились, да и сами устройства стали более функциональными. К основным функциям добавились следующие возможности:

  • фиксирование скоростного режима и определение средней скорости;
  • период работы водителя;
  • пресечение превышения скорости и усталости водителя.

На территорию стран-участников Евросоюза запрещён въезд ТС без тахографов, которые были поставлены на учёт после 16 июня 2010. Для чего нужен тахограф, мы выяснили, с этим проблем уже не должно возникать. А вот с блоком СКЗИ тахографа не всё понятно. Такой аппарат стал обязательным для всех тахографов с 13 февраля 2013 года.

Необходим такой механизм для шифровки и дешифровки информации, которая фиксируется тахографом. Работа СКЗИ основывается на цифровой подписи, выдачей которой занимается специальный удостоверяющий центр. Установка такого блока делает невозможным корректировку и удаление информации без предварительной расшифровки.

СКЗИ имеет вид небольшого блока, оборудованного входом для антенны навигации. Этот блок может вставляться внутрь всех цифровых тахографов, допущенных к использованию на территории РФ. Любые манипуляции с этим устройством запрещается проводить при отсутствии лицензии, выданной ФСБ. Когда вы знаете что такое блок СКЗИ тахографа, мы можем переходить к изучению следующих вопросов.

Из чего состоит и как работает тахограф

Хоть такие устройства и выпускаются в большом разнообразии, но их принцип работы остаётся неизменным. Даже их структура в большинстве случаев похожа:

  • датчик скорости отвечает за фиксирование скорости авто и определение расстояния, оставленного позади;
  • аккумуляторная батарея обеспечивает учёт собранной информации;
  • бортовое устройство отвечает за контроль режима работы авто, оптимальной скорости и отдыха водителя;
  • дисплей с кнопками для управления;
  • устройство для шифрования;
  • картридер, при помощи которого происходит идентификация каждого водителя;
  • устройство для вывода информации на бумагу;
  • GPRS-модуль для передачи данных на сервер.

Подключение устройства может осуществляться при помощи CAN-шин и прочих, не таких сложных методов. Как работает тахограф и из каких элементов состоит уже стало более понятно, потому можем продвигаться дальше. Нам предстоит рассмотреть существующие разновидности этого оборудования, которое с недавних пор стало обязательным для некоторых водителей.

Виды тахографов

Эти устройства выпускаются в нескольких разновидностях. В основе классификации лежат разные параметры.

  1. Круглые модели подключаются в гнездо спидометра.
  2. Приборы радиоформата монтируются в гнездо, предназначенное для автомагнитолы.
  3. Цифровые модели являются современными, надёжными и защищёнными от взлома. Информация записывается во встроенную память, к ней сложно подобраться, удалить или изменить. Любые попытки подобраться к информации будут зафиксированы и водителю придётся нести ответственность за такие действия.
  4. Аналоговые имеют электронно-механическую основу. Являются самыми первыми экземплярами, которые теперь стали устаревшими и даже запрещёнными. Такие устройства могут быть легко взломаны, потому их информация не может считаться достоверной.

Какие тахографы разрешены к установке в России

Нельзя установить на авто любой тахограф, который приглянулся. Этот прибор должен соответствовать требованиям, которые прописаны в Приказах Минтранса №36 и №348. К установке на российских авто допущены две разновидности приборов:

  1. Модели, выпущенные отечественными производителями, оснащённые блоком СКЗИ. Сюда относятся экземпляры ШТРИХ-ТахоRUS SM и VDO DTCO 3283, модель КАСБИ DT-20M и ТЦА-02НК, продукция Меркурий ТА-001 и EFAS V2 RUS, а также тахографы Drive 5 и Drive Smart.
  2. Приборы от европейских производителей, разрешённые к использованию на территории России представлены английскими VDO DTCO 1381 и SE5000, австрийскими EFAS 4.

Виды тахографов, допущенных к применению в РФ

Для того, чтобы понимать, какие тахографы можно использовать в Российской Федерации, необходимо ознакомиться с современными типами таких устройств.

Их всего несколько, поэтому с выбором не возникнет проблем, но при этом нужно понимать, в каком случае в Российской Федерации можно или нельзя использовать разные типы устройств.

Фото: виды тахографов

Конечно, все это прописано в законодательстве, но не все водители и ответственные лица читают данные указания, поэтому часто возникают разногласия с законом, и как следствие, такие автомобили получают штрафы

Поэтому разобрать виды цифровых тахографов достаточно важно

На какие группы делятся по принципу действия

Все тахографы делятся на аналоговые и цифровые (к примеру Штрих), а отличаются по большей части принципом работы.

Вся информация записывается на диаграмный бумажный диск, при этом прибор светится, когда скорость превышена, а самая большая шкала демонстрирует текущую скорость.

Более того, этот прибор считает рабочие часы и время отдыха, и предназначен для двух водителей, которые могут переключаться по режимам благодаря отдельным кнопкам.

Механических кнопок всего несколько и они преимущественно служат для переключения режимов и входа в меню.

Внутри прибора есть накопитель данных, на который записывается информация о водителе и номере транспорта, допущенных при вождении ошибках, а также данные калибровок и проверок.

Нужно ли оформлять в ГАИ установку фаркопа на автомобиль в 2020 году смотрите в статье: нужно ли оформлять в ГАИ установку фаркопа на автомобиль. Разрешается ли выполнить обгон на пешеходном переходе, читайте здесь.

Более того, при потребности тахограф умеет распечатывать текущие отчеты по запросу либо инспекторов, либо же самого водителя. Одним из примеров такого тахографа может служить техника DTCO.

Категории транспортных средств, оснащаемых приборами

На самом деле оснащаться приборами подобного рода должны грузовые и пассажирские коммерческие автомобили, которые выполняют роль транспортировки на основе оплаты.

Если говорить в общем, то тахограф должен быть установлен на:

Грузовиках категорий N2, N3 Которые заняты перевозками опасных грузов
Автобусы М2 и М3 А также грузовыми автомобилями М3, выполняющими междугородние перевозки
Грузовые автомобили категорий N3, N2 Которые проводят транспортировку неопасных грузов

Под понятием автобусов следует подразумевать транспорт, имеющий восемь и более мест, не считая водительского, которые предназначены для перевозки пассажиров.

Грузовики по законодательству должны оборудоваться тахографами, начиная от 3,5 тонн веса, и без разграничения по признаку перевозимого груза.

Но следует сказать, что устанавливать подобную технику следует только на коммерческие автомобили, которые зарегистрированы за частными предпринимателями, юридическими лицами, или же предоставляются таковым на условиях аренды.

Если такой деятельности с их участием не ведется, то и тахограф устанавливать не нужно.

Устройства на грузовые автомобили

Грузовые автомобили являются одними из тех транспортных средств, на которые обязательно нужен тахограф, когда они используются для коммерции.

Есть два вида устройств, которые применяются для грузовиков, это те, которые работают на системе СКЗИ и системе ЕСТР.

Они различаются по возможности применения, а в России вообще можно использовать только один из них.

Видео: про тахографы и карты к ним

С СКЗИ

Тахограф с системой СКЗИ предусматривает, что данные, поступающие в него, будут шифроваться криптографическим методом.

Тахографы, соответствующие российским нормативам, имеют встроенный блок шифрования, а чтобы избежать подтасовки данных, прибор обязательно пломбируется.

Данные, получаемые из прибора СКЗИ будут шифроваться особым форматом, который может открываться только специальным программным обеспечением.

Но вопрос о том, какие бывают карты водителя для тахографа неактуален, поскольку есть всего один вид — чип-карты.

В России

В России автобусы с числом мест более 8 и грузовые транспортные средства с разрешённой полной массой более 3.5 тонн (приказ Минтранса России от 13 февраля 2013 г. № 36) должны быть оборудованы тахографами, с целью обеспечения безопасных условий. Тахограф обязателен для автомашин класса М2, M3, N2, N3. Оснащение транспортных средств контрольными бортовыми устройствами должно производиться в соответствии с регламентирующими документами.

С 1 апреля 2014 года в случае отсутствия тахографа будут применяться штрафные санкции к следующим видам транспорта: — к автобусам с числом мест для сидения более 8;
— к транспортным средствам, используемым для перевозки опасных грузов; — Согласно «Приказу Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 17 декабря 2013 г. № 470 г. Москва „О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 г. № 36“», к грузовым транспортным средствам с полной массой более 15 тонн, осуществляющим междугородные перевозки штрафные санкции будут применяться с 1 июля 2014 года, к грузовым транспортным средствам с полной массой более 12 тонн, осуществляющим междугородные перевозки, штрафные санкции будут применяться с 1 сентября 2014 года, к грузовым транспортным средствам с полной массой более 3,5 тонн, осуществляющим междугородные перевозки, штрафные санкции будут применяться с 1 апреля 2015 года.

В российских тахографах применяется средство криптографической защиты информации (СКЗИ). Требования по применению блока СКЗИ в составе тахографов установлены Приказом Министерства Транспорта РФ № 36 от 13.02.2013.

Цифровой тахограф в России

В России цифровые тахографы появились с 16 июня 2010 года (необходимо заметить, что цифровые тахографы появились раньше указанной даты). Начиная с 16.06.2010 Российская Федерация должна была ввести в действие европейскую систему цифровой тахографии на своей территории при осуществлении международных перевозок, однако к указанной дате инфраструктура цифровой тахографии оказалась не готова, как впрочем и в ряде других стран, в результате первые карты цифрового тахографа ЕСТР были выданы в конце 2010 года согласно международному соглашению стран, присоединившихся к ЕСТР. До этой даты, не позднее, чем за 3 месяца, все заинтересованные лица (водители, инспекторы, мастера, администраторы автопредприятий) должны быть обеспечены специальными картами.

В отличие от аналоговых приборов, диски которых легко подделывались, это устройство невозможно вскрыть, и изменить каким-либо образом записанную информацию. Вся информация записывается на индивидуальную карту водителя и передается в центральный компьютер автотранспортного предприятия.

В России уже с 23 января 2012 года тахограф стал обязательным к установке и применению при перевозке пассажиров и опасных грузов. Об этом свидетельствует Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств в последней редакции. А с 1 апреля 2013 года наличие цифрового тахографа стало обязательным для всего колесного транспорта, принадлежащего юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (включая «Газели» и такси), находящегося в эксплуатации на территории РФ, о чем доведено в принятом 14 июня 2012 года федеральном законе № 78-ФЗ (статья 1 и статья 12).

В соответствии с Приказом № 36 от 13.02.13 Минтранса России (Приложение 2),
Тахографами оснащаются следующие категории и виды транспортных средств, выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации:

  • транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн (категория M2);
  • транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн (категория M3);
  • транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонны, но не более 12 тонн (категория N2);
  • транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 тонн (категория N3).

16 декабря 2015 года был опубликован приказ Министерства Транспорта РФ № 348, который вносит изменения в приказ Минтранса № 273. Приказ № 348 изменяет срок оснащения транспортных средств категорий N 2, N 3, M2, M3, цифровыми тахографами. Теперь транспортные средства должны быть оснащены цифровыми тахографами до 1 июля 2016 года.

Общие моменты работы с тахографом и картой водителя

По специфике работы водителю придётся совершать их периодически, поэтому со временем набивается рука и процедура работы легко запоминается.

Последнее обстоятельство, а именно — время управления транспортным средством, фиксируется тахографом при помощи использования водителем индивидуальной тахографической карты. Данная карточка содержит особый чип, на который, собственно, и записывается касающаяся его информация, в том числе и время работы. Помимо чипа на карте изображается фотография водителя, его личные данные, а также срок её действия.

Водитель обязательно должен использовать только свою личную карточку. Если он в процессе управления автомобилем использует чужую карточку, то такое приравнивается к управлению транспортным средством без карты тахографа. Проще говоря, за подобное деяние лицо может быть привлечено к административной ответственности согласно ст.11.23 КоАП РФ, что влечёт наложение штрафа в весьма существенном размере.

Однако необходимо учитывать, что существуют некоторые нюансы использования тахографических карт и тахографов. Об этом речь пойдёт чуть ниже.

Режимы тахографа

Для каждого действия водителя есть соответствующие режимы тахографа:

  • «Отдых» – включается автоматически при остановке автомобиля, после извлечения карты;
  • «Работа» – запускается в ручном режиме. Используется для фиксации рабочего времени, не связанного с движением автомобиля;
  • «Движение» – запускается при включении зажигания или с началом движения ТС. Обозначается символом руля;
  • При остановке включается соответствующий режим.

После изъятия и повторного использования карты на экране тахографа могут появляться иконки вопроса, это значит, что устройство запрашивает информацию о том, чем был занят водитель в момент извлечения карты.

Кому не нужно ставить тахографы

Но есть ряд исключений даже среди крупного транспорта. Закон не обязывает устанавливать тахографы на:

  • Троллейбусы;
  • Автомобили для международных перевозок, потому что там есть тахографы европейского образца;
  • Военные автомобили;
  • Техника специального назначения, которая применяется для оперативно-розыскных мероприятий (авто МВД, ФСБ и т.д.);
  • Трактора и самоходные машины, зарегистрированные в Гостехнадзоре;
  • Автомобили старше 30 лет, которые не предназначены для перевозок коммерческого назначения, и на которые не нужно платить утилизационный сбор;
  • Учебные машины;
  • Авто, которые проходят дорожные испытания.

Ранее в этом перечне также были автобусы городского и пригородного сообщения, но в 2020 году их изъяли из списка исключений и обязали устанавливать тахографическое оборудование.

Помимо общего списка исключений, есть специальный, составленный по критерию работ, выполняемых автомобилями:

  • Бетононасосы, бетоносмесители, гудронаторы, автокраны;
  • Пожарные машины и машины скорой помощи, а также медицинские комплексы;
  • Эвакуаторы и ТС дорожных служб, а также коммунального хозяйства;
  • Транспорт, обслуживающий нефтяные и газовые скважины;
  • Машины инкассаторов;
  • Автоподъёмники;
  • Автолавки;
  • Бронированные автомобили;
  • Автодома;
  • Автобусы, использующиеся в ритуальных услугах;
  • Специализированные ТС (сельскохозяйственного назначения и т.п.);
  • Грузовики категории С, которые перевозят сельхозпродукцию в пределах муниципалитета, в котором они зарегистрированы;
  • Передвижные лаборатории и телестудии;
  • Специальный транспорт.

Как видно из перечня, исключений довольно много, но все они связаны с техническим назначением, и не относятся к транспорту, который перевозит грузы и людей на большие расстояния.

Тахограф на самосвал

В строительных работах без самосвалов не обойтись. И у владельцев такого транспорта возникает логичный вопрос – на какой из них требуется установка тахографа? Если это самосвал строительной компании, то тахограф нужен. А вот нужен ли он для машин коммунального хозяйства – вопрос не такой однозначный.

Дело в том, что ГИБДД в разных регионах трактует список исключений по-своему. В частности, к коммунальному транспорту, который не нуждается в тахографе, автоинспекторы относят специализированные автомашины. Например, машины, оборудованные щётками для чистки дороги. Обычные же самосвалы в разряд исключений не попадают и за отсутствие тахографа выписывают штраф.

Тахограф на личный транспорт

Тахограф нужен только юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Частные владельцы грузовиков устанавливать такое оборудование не обязаны. Поэтому некоторые фирмы идут на хитрость, регистрируя машину на водителя. Однако, это связано с определёнными рисками, так как по итогу права на владение автомобилем остаются также у водителя.

Тахограф на личный автомобиль для коммерческих перевозок

Ещё один распространённый случай – осуществление коммерческих перевозок на личном авто без регистрации ИП. Тахограф в таком случае не нужен и штраф за его отсутствие не выпишут. Но водителя могут привлечь за осуществление незаконной предпринимательской деятельности.

На кран манипулятор

Данный тип оборудования относится к автомобильным кранам, а они, как видно из перечня выше, попадают в исключения. Поэтому установка тахографа на такое оборудование не обязательна.

Калибровка в компании ЭРА-ГЛОНАСС

Для проведения калибровки тахографа вы в любом момент можете обратиться в компанию ЭРА-ГЛОНАСС. Наши достоинства:

  • Наличие всех необходимых документов для проведения работ по калибровке, поверке, ремонту и профилактике тахографов.
  • Большой опыт работы с тахографами наиболее востребованных марок: Касби ДТ 20М, АТОЛ DRIVE 5, ШТРИХ TAXO RUS и т.д.
  • Современное техническое оснащение сервисного центра.
  • Высокая скорость и качество калибровки, которые обеспечиваются привлечением к работе квалифицированных специалистов.
  • Конкурентные цены: стоимость калибровки составляет от 1800 руб.

Разобравшись, что такое калибровка тахографа и для чего она требуется, вы сможете сами решить, когда именно обратиться к нам, чтобы избежать проблем в будущем!

Важная информация

Аварии, происходящие с участием крупногабаритного транспорта, несут в себе самые тяжелые последствия, вплоть до смертельного исхода среди пассажиров и водителей.

Причем немалую часть среди всех подобных ДТП занимают те, которые произошли из-за усталости водителей, и именно этот параметр отслеживается тахографом — специальным устройством, устанавливаемым в салоне автомобиля.

Требование касательно размещения тахографа обязательное, поскольку такой прибор вполне может служить доказательством при аварии.

Кроме того, сам руководитель предприятия, на котором занят водитель, вовремя сможет определить факт нарушений им распорядка работы и принять все меры для того, чтобы такое поведение не привело к катастрофе.

Первоначальные данные

Тахографы появились еще в 20-м веке в США в качестве приборов, позволяющих контролировать использование автомобиля, позже они начали обрастать функциями и совершенствоваться.

Кроме того, что тахографы различаются по принципу работы, они еще и оборудуются разными системами, которые работают в разных странах.

Так, в Российской Федерации у автомобиля, который используется для перевозок внутри страны, обязательно должен быть прибор с блоком СКЗИ, именно он обеспечивает шифрование всей информации.

Использование СКЗИ ограничено еще и тем, что выезжать из страны с этим блоком нельзя, и при международных перевозках обязательно нужно ставить то устройство, которое соответствует требованиям ЕС.

Из чего он состоит

Цифровой тахограф, который применяется сейчас в соответствии со стандартами РФ, состоит из нескольких частей, как и многие другие сложные устройства.

Прежде всего это датчик движения, который дает основную информацию, касающуюся скорости и километража. Он закрепляется на выходном валу коробки передач, и работает, когда двигается автомобиль.

Также есть антенны систем навигации, которые работают по GPS или ГЛОНАСС, в зависимости от региона использования автомобиля.

Подводятся все провода к аккумулятору автомобиля, а это, в свою очередь, обеспечивает работу устройства только при включенном зажигании и до того, как двигатель будет заглушен.

Ну и конечно, основным техническим устройством будет сам тахограф, монтируемый в салоне автомобиля и имеющий вид коробки.

Кроме того, именно в бортовое устройство вставляется карта и им производится управление с помощью специального дисплея.

На центральной панели тахографа размещаются кнопки настроек и работы с устройством, позволяющие очень быстро ориентироваться в меню, а также переключать режимы работы и отдыха.

Правовая база

В нем прописаны основные аспекты этих процедур, приборы, которые подходят для установки в автомобили, а также подается перечень транспортных средств, куда совершенно точно тахографы нужно установить.

Если же подобного прибора в машине не будет, то водителю и должностному лицу, ответственному за это, будет назначен штраф.

В нем прописано, что ответственность наступает при отсутствии тахографа, его неисправности, либо отсутствии карты водителя.

Согласно этому нормативному акту, оформляется штраф 1-3 тысячи рублей для водителя, а также взыскание размером от пяти до десяти тысяч рублей для должностного лица, повинного в нарушении.

Пока никаких других возможных наказаний не предусмотрено, но в дальнейшем планируется увеличивать штрафы для юрлиц вплоть до 100 тысяч рублей.

Какие данные сверяются в процессе работы?

Калибровка тахографа предусматривает настройку целого ряда данных. Полный перечень включает около 20 позиций, что требует высокого профессионализма мастеров, выполняющих операцию.

Наиболее важными здесь являются такие характеристические параметры:

  • заводская информация о ТС и самописце (гос. номер, номер рамы, номер самого тахографа);
  • параметры шин ТС (давление и длина окружности);
  • погрешности измерений (времени, пробега, скорости);
  • ограничения скорости и т.д.

Также сверяются и настраиваются корректирующие коэффициенты для входных сигналов с датчиков, время до следующей калибровки/поверки, данные со спидометра на момент проверки и т.д.

Для чего нужна водительская карта

Для того чтобы использование тахографа было корректным, необходима карта водителя (иными словами – пластиковый ключ, чип, карточка). Это чипированная карточка с фото ее владельца. В нее зашиты данные о Ф.И.О., дате рождения, месте проживания и т.п. Чип нужно иметь обязательно. Для его оформления и получения потребуется 14-30 дней. Стоимость 3100 рублей. Водитель должен предоставить следующие документы:

  • удостоверение личности (паспорт);
  • идентификационный код налогоплательщика (ИНН);
  • СНИЛС;
  • водительские права.

К полученной карте водителя добавляется соответствующий ей индивидуальный номер PIN-кода. Чип выдается на трехлетний срок работы, по истечении которого нужно будет его переоформить. Водителей с просроченной карточкой штрафуют.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector