Как заряжать кальциевый аккумулятор? плюсы и минусы кальциевых аккумуляторов

Сравнение кальциевых аккумуляторов с другими типами батарей

Аккумуляторы для автомобиля Са/Са имеют свои преимущества и недостатки, если сравнивать их с батареями других видов. Чтобы определить, какой аккумулятор лучше рассмотрим различия между АКБ с кальцием и их сурьмяными и гибридными аналогами.

Сурьмянистый свинцовый аккумулятор

Легирующий элемент свинцовых пластин (как маркируются — /+)

Начало процесса электролиза электролита

Относительно дорогой (с учетом усредненной стоимости такое устройство будет стоить не менее 3 тысяч рублей)

В среднем стоимость свинцового устройства 1,5 раза дешевле кальциевого

В среднем 1,5 – 2 раза дешевле кальциевого

Таблица 1. Основные различия между кальциевыми, свинцовыми (сурьмянистыми) и гибридными аккумуляторами.

Кальциевые и гибридные аккумуляторы считаются прогрессивными устройствами и пользуются большей популярностью среди современных автомобилистов благодаря своим улучшенным техническим характеристикам.

Плюсы кальциевых аккумуляторов

Если говорить о том, какие плюсы и минусы характеризуют кальциевый аккумулятор, то, в первую очередь, стоит остановиться на преимуществах АКБ такого класса (их намного больше, чем недостатков):

Преимущества кальциевых аккумуляторов

Длительный срок эксплуатации

В среднем срок службы кальциевого аккумулятора составляет около пяти лет при правильной эксплуатации.

Характеризуются низким уровнем саморазряда

Если сравнивать с малосурьмянистыми разновидностями, то аналогичная характеристика кальциевых аккумуляторов ниже почти на 70%.

Повышенная прочность пластин АКБ

Это делает пластины устойчивыми к вибрации

Снижение процесса электролиза воды

Благодаря этому кальциевые аккумуляторы в большинстве своем являются необслуживаемыми (около 90%).

Снижение интенсивности коррозионных процессов

Увеличивает срок службы АКБ.

Защита от перезаряда

Для кальциевых АКБ характерно свойство выдерживать напряжение до 14,8 В.

Возможность изготовления пластин меньшей толщины

Производители имеют возможность выпускать аккумуляторы с увеличенным количеством пластин, а значит – с большей мощностью.

Идеальный вариант для начинающих автомобилистов

Аккумулятор автомобильный Са/Са (в большинстве случаев) является необслуживаемым, поэтому владельцу не требуется проводить дополнительных манипуляций, таких как измерение уровня и плотности электролита – есть или нет у автомобилиста опыт работы с такими устройствами неважно

Установив новую кальциевую АКБ, о ней можно просто забыть практически на весь период эксплуатации, периодически уделяя внимание подзарядке

Таблица 2. Достоинства кальциевых аккумуляторов

Минусы кальциевых АКБ

К сожалению, кальциевые аккумуляторы для автомобиля не лишены некоторых недостатков, среди которых нельзя не отметить следующие:

Чувствительность к глубоким разрядам

Это главный минус и основное отличиекальциевых батарей от их гибридных или сурьмянистых аналогов. Аккумуляторы этого класса не рекомендуется разряжать ниже напряжения 12 В.

Достаточно всего одного глубокого разряда, чтобы такая АКБ потеряла пятую часть своей емкости. Однократный полный разряд – и батарея лишится половины емкости, тогда как устройство, пережившее 9 – 10 разрядов становится полностью непригодным к эксплуатации.

Объясняется сложностью и дороговизной производственного процесса.

Не подходят для режима передвижений в «городском стиле»

Длительные простои (если, к примеру, владелец пользуется автомобилем только для того, чтобы добраться из дома на работу и обратно), езда в ритме «старт – стоп» губительно воздействуют на кальциевые аккумуляторы.

Таблица 3. Недостатки кальциевых АКБ

Варианты источника питания

Поскольку для работы шуруповерта необходимо напряжение гораздо ниже, чем в централизованной сети, для сетевого инструмента необходим электрический адаптер – блок питания, который будет преобразовывать 220 Вольт переменного в 12, 16 или 18 Вольт постоянного значения. Существует несколько вариантов источника питания.

Импульсный

Импульсные аппараты – инверторная система. Подобные блоки питания сначала выпрямляют входное напряжение, затем преобразуют его в высокочастотные импульсы, которые подаются либо через трансформатор, либо напрямую. Стабилизации напряжения за счет обратной связи добиваются двумя способами:

  • за счет выходной трансформаторной обмотки при наличии источников с гальванической развязкой;
  • с помощью обычного резистора.

Такой источник питания, как правило, имеет достаточно высокий КПД – порядка 98%. Импульсные блоки предусматривают защиту от короткого замыкания, чем обеспечивают безопасность устройства, а также блокировку при отсутствии нагрузки. Среди явных минусов главным является более низкая мощность по сравнению с трансформаторным вариантом. Кроме того, действие аппарата ограничено нижним пределом нагрузки, то есть при мощности ниже допустимого уровня блок питания работать не будет. Пользователи также отмечают повышенный уровень сложности ремонта по сравнению с трансформатором.

Трансформаторный

Трансформаторы считаются классическим вариантом блока питания. Линейный источник питания представляет собой симбиоз нескольких компонентов.

  • Понижающий трансформатор. Обмотка силового устройства рассчитана на напряжение в сети.
  • Выпрямитель, функция которого заключается в преобразовании переменного тока сети в постоянный. Различают два вида выпрямителей: однополупериодный и двухполупериодный. В составе первого 1 диод, во втором – диодный мост из 4-х элементов.

Также схема может включать другие комплектующие:

  • конденсатор большой емкости, необходимый для сглаживания пульсаций, расположенный после диодного моста;
  • стабилизатор, который обуславливает постоянное выходное напряжение, несмотря на любые скачки во внешней сети;
  • защитный блок от коротких замыканий;
  • высокочастотный фильтр для устранения помех.

Популярность трансформаторов обусловлена их надежностью, простотой, возможностью ремонта, отсутствием помех и низкой стоимостью. Среди недостатков только громоздкость, большой вес и низкий КПД. При выборе или самостоятельной сборке трансформаторных блоков питания следует учитывать, что выходное напряжение должно быть чуть выше необходимого для работы инструмента. Дело в том, что его часть забирается стабилизатором. Например, для шуруповерта с питанием на 12 Вольт выбирают трансформаторный блок питания со значением напряжения на выходе 12-14 Вольт.

Правила зарядки

Напряжение на клеммах проверяется вольтметром. 12 В и менее говорят о необходимости зарядить аккумулятор, во избежание трудновосполнимых потерь емкости.

Перед зарядкой нужно убедиться, что АКБ имеет комнатную температуру. Старайтесь не допускать нагрева свыше 40-45 градусов Цельсия. Противопоказано допускать кипячение — оно снижает характеристики и может привести к выведению из строя. Отключайте устройство, если началось выделение газа, свидетельствующее о кипячении пластин.

Разряд до 11,5 В или ниже негативно сказывается на батарее, поскольку в электролите происходит реакция, создающая осадок сульфата кальция, закрывающего доступ заряда к выходу. Запрещено проводить КТЦ (контрольно-тренировочный цикл), которое негативно сказывается на АКБ.

Полная зарядка является долгим процессом, так как зарядить кальциевый аккумулятор нелегко. Предстоит выполнить следующие этапы:

  1. Очистка сульфатированных пластин. Подается напряжение 15,8 В, импульсивно, не дольше 8 часов. Оно помогает очистить внешнюю часть от сульфатов и частично восстанавливает емкость.
  2. Проводится проверка приема заряда от устройства при токе 1/10 от стартового, при 12,6 В.
  3. При температуре 25 градусов производится основной заряд. Ток постоянен, напряжение растущее, не превышающее 14,5 В. Срок — до восполнения 80% емкости, но не более 20 часов.
  4. В тех же условиях, но теперь при постоянном напряжении и уменьшающемся токе емкость доводится до 100%. Данный этап длится до 10 часов.
  5. После основного этапа надо проверить батарею на удержание напряжения в течение пары минут.
  6. Необходимо включить режим Recond, при наличии, для восстановления максимальной емкости. Если это невозможно, а номинальная емкость составляет менее половины от изначальной, рекомендуется приобрести новый АКБ.
  7. В режиме Recond подается высокое напряжение при низком токе в течение 30-240 минут для контролируемого газообразования, способствующего перемешиванию и расслоению электролита.
  8. После восстановления производится полная зарядка в буферном режиме. При 13,6 В и токе не более 10 А длительностью 10 суток. Цикл перезапускается при падении вольтажа.
  9. В конце производится профилактическая зарядка при постоянно уменьшающемся токе — от 10 до 2% от базового. Устройство поддерживает 12,7 — 14,4 В, но в случае его падения необходимо начать цикл с нуля.

Зарядка кальциевого аккумулятора выполняется 2–3 раза в месяц. При этом время года и условия эксплуатации на периодичность не влияют.

Перед тем как выполнять подзарядку, АКБ проверяют:

  1. Проверка напряжения. На токопроводящих клеммах измеряют уровень напряжения. Оптимальный показатель – 12,7 В. Более низкие показатели свидетельствуют о том, что батарея разрядилась. Если зарядка аккумулятора са не будет проведена своевременно, то запустится процесс сульфатации.
  2. Проверку обслуживаемого агрегата выполнить проще. Для этих целей используют ареометр, с помощью которого устанавливается плотность электролитического состава. Этот параметр составляет 1,27 г/см3. Зарядку кальциевого аккумулятора автомобиля выполняют, если получен низкий показатель.

Просмотрите видео про зарядку кальциевого акб.

Sb/ca аккумулятор как правильно заряжать?

Автомобильные аккумуляторы делятся на 4 вида:

гелевые AGM (Ca/Ca),

В гибридном аккумуляторе есть пластины, сделанные по малосурьмянистой и по кальциевой технологии. Гибридные АКБ содержат не много электролита, не сильно кипят и устойчивы к глубокому разряду.

Sb/Ca-аккумулятор заряжается как обычная баарея, но нужно учитывать две тонкости:

для быстрой зарядки (если времени мало) максимальный ток должен быть не более 10% емкости АКБ (часто так подзаряжать не рекомендуется),

для медленной зарядки (если позволяет время или если АКБ снят для обслуживания, например) ток должен быть в 2 ампера, а напряжение от 13,8 до 14,2 В (это штатное генераторное напряжение), и банки должны быть полностью закрыты электролитом (если необходимо, долейте дистилированной воды). Этот способ заряда продлит срок службы АКБ.

Сколько заряжается аккумулятор автомобиля от зарядного устройства?

Тут нет однозначного точного ответа.

Потому, что это будет зависить:

от состояния самого аккумулятора, насколько он изношен, от его емкости, ну и насколько он разряжен тоже;

и от применяемого зарядного устройства.

В зависимости от «интеллектуальности» алгоритма зардяного устройства , этот процесс может длится от нескольких часов до даже нескольких суток!

Это я подразумеваю автоматические ЗУ.

Есть конечно «дедовские» примитивные, где надо в ручную контролировать время и /или ток заряда, там несколько сложнее.

Честно, я бы не советовал такими пользоваться, к тому же есть шансы, при просчетах ухудшить состояние аккумулятора.

В наше время есть достаточно достойных автоматических Зарядных Устройств с правильными алгоритмами, что бы заморачиваться с этой функцией человеку.

p.s. Есть конечно классическая формула времени заряда: Емкость аккумулятора разделить на 10 , и получим ток заряда для 10ти часового процесса. Она в общем то верна, но это было актуально «когда деревя и компьютеры были большими», и аккумуляторы и ЗУ очень примитивными.

Как правильно заряжать штабелер?

Аккумуляторная батарея является основным источником работы электрического вилочного погрузчика. При правильном и бережном обращении с аккумулятором увеличивается срок его работы. Именно несоблюдение правильных условий эксплуатации АКБ является основной причиной выходя ее из строя. Вот 5 обязательных действий, осуществление которых кратно продлит срок службы тяговой АКБ:

  1. Аккумуляторная батарея ставится на зарядку при 80% разряде от номинальной емкости, что соответствует двум полоскам на индикаторе разряда аккумуляторной батареи (ИРАБ) на дисплее и плотности 1,15кг/см. Более глубокий разряд, что соответствует 1 делению, или отсутствие делений приводит к неполному заряду через зарядное устройство (ЗУ) , так как ЗУ работают в режиме заряда при разряде не более 80% от общей емкости.
  2. Обязательным условием является проверка плотности электролита после цикла зарядки, плотность должна составлять 1,27-1,29 кг/см. Если плотность недостаточна , то через 2-3 часа необходимо снова подключить АКБ к ЗУ.
  3. В процессе зарядки все крышки банок АКБ (колпачки вентиляционных отверстий) должны быть открыты.
  4. Перед зарядкой необходимо корректировать уровень электролита, добавляя дистиллированную воду до уровня 10-15 мм над предохранительной решеткой.
  5. После зарядки АКБ необходимо почистить. Наличие налета на поверхности АКБ приводит к саморазряду до 5-8 % от общей емкости ежедневно.

Несоблюдение этих простейших условий эксплуатации аккумулятора погрузчика неизбежно приведет к его преждевременной порче, и, самое главное, снимает ответственность поставщика на гарантийный ремонт и все расходы «зависнут» на потребителе.

голос

Рейтинг статьи

Рейтинг лучших автомобильных кальциевых аккумуляторов на 60 Ач

Это – самая популярная группа подобной продукции.

Ими комплектуются большая часть современного автопарка: легковые автомобили классов A, B, C, небольшие кроссоверы.

VARTA Blue Dynamic D59 (560 409 054)

Данная модель имеет привычное для этого немецкого производителя светло-голубое оформление.

Наличие удобной ручки для транспортировки позволяет её владельцу переносить АКБ к машине или в гараж.

Защитные крышки надёжно оберегают клеммы от механических контактов при хранении.

Blue Dynamic D59 предназначена для эксплуатации на легковых авто, которые не оснащены системой «Старт/Стоп».

Особая технология производства разрешает использовать батарею в течение длительного срока даже при сильных морозах.

Как показали тесты, эта модель показывает более высокие показатели пускового тока при минусовых температурах по сравнению с другими АКБ.

Традиционная технология производства кальциевых аккумуляторов обеспечивает повышенную устойчивость решёток силам вибрации, что важно при движении по неровным дорогам. Основные характеристики:

Основные характеристики:

  • Полярность: обратная.
  • Габариты: 242x175x175 мм.
  • Масса: 13,9 кг.
  • Ёмкость: 60 Ач.
  • Ток пуска: 540 Ач.
  • Рабочее напряжение: 12 В.

Плюсы VARTA Blue Dynamic D59 (560 409 054)

  1. Доступная цена.
  2. Фирменный внешний вид.
  3. Уверенная работа при любых температурах.

Минусы VARTA Blue Dynamic D59 (560 409 054)

  1. Срок службы не соответствует заявленному.

Mutlu SFB 3 (L2.60.054.A)

Этот аккумулятор компании из Турции можно устанавливать на легковые автомобили различных классов, кроссоверы, малотоннажные грузовики и микроавтобусы.

Кальциевая технология выпуска данных АКБ позволяет размещать их на транспортных средствах с большим количеством локальных потребителей электроэнергии.

Среди достоинств этой модели, делающих её популярной у водителей, отметим следующие:

  1. Устойчивость к вибрации.
  2. Повышенная на одну четверть производительность по сравнению с обычными батареями.
  3. Наличие герметичной крышки, препятствующей вытеканию электролита.
  4. Экологически чистый продукт – его можно полностью утилизировать по окончанию срока работы.

Основные характеристики:

  • Обратная полярность.
  • 242х175х190 мм.
  • Вес: 15,1 кг.
  • Ёмкость: 60 Ач.
  • Ток холодной прокрутки: 540 А.
  • Напряжение: 12 В.

Плюсы Mutlu SFB 3 (L2.60.054.A)

  1. Надёжный бренд.
  2. Качество работы – заводится при любых температурах.
  3. Есть индикатор заряда.

Минусы Mutlu SFB 3 (L2.60.054.A)

  1. Не обслуживается.
  2. Слабая ручка для переноски.

Аком 60

Аком 60 устанавливается на отечественные и зарубежные легковые автомобили классов A, B, C, D, а также малотоннажные грузовые машины, имеющие повышенное число локальных потребителей электроэнергии бортовой сети.

Этот аккумулятор – необслуживаемый, что избавляет водителя от хлопот при его эксплуатации.

Технология выпуска Ca/Ca гарантирует длительный ресурс АКБ, позволяет работать в любых климатических условиях.

Качество своей продукции производитель подтверждает большим гарантийным сроком – 36 месяцев.

Защитные крышки, расположенные на клеммах АКБ, предохраняют их не только при хранении, но и во время эксплуатации: боковые стороны снабжены отверстиями для подключения высоковольтных проводов.

Смотровое отверстие даёт возможность автолюбителю контролировать уровень заряженности батареи.

Удобная ручка способствует её транспортировке до места назначения.

Основные характеристики:

  • Прямая полярность.
  • Размеры: 242х175х190 мм.
  • Масса: 15,5 кг.
  • Ёмкость: 60 Ач.
  • Пусковой ток: 520 А.
  • Номинальное напряжение: 12 В.

Плюсы Аком 60

  1. Яркий дизайн.
  2. Реальный ток соответствует заявленному.
  3. Небольшой вес.
  4. Качественный материал корпуса.
  5. Длительный срок службы.

Минусы Аком 60

  1. Ёмкость не отвечает указанным параметрам.
  2. Встречается брак – быстро разряжается.

Как правильно выполнять зарядку

Особенность зарядки кальциевых АКБ в том, что для этой операции требуется несколько иное зарядное устройство, например, типа «Орион». Дело в том, что в ходе зарядки приходится часто корректировать напряжение и величину подаваемого тока. Поэтому надо иметь такое зарядное устройство, которое обеспечит напряжение 16,8 вольт. А обычные автоматические зарядники способны выдать не более 15 вольт.

К тому же зарядники типа «Орион» имеют встроенные программы для разного назначения, в том числе и для десульфатации. Естественно, кроме этой модели их в продаже великое множество. Это ЗУ указано всего лишь в качестве ориентира.

Благодаря конструктивным особенностям кальциевых аккумуляторов, они требуют особой методики зарядки

Важно то, каким напряжением и как именно заряжать автомобильный кальциевый аккумулятор

Алгоритм зарядки кальциевого аккумулятора состоит из двух этапов.

Первый:

  • Согреть батарею до комнатной температуры;
  • Выставить ток до 0,1 от нормативной емкости аккумулятора (если емкость 55 ампер в час, то выставляется 5.5 ампера;
  • Выставляем напряжение 16,1 вольта (некоторые авторы рекомендуют напряжение 14 вольт);
  • Заряжаем до того момента, пока ток зарядки не упадет ниже 0,5 ампер (это произойдет примерно через несколько часов);

Второй

  • устанавливаем ток 3 ампера
  • выставляем границу напряжения 16,1 – 13,1 вольт
  • следим за электролитом и не даем ему кипеть

На этом этапе заряд идет волнообразно до полного набора емкости:

Чтобы поддерживать заданный интервал, напряжение доводим до 13,1 вольта. По мере того, как заряд АКБ приблизится к 100%, периоды зарядки будут уменьшаться, а паузы станут увеличиваться. Если заряд идет всего несколько секунд, значит, батарея зарядилась.

Основные характеристики зарядных устройств

Ниже мы рассмотрим основные характеристики ЗУ, на которые следует обратить внимание при выборе, и дадим необходимые пояснения

Режимы работы

Чтобы выбрать правильное ЗУ для своего аккумулятора, в начале статьи мы говорили о выяснении типа батареи. Для наиболее распространённых моделей WET подойдут все устройства, а вот для AGM и GEL. Но в продвинутых моделях должны присутствовать специальные режимы для зарядки гелевых аккумуляторов. Эти батареи очень чувствительны к превышению напряжения зарядки. Если для WET батареи напряжение в 15 вольт не критично, то для гелевых оно может привести к необратимым изменениям. От повышенного напряжения гель или стекловолокно начнёт отслаиваться от пластин и АКБ потеряет свои характеристики. В худшем варианте аккумулятор вспучит и он выйдет из строя.

Обратите внимание на наличие режима Boost. Он предназначен для быстрой зарядки АКБ увеличенным током. Благодаря такому режиму вы сможете за 20 минут сделать необходимую зарядку и завести машину если сел аккумулятор

Стоит также отметить, что в продаже есть устройства, которые позволяют заряжать сразу несколько автомобильных аккумуляторов при последовательном или параллельном соединении. Но это скорее может пригодиться профессиональным аккумуляторщикам, которые заряжают АКБ на поток. Для обычного автолюбителя нет смысла переплачивать за такие «фишки»

Благодаря такому режиму вы сможете за 20 минут сделать необходимую зарядку и завести машину если сел аккумулятор. Стоит также отметить, что в продаже есть устройства, которые позволяют заряжать сразу несколько автомобильных аккумуляторов при последовательном или параллельном соединении. Но это скорее может пригодиться профессиональным аккумуляторщикам, которые заряжают АКБ на поток. Для обычного автолюбителя нет смысла переплачивать за такие «фишки».

Напряжение, выдаваемое ЗУ

Напряжение, которое выдаёт зарядное устройство, должно соответствовать номинальному напряжению АКБ, которое Вы должны были выяснить перед выбором. Практически все современные зарядные устройства для автомобильных аккумуляторов выдают напряжение 12 вольт. Вторые по популярности ЗУ с возможностью зарядки АКБ номиналом 24 вольта. Реже встречаются зарядные устройства, которые выдают напряжение 6 вольт. Этот режим пригодится при зарядке соответствующих батарей для мотоциклов, скутеров и т. п. В идеале ЗУ должно иметь возможность ручной установки напряжения, но такие модели встречаются редко.

Ток зарядки

Для того, чтобы правильно подобрать зарядное устройство по этому параметру, в начале статьи мы узнали номинальную ёмкость АКБ. Ток зарядки не должен быть выше 10 процентов от ёмкости батареи. То есть, распространённые аккумуляторы 55 А-ч для легковых автомобилей нужно заряжать током не более 5,5 ампер. Исключение режим Boost, о котором говорилось выше. Но и с ним нужно знать меру. Ток в при ускоренной зарядке не должен превышать 30 процентов от стандартного значения. Для той же батареи 55 А-ч это максимальное значение силы тока в режиме Boost не должно быть выше 5,5 + 5,5*0,3 = 7,15 ампер.

При этом лучше выбрать пуско-зарядное устройство для автомобильного аккумулятора с запасом по выдаваемому току, что оно каждый раз не работало на пределе своих возможностей. В идеале зарядное устройство должно иметь возможность ручной регулировки тока. При прочих равных советуем выбирать именно такие ЗУ. Тогда при необходимости можно будет провести зарядку АКБ на малом токе. Ведь большинство ЗУ в автоматическом режиме сами подбирают ток. Но для более полной и качественной зарядки лучше вести её малым током при постоянном напряжении. Это будет дольше, но значительно лучше. Если аккумулятор заряжать в таком режиме, то его пластины значительно меньше будут подвержены сульфатации. Поэтому с уверенностью можно сказать, что ЗУ с регулировкой тока заряда – это правильный выбор.

Виды защиты и безопасность

При покупке зарядного устройства поинтересуйтесь у продавца, какие виды защиты имеет та или иная модель. Все современные ЗУ должны иметь защиту от перегрева, а также он неправильного подсоединения клемм устройства к выводам АКБ.

Заключение

В заключение хотелось бы отметить, что появление на рынке более современных аккумуляторов совсем не означают революцию в деле производства автомобильных АКБ. Они как были свинцово-кислотные в своей основе, так и остаются. Легирование пластин различными металлами придают им некоторую специфику, но не более того.

Поэтому и эксплуатация таких батарей, как правило, кардинально не отличается от того, что было ранее. Просто берегите свои аккумуляторы от глубоких разрядов, выкипания воды и механических повреждений. И чаще измеряйте напряжение на клеммах, особенно зимой и перед ее наступлением.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector