Устройство стартера автомобиля: принцип работы, схема и особенности

Неисправности стартера

Сколько примерно срок службы стартера? Среднее значение — 5 лет или 120 тыс. км пробега. От условий эксплуатации напрямую зависит, сколько служит стартер. К примеру, если передвигаться в городских условиях на короткие расстояния, и постоянно заводить двигатель, то стартер быстро выйдет из строя.

Расскажу про признаки, которые точно указывают на неисправность устройства. Это такие симптомы, как:

  • Слышится специфичный треск.
  • Есть задержка пуска мотора после того, как водитель поворачивает ключ зажигания.
  • Слышен запуск электродвигателя стартера, но без звука работы мотора.
  • Нет никаких действий после поворота ключа зажигания.
  • Стартер работает после пуска двигателя.

Какие возможные неисправности могут возникать у стартера?

  1. Плохой контакт. Это частая поломка, а её заметить может водитель при запуске двигателя. В этом случае следует проверить крепление устройства и контакты.
  2. Магниты могут упасть. Это касается современных устройств. Здесь ремонт лучше доверить опытным автомастерам.
  3. Износ опорных втулок. При этом якорь будет как бы «болтаться» и не будет полного контакта щёток с коллектором. При этом будет искрения, щётки будут подгорать и изнашиваться. В этом случае нужно заменить щётки и опорные втулки, осуществить проточку коллектора.
  4. Износ роликов в бендиксе. При этом возникает его буксировка. Требуется полностью заменить бендикс.
  5. Неисправность втягивающего реле. Чаще всего происходит подгорание пятаков. Медь в них плавится, и пятаки припаиваются к контактам. В этом случае даже после запуска мотора стартер продолжит работать. Всё это сильно садит аккумулятор. Поэтому здесь следует как можно скорее отцепить провод с АКБ, снять устройство и заменить втягивающее реле.

Если медленно вращается коленвал, то причины этого:

  • Высокая вязкость моторного масла.
  • Низкий заряд АКБ.
  • Окислились контакты проводов.

Если стартер работает слишком долго, то это происходит из-за заедания замка зажигания или проблем в контактах.

Если при повороте ключа стартер не запускается, то причины этого могут быть следующие:

  • Разряжен или сломан АКБ.
  • Нет контакта провода массы с АКБ или между обмоткой и коллектором.
  • Изношен якорь.
  • Щётки не прилегают к коллектору.
  • Неисправно втягивающее реле.
  • Отключён разъём управления устройства.
  • В АКПП селектор не находится в позиции N или P.
  • Неисправен переключатель блока КПП.

Если стартер очень медленно вращается, на это указывают следующие неисправности:

  • Не работает или разряжен аккумулятор.
  • Изношены втулки.
  • Неисправен провод между АКБ и стартером.
  • Поломка во втягивающем реле.
  • Неисправна обмотка статора или якоря. Следует произвести замену механизмов.
  • Плохой контакт якоря или обмотки статора с массой.
  • Щётки плохо контактируют с коллектором из-за их износа или неправильного положения.
  • Подгорание коллектора.

Стартер работает, а двигатель — нет:

  • Изношена обгонная муфта.
  • Сломаны детали в редукторе.

Стартер вращается вместе с маховиком:

  • Сломано втягивающее реле.
  • Поломка в контактной группе замка зажигания.

Отсутствует щелчок втягивающего реле:

  • Низкий заряд аккумулятора.
  • Сгорели контакты или обмотка втягивающего реле.
  • Окислился контакт на положительной клемме аккумулятора или стартера.
  • Неисправность в составляющей замка зажигания.
  • Замыкание на массе в обмотки втягивающего реле. Здесь лучше произвести замену все детали.
  • Заедание якорного механизма реле.

Если коленвал не вращает якорь стартера, то вероятные причины поломки:

  • Буксировка муфты свободного хода.
  • Заедание при передвижении деталей по винтовой нарезке вала.
  • Поломка рычага выключения муфты.
  • Неисправность пружины или поводкового кольца муфты.

При появлении громких шумов при запуске двигателя следует проверить крепление в деталях стартера.

При появлении скрежета шестерни в стартере следует проверить контакты включателя, регулировку хода шестерёнки, пружину приводного устройства, а также зубцы венца маховика. Если повреждён зубчатый венец (его часто делают из пластмассы), то его лучше заменить на металлический. Также есть вероятность заедания втягивающего реле.

Видео: Проверка автомобильного стартера, все способы и поломки

Это видео подходит для новичков, механик со стажем очень интересно рассказывает.

Эволюция стартера

Прообраз современного стартера появился порядка сотни лет назад, придя на смену примитивной пусковой ручке, получившей в СССР название «кривой стартер». Причем еще в начале 20 века идея электрического запуска двигателя казалась нереализуемой на практике, пока инженер Ч. Кеттеринг не продемонстрировал возможности электродвигателя, созданного для… кассового аппарата. И все же попытки внедрить такое устройство в автомобильную промышленность сразу не удались: агрегат был недостаточно мощен, а вдобавок быстро перегревался. Впрочем, последующая доработка механизма, который взаимодействовал не с коленчатым валом, а зубьями маховика, позволила устранить эти недостатки, и согласилась на его использование.

Второй этап того, как менялось устройство стартера автомобиля, связан с инженерной находкой американского изобретателя – он предложил разделить пусковой механизм непосредственно на сам стартер и отдельный генератор. В результате, благодаря обгонной муфте, которая была названа по имени его создателя «бендиксом», мотор кратковременно подключался к устройству. Чуть позднее произошла автоматизация процесса подвода шестерен к маховику мотора за счет появления электромагнитного реле. В последующие годы ничего революционного не произошло: стартеры различались лишь набором деталей и материалами для их создания.

Схема стартера

Так называемый — щеточный узел стартера (фото 2), состоит из четырех графитовых щеток установленных в щеткодержателях.  Если внимательно посмотреть  по схеме, можно заметить, что две щетки имеют общее соединение с массой автомобиля, а две другие щетки изолированы от корпуса (массы автомобиля) и два провода этих щеток соединены в один провод.

фото 2

Провод, который состоит в соединении с двумя щетками (фото 2), соединяется с одним концом обмотки возбуждения (19).  Катушки обмотки возбуждения соединены между собой последовательно, как это видно по самой электрической схеме и на фотоснимке (фото 3).

фото 3

 Из фотоснимка можно понять, что четыре катушки обмотки возбуждения намотаны на четырех магнитных полюсах (20).

По данному фрагменту схемы (рис. 2) дается пояснение для якоря тягового реле (4), на котором установлен контактный диск (27), с  помощью которого происходит замыкание и размыкание цепи.

рис. 2

На сердечнике якоря тягового реле (4) намотаны две обмотки, это удерживающая (25) и втягивающая (26) обмотки.

Как включается стартер

Многие из нас работали или продолжают работать водителями на грузовых автомобилях и знают, каких усилий требуется, чтобы завести автомобиль в зимнее холодное время, если автомобиль к примеру простоял в неотапливаемом гараже или на улице (возле Вашего дома).

Известно, что трансмиссионное масло (нигрол) применяемое для редуктора моста или моторное масло для двигателя имеют свойство застывания на морозе, что неблагоприятно сказывается при пуске двигателя.  В этом примере, опытный водитель знает, как разогреть поддон картера двигателя или как разогреть редуктор моста, — для облегчения пуска двигателя.

Рассмотрим пуск автомобильного двигателя при благоприятных погодных условиях:

Постараюсь объяснить все коротко и понятно (смотрим по схеме рис. 1, б).  При замыкании ключа или же, выключателя зажигания (30), ток от АКБ (21) поступает на обмотку возбуждения и на обмотку якоря (15; 19).  Тем самым, создаются магнитные потоки как для обмотки возбуждения так и для обмотки якоря.  Магнитные потоки, создаваемые в обеих обмотках, — приводят во вращение якорь.

Чтобы ток поступил на обмотки стартера, при включении выключателя зажигания, одновременно при этом срабатывает реле включения (23) с помощью которого замыкается цепь на контактах (24).  Далее, замыкаются контакты выключателя (28) за счет якоря тягового реле (4), — на котором расположены втягивающая (26) и удерживающая (25) обмотки.  Реле включения и якорь тягового реле срабатывают по принципу электромагнита.

Подробно описывать, как входит в зацепление зубчатое колесо стартера (10) с зубчатым венцом маховика коленчатого вала, — нет смысла.  Достаточно и так все понятно по чертежу стартера.

Неисправности стартера

Что касается конкретно по неисправностям стартера, то к таким неисправностям можно отнести:

1. перегорание, либо межвитковое замыкание в одной из обмоток возбуждения;

2. нарушение изоляции между ламелями коллектора;

3. замыкание обмотки возбуждения на корпус стартера;

4. замыкание между обмоткой якоря и сердечником якоря;

5. окисление, подгорание контактов (смотреть по электрической схеме)

и далее, допустим механическое повреждение ламелей (пластин) коллектора.

Как проверить стартер

На представленных рисунках (3; 4; 5; 6) наглядно показано, — как проводится диагностика (проверка) стартера.

рис. 3

В этом примере,  проводится проверка обмотки якоря (рис. 3) способом замера сопротивления  между пластинами коллектора.

рис. 4

Здесь,  прибором Омметром определяется наличие либо отсутствие замыкания между обмоткой и сердечником якоря (рис. 4).

рис. 5

И на последнем рисунке показано, как следует правильно проводить проверку  обмотки возбуждения стартера  (рис. 5).  То-есть, проверяется наличие, либо отсутствие замыкания обмотки возбуждения на корпус.

На этом пока все.  Следите за рубрикой.

Виды и характеристики

Я описал классическую конструкцию стартера. В ней бендикс находится прямо на вале ротора. Для такого устройства необходим электродвигатель с невысокой скоростью вращения и высокой тягой, что приводит к увеличению массы и размера устройства.

А какие стартеры устанавливаются на современных автомобилях? Это стартеры с редуктором. Рассмотрим подробнее каждый тип пусковых устройств, а также в чём состоит их отличие.

С редуктором

Такие стартеры называют планетарными. Стандартный редуктор имеет солнечную (ведущую) шестерню, водило, зубчатый венец. Все эти детали зацеплены друг с другом. В планетарном редукторе все составные части используются в качестве ведомого механизма.

В стартере с редуктором применяется дополнительный вал, где находится бендикс. Таким образом, бендикс и электродвигатель в пусковом устройстве работают только через редуктор. Но, несмотря на новую деталь под названием редуктор, принцип работы такого стартера мало отличается от классического.

Особенность планетарного стартера с редуктором в том, что он потребляет меньше энергии для своей эффективной работы, благодаря чему он сможет раскрутить коленвал ДВС даже при очень низком заряде аккумуляторной батареи много раз подряд. Редуктор снижает обороты электродвигателя, но улучшает их тяговую силу. А применение в конструкции магнитов увеличивает ресурс обмотки статора и предотвращает возможные неисправности.

Редуктор превращает скорость вращения в тягу, изменяя передаточное соотношение, благодаря чему можно не использовать мощные и «прожорливые» электродвигатели в стартере.

Плюсы:

  • Высокий срок службы.
  • Небольшой размер и вес.
  • Небольшая цена деталей.
  • Можно завести автомобиль даже при сильном морозе.

Минусы:

  • Существуют проблемы с поиском запчастей.
  • Невысокое качество деталей.
  • Более сложный ремонт по сравнению со стартерами без редуктора.

Также применяют устройства с редуктором и цилиндрической передачей, но из-за сложного механизма их ставят не так часто.

Без редуктора

Такие устройства также называют роторными стартерами. В конструкцию этого типа устройств не входит редуктор, а вращение передаётся напрямую на шестерню стартера. Самый главный плюс безредукторного механизма в очень простом устройстве, благодаря чему ремонт можно выполнить даже новичок. К тому же такой механизм отличается высокой надёжностью и выносливостью, что приводит к увеличению срока службы стартера. Поэтому в процессе работы неисправности из-за подачи тока возникают нечасто.

В безредукторном стартере сцепление шестерни с маховиком происходит моментально, поэтому запуск двигателя осуществляется очень быстро. К тому же детали на устройство можно легко купить в большинстве магазинов, хотя цена на них довольно высока.

Минусы стартеров без редуктора в том, что при низких температурах его работа крайне нестабильна из-за того, что устройство требует много энергии. Также такое пусковое устройство более тяжёлое и громоздкое по сравнению с редукторным.

Что лучше редукторный стартер или обычный? Для большинства автомобилей лучше всего подходит стартер с редуктором.

Причины поломки стартера и основные виды неисправностей

Поломки устройства, запускающего двигатель автомобиля, классифицируются по следующему образцу:

  1. Механические неисправности. Поломка заключается в обычном износе элементов устройства. Причиной неисправности может служить продолжительная эксплуатация стартера, а также пренебрежение основных правил эксплуатации. Некоторые механические повреждения возникают по причине возникновения электрических неполадок.
  2. Электрические неисправности. К такой поломке может привести неправильная подача электропитания. Как проверить стартер в таком случае? Ответ очевиден и прост: произвести диагностику межвитковых замыканий, проследить возможные обгорания рабочих поверхностей и замыкающих пластин, которые могут быть вызваны прохождением излишнего тока через контакты.

Устройство стартера

Деталь изготовлена в форме небольшого цилиндра, помещённого в корпус из металла длиной от 13 до 15 сантиметров. Зачастую через провод к нему подключается также реле (похожий элемент, но меньших размеров). Второй кабель обязательно соединяется с аккумуляторной батареей.

Устройство пусковой системы двигателя в машине включает 5 основных элементов:

  1. Электродвигатель. Представлен в качестве металлического цилиндра, внутри которого прикреплены сердечники и обмотки. По стандарту их четыре штуки, крепятся они винтовым способом, плотно прижимаясь к внутренней стенке. Специальные отверстия с резьбой в корпусе обеспечивают крепление передней части, где двигается обгонная муфта.
  2. Якорь. Этот элемент стартера выполнен в виде оси. Изготавливается она из легированной стали и служит центральной частью механизма, в который помещены коллекторные пластины и сердечник.
  3. Втягивающее реле. Передаёт импульс от замка зажигания непосредственно на электрический двигатель стартёра, выталкивая обгонную муфту.
  4. Привод включения или бендикс. Механизм с роликом, крепящимся к одному из валов якоря. Этот элемент является подвижным и выполняет важную функцию по передаче крутящего момента. Цепляющая шестерня раскручивает венчик маховика, обеспечивая устойчивость механизма при работе. Сразу после запуска двигателя внутреннего сгорания обгонная муфта отцепляет шестерню, сохраняя работоспособность системы.
  5. Щёточный узел. Стабилизирует напряжение на пластинах якоря. Щётки и специальные щёткодержатели выполняют основную работу в цикле передачи тока на крутящий момент.


На фото — составные части пускового устройства

Схема соединений и принцип работы

Принцип работы стартера осуществляется по заданной схеме соединений:

  1. При повороте ключа в замке зажигания тяговое реле питается от электроэнергии аккумулятора и образует контакт.
  2. Шестерня обгонной муфты сцепляется с маховиком и приводит его в подвижное состояние.
  3. Привод включения замыкает цепь, подавая напряжение на якорь и пластины, приводя таким образом электродвигатель в рабочее состояние.
  4. Затем происходит пуск двигателя внутреннего сгорания. В тот момент, когда ДВС раскрутится быстрее стартера, обгонная муфта отцепляет шестерню и устройство выключается.


Стандартная электросхема соединений стартерного механизма

Устройство стартера

Стартер автомобиля представляет собой электродвигатель. Он преобразует электрическую энергию от аккумулятора в механическую работу, которая приводит в движение маховик и коленчатый вал, для начала процесса движения поршней. Стартером оборудованы все двигатели.

Стартер автомобиля

Принцип работы устройства основан на законах физики, которые известны со школьной скамьи. Если между двумя полюсами магнита поместить проволочную рамку с двумя концами, а потом пустить через нее ток, то она начнет вращаться. Это и есть самый простой электродвигатель.

Простой автомобильный стартер представляет собой металлический корпус, в котором находятся четыре магнитных сердечника (башмаки). Эти магниты в корпусе и представляют собой статор электродвигателя. Раньше на башмаках наматывалась обмотка возбуждения, на которую подавался электрический ток от аккумулятора. То есть это был классический электромагнит. На современных же устройствах применяются обычные магниты.

Другой важной деталью устройства является якорь. Он представляет собой вал с напрессованным сердечником из электротехнической стали

В пазах сердечника находятся те самые рамки, которые будут вращаться вокруг полюсов магнита. Концы рамок соединены с коллектором, к которому подходят четыре щетки – две положительные от АКБ и две отрицательные, которые будут идти к массе.

В закрывающей задней крышке находятся щеткодержатели с пружинками, которые постоянно поддавливают щетки к коллектору для обеспечения контакта. Также в задней крышке установлена опорная втулка якоря или подшипник.

Устройство обычного стартера

На металлическом корпусе находится входной контакт. К этому контакту подключается плюсовая клемма аккумулятора (+). Ток проходит по рамкам якоря и выходит на отрицательные щетки массы. Масса соединяется с отрицательной клеммой аккумулятора. Таким образом, создается магнитное поле вокруг рамок якоря и он вращается.

Ток от аккумулятора на стартер не может подаваться постоянно. Он нужен только в момент запуска двигателя. Поэтому между плюсовым проводом аккумулятора и контактом стартера есть так называемый медный пятак, который замыкает контакты.

На валу якоря также выполнено шлицевое соединение, на котором находится направляющая втулка и бендикс с шестерней с возможностью осевого перемещения. Это движение обеспечивает контакт шестерни непосредственно с зубчатым венцом маховика. Простыми словами можно сказать, что бендикс подходит к маховику, проворачивает его, сколько это необходимо, а потом отходит обратно.

Стартер в разрезе

Но бендикс не перемещается по валу самостоятельно. Это делает другой электромагнит меньшего размера – втягивающее реле. От реле к шестерне подходит вилка, которая и толкает бендикс. К катушке втягивающего подается управляющий ток от аккумулятора через замок зажигания. При включении зажигания катушка намагничивается и втягивает сердечник. Этот сердечник, с одной стороны, связан с вилкой бендикса, с другой – с пятаками, замыкающими контакты электродвигателя. Когда напряжение с катушки втягивающего реле снимается, то вилка вновь втягивается обратно на место, а электродвигатель прекращает свою работу.

Основные компоненты

Таким образом, основными составляющими стартера можно назвать:

  • магнитный статор;
  • вал с якорем;
  • втягивающее реле с компонентами (электромагнит, сердечник, контакты);
  • щеткодержатель с щетками;
  • бендикс с шестерней;
  • вилка;
  • элементы корпуса.

Поломка стартера

Теперь разберем, почему ломается стартер и каковы могут быть причины неполадок.

Причины

Основные причины неполадок в работе стартеров:

  1. Замыкание в проводке автомобиля, речь идет об электроцепи, так или иначе связанной с механизмом. В результате замыкания могут перегорать обмотки, это приводит к задымлению устройства. При такой проблеме в салоне машины может появиться запах гари.
  2. Поломка реле. Если втягивающий элемент выходит из строя, это может привести к поломке бендикса. В результате устройство не сможет контактировать с коленчатым валом мотора машины.
  3. Зубчики бендикса стерлись. Отсутствие контактов приведет к невозможности пуска мотора.
  4. Неисправность в функционировании электросхемы механизма. Речь идет о перегорании или повреждении электроцепей либо контактов.

Устранение неисправностей

Процесс устранения неисправностей стартерного устройства заключается в демонтаже механизма и его разборе для поиска и замены неисправных компонентов.

Как отремонтировать устройство:

  1. Отключите зажигание в машине, откройте капот и отсоедините клеммы от батареи.
  2. Найдите место монтажа стартерного механизма. Отключите электроцепи от контактов втягивающего реле и клемм.
  3. Выполните демонтаж защитной обшивки силового агрегата.
  4. Сверху и снизу выкрутите гайки, фиксирующие узел к моторному отсеку машины. Демонтируйте механизм.
  5. Когда узел будет у вас в руках, гаечным ключом выкрутите гайки на его крышке. Выполните ее демонтаж со шпилек, как показано на фото.
  6. Теперь можно демонтировать обмотку, она снимается с корпусом. Если этот элемент перегорел или вышел из строя, его надо поменять. Для этого вам потребуется отвертка, которой будут выкручиваться винты, расположенные по бокам корпуса. Затем обмотка извлекается из посадочного места и меняется на новую, если в этом есть необходимость.
  7. Для демонтажа якорного элемента с помощью отвертки надо отогнуть пластмассовую скобу, фиксирующую его в зацеплении. Якорь извлекается из посадочного места. При необходимости производится его замена.
  8. Для демонтажа приводной муфты надо с помощью тонкой отвертки удалить стопорный элемент. Для снятия кольца придется приложить усилия. Демонтированная муфта убирается в сторону или меняется.
  9. После замены поврежденных элементов выполняется сборка механизма, все действия осуществляются в обратной последовательности.

 Загрузка …

Принципы работы стартера с редуктором

При подачи тока от аккумуляторной батареи автомобиля, приводимого с помощью замыкания зажигания, на редукторный стартер происходит процесс подачи тока на якорь стартера через редуктор, который увеличивает мощность проходящего напряжения в разы.

Далее происходит передача крутящего момента с якоря на шестерню.

Всё это также происходит при помощи редуктора, который наделён постоянно работающими магнитами, а специальные щётки, которые способны вырабатывать большее сопротивление чем щётки обычного стартера позволяют обеспечить его постоянную и эффективную работу.

При повороте ключа водитель замыкает цепь запитки втягивающего реле.

Электрическая энергия поступает на обмотку реле, что приводит к образованию магнитного поля. Это поле воздействует на якорь, и он втягивается внутрь реле. Смещаясь, он тянет за собой вилку и перемещает бендикс по роторному валу, приводная шестеренка входит в зубья маховика.

Втягивающее реле также размыкает первую цепь – питания электродвигателя. С внешней стороны на нем имеется два вывода для подключения кабеля, идущего от АКБ, и шины, по которой поступает напряжение на электромотор.

С внутренней стороны корпуса реле к этим выводам подсоединены контакты, прозванные пятаками. Эти два вывода, не контактирующие между собой, и являются разрывом цепи питания мотора.

При срабатывания реле якорь после втягивания замыкает пятаки, напряжение подается на двигатель, и он включается. При этом шестерня бендикса уже введена в зацепление.

После запуска силовой установки, когда обороты коленвала превышают скорость вращения ротора, срабатывает обгонная муфта, разъединяя бендикс с валом, они начинают вращаться по отдельности.

Внутреннее устройство

ДВС генерирует энергию для работы при помощи оборотов коленвала. Другие электрические системы транспортного средства работают от этой же энергии. Чтобы запустить ТС с неподвижной точки необходимо правильное взаимодействие электродвигателя и внешнего источника – аккумулятора.

Общий тандем обеспечивается благодаря некоторым составляющим:

  • Якорь. Имеет запрессованный сердечник и несколько коллекторных пластин. Основа изготовляется из легированной стали.
  • Щетки и держатели. По ходу главного цикла, щетки способствую повышению мощности. В первую очередь, служат для подачи рабочего напряжения на набор пластин якоря.
  • Реле. Главное назначение втягивающего реле – подача питания от зажигания и выталкивание обгонной муфты. Производители предусмотрели в структуре несколько силовых контактов и специфичную перемычку.
  • Электромотор. Включает несколько сердечников и обмотки возбуждения; имеет форму цилиндра.
  • Бендикс и шестерня. Главный рабочий механизм стартера, который перенаправляет момент вращения на венец маховика ДВС через шестерню при помощи роликового механизма. После запуска система разрывает связь венца маховика и приводной шестерни, сохраняя работоспособность всего устройства.

Подобным образом устроено большинство автомобильных стартеров, хотя могут быть некоторые отличия. В целом, если разобрать элемент, можно насчитать порядка 50 различных составляющих компонентов.

Чаще всего отличия между разными устройствами заключаются в механизме рассоединения шестерен.

В автомобилях с АКПП стартер может иметь несколько дополнительных обмоток, чтобы предотвратить запуск мотора при ходовой позиции селектора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector