Знак «пешеходная зона»: что он означает?

Знак пешеходного перехода: как выглядит и виды

Переходы для пешеходов известны в нескольких вариантах. Их выбор определяется обычно особенностями местности. Также на это влияют развязки существующих автодорог. Переходы можно условно разделить на следующие виды:

  • наземные;
  • подземные;
  • надземные в виде мостов.

Самыми распространёнными являются пешеходные переходы наземного типа. Они имеют знаки и разметку на самом дорожном покрытии, бывают регулируемыми и нерегулируемыми.

Пешеходный переход отмечается разметкой и знаками сразу или по отдельности. На нерегулируемых светофорами переходах используется 5.19.1. Также может быть установлен дорожный знак 5.19.2.

Отличие знаков 5.19.1 и 5.19.2 состоит лишь в направлении движения

В первом случае переход будет иметь левое направление, а во втором случае направлен вправо.

Большие автомагистрали с сильным движением автомобилей и несколькими полосами движения оборудуют надземными устройствами для пешеходов. Они имеют вид мостов над проезжей частью. Эти достаточно узкие конструкции приспособлены только для передвижения людей. В данном случае пешеходам не придётся во время пересечения автодороги выходить на ту часть, по которой движутся автомобили. Само по себе это исключает вероятность любых происшествий. Все надземные переходы оборудуются специальным знаком 6.7.

Обычно подобные переходы размещают над железнодорожными путями. В этом случае их оснащают выходами к платформам, куда приезжают поезда

Это изображение представляет собой человека, который поднимается вверх по лестнице. Но недостатком подобных пешеходных переходов является громоздкая конструкция

Также при обустройстве таких переходов важно иметь свободное пространство на краях дороги

В крупных городах самыми популярными у пешеходов являются подземные переходы, так как они не предполагают выхода на проезжую часть. Это обеспечивает безопасное перемещение людей даже через оживлённые автомагистрали. В переходах, которые находятся под землёй, устанавливается знак под номером 6.6.

Такие переходы можно встретить также в местах спуска в метро

Он показывает человека, спускающегося вниз по лестнице. Подземные переходы имеют много достоинств, но их недостатком является довольно высокая стоимость строительства. При этом надземный переход для движения пешеходов по расходам обойдётся намного дешевле.

Что это такое

Знак 5.33 выполнен в форме белой прямоугольной таблички, в центре которой размещен синий круг со схематичным изображением человека. Изредка внизу присутствует символ в виде звёздочки, обозначающий действие введенного ограничения только по выходным и праздничным дням.

Как обозначается

Обозначение 5.33 предназначен для ограничения зоны, предусмотренной только для пешеходов. Движение любых транспортных средств на этом участке запрещено. Главная его особенность – обязательное совместное размещение со знаком 5.34 «Конец пешеходной зоны». Таким образом выделяется граница территории, где действует запрет.

Дополнять знак 5.33 может информационная табличка 8.5, определяющая временные границы введенных ограничений. Например, на ней может быть указан временной интервал с 08:00 до 17:00 или размещена звёздочка, как обозначение того, что требование применяется только по выходным дням.

Для чего предназначена

Основные причины установки обозначения 5.33 в крупных населенных пунктах:

  • запрет на стоянку в центре города. В противном случае, пешеходные бульвары и проспекты могут превратиться в одну большую парковку, а передвижение пешеходов (в том числе, маломобильных) будет серьезно осложнено стоящими повсюду автомобилями;
  • снижение содержания вредные выбросов в воздухе. Большое скопление транспорта неминуемо ведёт к загазованности, что особенно актуально для жителей мегаполисов. Для поддержания экологического баланса и заботе о здоровье людей, проживающих в центре городов, используется запрет на въезд на определенные улицы;
  • ограждение въезда на важные достопримечательности. Например, такой улицей является Арбат в Москве или аналогичные проспекты в других городах. В европейских странах эта проблема решается путем ввода платного проезда в центр города. Таким образом создает безопасное передвижение большого числа туристов и сокращается негативное воздействие на исторические достопримечательности (например, повышенная вибрация).

Разница между пешеходной дорожкой и зоной

В ПДД содержится не только табличка «Пешеходная зона», но и знак 5.4 «Пешеходная дорожка». Несмотря на сходство названий, эти обозначения имеют ряд кардинальных отличий:

  1. Дорожка – это небольшой участок проезжей части, предназначенный для передвижения людей. Например, в качестве дорожки может быть размечен тротуара или одна из полос проезжей части. На остальных участках, соседствующих с дорожкой, могут передвигаться автомобили. Обозначение 5.33 – это полностью вся улица, включающая в себя тротуары, бордюры и саму дорогу. Любые перемещения колесных транспортных средств по ней запрещены.
  2. Территория действия дорожки ограничивается ближайшим пересечением проезжих частей. Специального обозначения ее окончания не предусмотрено. При необходимости продолжения дорожки, знак 5.4 после перекрестка устанавливается заново. Для обозначения окончания пешеходной зоны всегда используется отдельный знак 5.34. На пересечение проезжих частей введенный запрет не утрачивает своей силы.
  3. Если в зоне пешеходной дорожки расположены организации или торговые точки, требующие подъезда автомобиля, то такое движение допускается при наличии специального разрешения. Под знак «Пешеходная дорожка» также могут проехать автомобилисты, проживающие или работающие на указанной территории. В зону для пешеходов, обозначенную одноименным знаком, запрещен проезд любого вида транспорта. Исключение представляется только для служб, устраняющих коммунальные аварии, машин пожарных и медиков.

Исключения из правил

Из любого правила существуют исключения. Также и здесь. Достаточно вспомнить велосипедистов, на которых действие знака «Велосипедная дорожка» не распространяется. Но только ими исключения не ограничиваются.

Если произойдёт аварийная ситуация, то представители соответствующей службы могут припарковать машину в месте, где есть данное обозначение. Тоже касается автомобилей торговых предприятий.

Чтобы понять, как действует исключение относительно автомобилей торговых предприятий, рассмотрим реальную ситуацию. Грузовому автомобилю нужно подвезти мебель к офису, подъезд к которому как раз на этой дорожке. В таком случае ссылаясь на раздел 9.9, водитель может въехать в данную область.

Какие правила водитель должен соблюдать у знака

Как видите, есть ряд исключений, которые позволяют определённому транспорту в чётко обозначенных ситуациях находиться в области действия знака «Пешеходная дорожка». Но при этом должны соблюдаться следующие правила:

Водитель обязан следить за ситуацией на дорожке, помня, что приоритет движения принадлежит пешеходам.
Въезд в область возможен только в том случае, если альтернативного пути нет. В противном случае вас ждёт штраф.
При этом соблюдение правил касается и пешеходов

Если ими будет замечена машина, которая попадает в список исключений, то люди должны действовать осторожно, соблюдая придельную внимательность. Мало того, они обязаны уступить дорогу машине, если обратное может привести к ДТП.

Вывод довольно прост — даже для исключений есть свои правила, которые нужно соблюдать. В противном случае риск ДТП возрастает во много раз.

Виды пешеходных переходов

Естественно, что в зависимости от дорожных условий, могут применяться пешеходные переходы различного типа, например, согласитесь, что пересекать оживлённую магистраль по зебре – малоприятное занятие, причём ка как для водителей, так и для пешеходов.

Всего можно выделить три основных типа пешеходных переходов:

  • Наземные
  • Надземные
  • Подземные

Рассмотрим каждый тип подробнее.

Наземные

Переходы такого типа применяются повсеместно, особенно удобны они на дорогах с малой интенсивностью движения.

Наземные переходы бывают двух типов:

  1. Регулируемые. В таком случае, движение пешеходов регулируется при помощи стандартных светофоров, которые встречаются на каждом перекрёстке. Не редко так же на светофоре присутствует дополнительная секция для пешеходов. Их принцип действия известен каждому. Дополнительно встречаются варианты, когда светофор устанавливается в специальном месте и активируется с помощью нажатия кнопки. Иногда такие светофоры работают в автоматическом режиме с определённым интервалом.
  2. Нерегулируемые. В данном случае, место перехода обозначается специальными дорожными знаками и разметкой, широкое распространение такие переходы получили благодаря тому, что их стоимость не высока, а при применении на неоживлённых улицах города, их использования вполне достаточно.

Надземные

Такие решения не редко применяются на оживлённых магистралях с большим количеством полос движения как в одну, так и в другую сторону. Так же пешеходные мосты широко используются для передвижения пешеходов над железнодорожными путями.

Достоинства таких конструкций заключаются в следующем:

  • Высокий уровень безопасности, ведь пешеходу не требуется выходить на проезжую часть.
  • Более низкая стоимость возведения, если сравнивать с подземными конструкциями.
  • Чаще всего не требуется никаких вмешательств в городские коммуникации
  • Не требуется круглосуточное освещение, что в масштабах мегаполиса это является солидной экономией для городского бюджета.

Недостатки так же присутствуют:

Достаточно большой перепад высоты, т.к. пешеходные мосты, как правило, возводят на таком уровне, что бы под ними мог свободно проезжать большегрузный транспорт.

Подземные

Представляют собой тоннель, размещённый под  дорогой или железнодорожным полотном.

Такие тоннели были широко распространены ещё в советское время, однако тогда они использовались исключительно по назначению в наше же время тут можно встретить как элементы наружной рекламы, так и торговые павильоны.

В крупных городах, где есть метрополитен, такие переходы не редко объединяют со станциями.

Плюсы и минусы подземных конструкций

Естественно, что и такое решение имеет свои достоинства и недостатки, рассмотрим их подробно. К достоинствам относят:

  • Безопасность передвижения пешеходов
  • Небольшую глубину залегания таких тоннелей
  • Дополнительные возможности по использованию пространства в коммерческих целях

К недостаткам относят:

Очень высокую стоимость строительства, это связано с тем, что при постройке не редко приходится перекрывать улицу, а иногда даже перекладывать коммуникации.
Постоянную необходимость в освещении, т.к. солнца под землёй нет, совершенно логично, что потребуется круглосуточное освещение.
Необходимость регулярного обслуживания

Подземные переходы достаточно сильно нуждаются в обслуживании, особенное внимание должно уделяться стокам воды и электричеству, а в особо крупных сооружениях не стоит забывать и о системах вентиляции.

Особенности вождения в жилой и дворовой зоне

Большинство водителей не знают о том, что дворовая территория и жилая зона имеют некоторые существенные различия, и для каждого из этих понятий есть правила, поэтому стоит твердо понять отличие между этими определениями. В правилах дорожного движения в пункте 17.4 говорится, что все пункты этого раздела, называемого «Движение в жилых зонах» полностью переносятся и на формулировку «дворовые территории».

Тем не менее, сами понятия не одинаковые и это разные площади, хотя и там, и там живут люди. Для различия в правилах движения есть даже разные визуальные знаки, это означает, что жилая зона отличается от дворовой территории. Что касается понятия «дворовая территория», то четкой формулировки и пояснения в ПДД просто нет.

Для выезда из дворовых территорий или жилых зон есть определенные правилами движения требования

Тем не менее, дворовая территория может входить в площадь жилой зоны, в свою очередь жилая зона также может быть определенной частью дворовой территории. Видимо поэтому в правилах дорожного движения, в разделе 17 были внесены объединяющие пункты правил и для территорий и для зон, хотя различие от этого понятнее не стало. Но остальные разделы правил движения нельзя подводить под единую черту, они касаются только определенной территории, о которой непосредственно идет речь в отдельно взятом пункте правил.

Для выезда из дворовых территорий или жилых зон есть определенные правилами движения требования. Выезжая из дворовой территории, водитель обязан пропустить всех, кто в этот момент принимает участие в передвижении рядом, впереди или позади автомобиля. По действующим правилам пункт 10.2 передвигаться в жилых зонах и дворовых территориях позволено со скоростью не более чем 20 км/ч.

По правилам дорожного движения проезд через дворовые территории и жилые зоны сквозняком запрещен, но при этом кто может вас в этом уличить, если вы проезжая, остановитесь во дворе и не выключая двигатель двинетесь через 10 секунд дальше. В таком случае никто и никак не обвинит вас в нарушении правил и штрафовать вас не за что.

Размер штрафа варьирует в различных регионах проживания в Санкт-Петербурге и Москве сумма колеблется от 1500 до 3 тыс. рублей

Штрафы за нарушения в жилой зоне

Размер штрафа варьирует в различных регионах проживания. В Санкт-Петербурге и Москве сумма колеблется от 1500 до 3 тыс. рублей.

Лишение водительских происходит при грубых нарушениях ПДД – превышение скорости передвижения на жилой территории до 80 км/час. У автомобилиста забирают права на 12 месяцев.

Водители легкового транспорта и грузовых машин должны правильно передвигаться как на территории двора, так и при выезде из него. Санкции за нарушение накладываются и в случае отсутствия знака 5.21 во дворе.

Наказание за нарушение в 2020 году

Многие считают, что размер штрафа составляет 2 тыс. рублей. Такая информация подтверждается Кодексом РФ, где описаны административные правонарушения. Но, на практике, это не так. Следует внимательно читать, написанное в ПДД. А там речь идёт о пешеходных дорожках и тротуарах, если выехать на них, то штраф составит 2 000 рублей. Но, зона для пешеходов никак не входит в перечисленные ограничения.

Штраф, который полагается за въезд на зону для пешеходов, описан в другом пункте и статье (пункт 1, статья 12.16): если владелец автотранспортного средства игнорирует требования, которые регламентируются соответствующими знаками, тогда он может получить либо предупреждение, либо денежное взыскание в размере 500 рублей.

Мнение эксперта

Артемьев Дмитрий

Опыт работы судебным экспертом в области автотехнической экспертизы более 2-х лет, более 3-х лет работы в области страховых споров, обжалования вины в ДТП.

Задать вопрос

Вот так просто инспектор по незнанию водителя может оштрафовать его не на 500 рублей, а на целых 2 000 рублей. Чтобы не допустить подобных ситуаций, водителям нужно внимательно изучать правила, а также быть в курсе штрафов за их нарушение.

При любой спорной ситуации, водитель имеет право обратиться к другому экспертному мнению.

Что по ПДД разрешено и что запрещено в зоне действия знака

Задача подобного запрета – создать удобные условия для людей, передвигающихся пешком, предоставляя им преимущество. В результате установки достигается:

  • запрет на движение транспортных средств;
  • безопасность передвижения пешеходов.

Главное требование знака – полный запрет на проезд автомобилей, в том числе для резидентов и лиц, имеющих разрешения. Никаких исключений для личного колесного, безрельсового транспорта не предусмотрено. В указанной зоне запрещается движение, стоянка и остановка ТС, а также выполнение любых маневров.

Не допускается проезд грузовиков для погрузки или разгрузки товаров, автомобилей доставки и прочих служебных автомобилей. Для выполнения своих служебных обязанностей в запретную зону могут проехать машины коммунальных и специальных служб.

В некоторых ситуациях, знак применяется для введения временных ограничений, связанных с определенными событиями. Например, запрет проезда автомобилей в праздничный день, связанный с проведением парада или шествия. Такой временный вариант знака не имеет никаких отличий по своим требованиям и ограничениям от постоянного.

Действия, которые запрещено выполнять в зоне действия знака 5.33:

  1. Передвигаться с использование колесных транспортных средств по любому участку: дороге, обочине, тротуару или иным элементам, размещенным на обозначенном участке.
  2. Временно останавливать или длительно парковать автомобиль, как на проезжей части, так и на обочине, тротуаре или других имеющихся элементах дорожного полотна.

Описанные запреты распространяются на все механические и гужевые транспортные средства, вне зависимости от их скорости передвижения. При наличии специального обозначения, по пешеходной зоне допускается движение велосипедистов. При отсутствии подобного знака, проезд им, также, запрещен.

Единственная поправка для «Пешеходной зоны» – улицы с организованным совместным движением пешеходов и трамваев. При установке запрещающей таблички, рельсовый транспорт, по-прежнему, может законно передвигаться на указанном промежутке. Такой участок признается трамвайно-пешеходным с ограничением доступа других ТС. Кроме того, трамвай обладает приоритетом на данной улице, то есть пешеходы обязаны уступать ему дорогу.

Существует ли штраф за езду по тротуару на машине

Если речь идет о наказании за выезд на тротуар, то следует обратиться к нормам законодательства об административных правонарушениях. Так, когда имела место езда по тротуару, статья 12.15. КоАП РФ устанавливает для водителей существенный штраф. На сегодняшний день его размер составляет 2000 рублей.

Сходным по своему составу является и такое правонарушение, как движение по обочине. Если водителя за подобное нарушение остановил инспектор ГИБДД, то сидящему за рулем может грозить штраф в 500 рублей.

С точки зрения административной ответственности стоит различать езду по тротуару и стоянку на нем. Мы разобрались с тем, какой есть штраф за езду по тротуару. Теперь следует сказать и несколько слов за остановку на нем.

Так, КоАП РФ предусматривает, что парковка на тротуаре может обернуться для водителя штрафом в 1000 рублей. Если же подобное нарушение имело место в столице, Санкт-Петербурге или другом населенном пункте федерального значения, то водителю придется выложить три тысячи рублей.

С дорожным знаком можно поспорить

На основании пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Какие правила необходимо соблюдать властям, при решении установить символ для свободного передвижения пеших людей:

  1. Преследовать цель обеспечить безопасность движения на территории, прилегающей к домам.
  2. Иметь другие веские основания для нахождения знака.
  3. Не нарушать чьих-либо прав.
  4. Издать отдельный муниципальный правовой акт об установке знака 4.5.1.
  5. За 20 дней до его установки, информировать население о начале действующих ограничений проезда и стоянок ТС посредством официального сайта исполнительной власти, а также иными способами (п. 3 ст. 21 196-ФЗ).

Если перечисленных оснований не имеется, то с установленным неправомерно знаком, ограничивающим, к примеру, предпринимательскую деятельность, можно поспорить.

Так случилось с ИП Потаповым, владеющим кафе и магазином на арендуемой территории с обустроенной парковкой для посетителей. По поручению администрации г. Чебоксары Управление ЖКХ установило два знака 4.5.1 рядом с магазином, в результате чего Потапов неоднократно подвергался штрафам за пересечение пешеходной зоны на автомобиле. Движимый чувством справедливости, он несколько раз обращался в суды различных инстанций. Предприниматель всё же добился решения в свою пользу и демонтажа ограничивающих его свободу знаков (Постановление Первого Арбитражного Апелляционного суда от 2020 года).

Противозаконным будет и обратное действие администрации, то есть не установка дорожного указателя, в то время, как он необходим. Безответственное отношение к принятию мер по безопасности населения на улицах города посягает на права граждан и повышает риск совершения ДТП. Особенно подвержены опасности дети, направляющиеся в образовательные учреждения (Апелляционное Определение Свердловского областного суда от 2020 года).

Знание знаков дорожного движения помогает не только избежать штрафа или лишения прав, но и позволяет уберечь свою жизнь и жизни других людей от опасности. Особое значение в данном контексте имеет знак «Пешеходная дорожка». Его номер в ПДД 4.5.1.

Как ПДД трактует знак 5.33

Согласно ПДД, так определяется территория, выделенная специально для передвижения исключительно пешеходов.

Соответственно, любое передвижение на участке действия указанного дорожного знака — автомобилей, запрещено:

  1. Главная особенность рассматриваемого указателя заключается в том, что он может использоваться для обозначения участка движения только в совокупности с ещё одним знаком. Речь идёт об указателе, который в ПДД обозначается номером и предупреждает об окончании участка дороги для пешеходов. Таким образом, когда начало территории для пешеходов обозначено знаком , то в конце действия этой зоны должен обязательно находиться знак .
  2. Следует отметить, что рассматриваемый дорожный указатель может быть установлен в начале пешеходной зоны совместно с дополняющими информационными указателями. В ПДД они указаны под номером 8.5.

Дополнительные таблички предупреждают любителей пеших прогулок о том, что запрет на передвижение автомобильного транспорта действует лишь в определённое время суток или день недели.

Когда основной знак дополняет информационная табличка, на которой нарисована звёздочка, то это напоминает пешеходам о том, что действие указателя распространяется исключительно на выходной или праздничный день.

Какие еще есть знаки для пешеходов

С пешеходными территориями связаны еще некоторые обозначения:

  • 4.5.2 — означает, что пешеходная и велосипедная дорожка, совместная. Он устанавливается, когда нет разделения на отдельные потоки. Знак располагают в начале дорожки и дублируют после каждого пересечения, так как пересечение дорог отменяет действие всех обозначений.
  • 4.5.3 – обозначает конец зоны пешеходной и велосипедной дорожки совмещенного типа.
  • 4.5.4 и 4.5.5 – определяет пешеходную и велосипедную территорию с раздельными движениями. Зона предназначена для раздельного потока велосипедов и людей без ТС.

Выглядят перечисленные обозначения следующим образом:

Исключения из правил

Под знак 4.5.1 все-таки могут въезжать некоторые водители транспортных средств. Исключениями из правил являются:

  • грузовые транспортные средства, которым необходимо подъехать к зданиям торгового и иного назначения, при условии, что других вариантов подъезда к ним нет. Сооружение, куда направляется автомобиль, должно располагаться непосредственно у обочины пешеходной зоны, иначе придется искать другой маршрут;
  • транспорт коммунальных и дорожных служб, в том случае, если в данной зоне нужно выполнить прямые рабочие обязанности.

В данных ситуациях всегда должна подбираться кратчайшая территория для подъезда к нужному месту, чтобы не создавать помех пешеходам. При этом работники обязаны позаботиться о безопасности граждан, то есть выставить знаки, указывающие на то, что в этом месте идут те или иные работы. Следует учитывать, что при возможности подъехать другим путем (не заезжая за обозначение 4.5.1) нельзя пользоваться исключением из правил. Исключение нужно только тогда, когда другого выхода нет.

Указатель, обозначающий пешеходную зону также имеет исключения из правил. Он может быть установлен на трамвайно-пешеходную или трамвайную улицу. Особенностью является установка на трамвайную улицу, по которой для самого маршрутного общественного транспорта данного вида не будет ограничений его движение и поэтому езда трамвая будет разрешена и даже приоритетна.

Кроме того, в зоне для пешеходов также могут ездить транспортные средства спецслужб, коммунальщиков и дорожников, но при соблюдении тех же требований и условий, что и при заезде за знак 4.5.1.

Не нашли ответ на свой вопрос? Позвоните юристу! Москва: +7 (499) 110-89-42Санкт-Петербург: +7 (812) 385-56-34Россия: +7 (499) 755-96-84

Для автомобильного транспорта отведена проезжая часть и пешеходы не имеют права бесцельно ходить по ней в необорудованных для них местах. Также и автомобилисты не имеют права ездить по местности, предназначенной и оборудованной для пешеходов. Взаимная солидарность на дороге — залог безопасности и комфорта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector