Датчик абсолютного давления

Как проверить ДАД самостоятельно

Если быть до конца честным, то стоит отметить, что датчик имеет мега надёжную конструкцию и очень редко выходит из строя. Но, к сожалению, таких лестных слов я не могу сказать о его проводке. По крайней мере на Шевроле Лачетти.

Я не знаю через какое место и у кого вылезла идея сделать таким образом проводку такого важного датчика. Дело в том, что два из двух проводов питания датчика имеют на своём пути сщалки, что со временем может попить не мало крови у бедного владельца автомобиля

Поэтому при проверке ДАД необходимо уделить большее внимание именно проводке, а не самому датчику. Чем можно проверить ДАД?

Чем можно проверить ДАД?

Способов проверки много, но нам нужны только простейшие и без специального оборудования. Правильно? Я думаю — да!

Поэтому остаётся только два варианта:

  • при помощи компьютерной диагностики
  • при помощи мультиметра

Схема соединений для кабеля переходника в удобном виде.

Для подключения к ресиверу использовал штуцер и трубку которая идет на ДАД, обычная трубка подвода воды к стеклоомывателям. В идеале она не должна быть длинной.

В данный конкретный момент времени автоваз перешел на систему без ДМРВ и использует на двигателях 21127 и более поздних ДДТВ, дадтчик давления и температуры воздуха. Очень удобное решение совмещающее в одном корпусе оба необходимых датчика, т. е. ДАД и ДТВ, потребуется лишь просверлить два отверстия в ресивере один для крепления датчика и одно для измерения давление и температуры в ресивере. Артикулы ДАДа 127 мотора 21800-1413010-00, Delphi 28234360 63521 SNG

Как проверить и заменить ДАД

Для того чтобы узнать где находится датчик, необходимо найти штуцер на впускном коллекторе, от которого идёт трубка к штуцеру самого датчика. Кстати, причиной перечисленных неприятностей может стать забитый или прорванный шланг, а сам приборчик может быть закреплён как на моторном щитке, так и на колёсной арке. Проверка работоспособности датчика проводится только на специальном диагностическом оборудовании или же при помощи осциллографа.

Устройство не разбирается и ремонту не подлежит. Цена нового датчика — в пределах тысячи рублей в зависимости от марки автомобиля. При замене датчика надо учитывать, что у каждой модификации прибора может быть своя распиновка, поскольку он имеет три контакта — масса, сигнал и питание, а сам процесс замены несложен и займёт несколько минут. Удачной диагностики и эффективного всем ремонта!

Принцип работы и конструкция ДАД

Датчик абсолютного давления на Ланосе определяет объем воздуха, проходящего через дроссельную заслонку. В зависимости от количества проходящего воздуха и нагрузки на ДВС, создаются электрические импульсы, которые считываются ЭБУ. На основании величины импульсов происходит корректирование топливно-воздушной смеси, подаваемой в цилиндры.

Датчик абсолютного давления воздуха в конструкции имеет вакуумную камеру. За счет этой камеры происходит сравнение давления во впускном штуцере, и формирование соответствующего сигнала в виде электрических импульсов. Расчет давления воздуха осуществляется за счет следующих действий, происходящих внутри датчика:

  1. В конструкции устройства имеется высокочувствительная микромеханическая диафрагма, которая деформируется при увеличении давления на впускном коллекторе
  2. В зависимости от величины давления, происходит растяжение диафрагмы. При ее растяжении или деформации осуществляется изменение сопротивления на четырех тензорезисторах (переменный резистор)
  3. В зависимости от величины сопротивления тензорезисторов, происходит колебание напряжения в цепи
  4. Высокая чувствительность тензорезисторов обеспечивается за счет применения кремниевого чипа, поэтому варьирующееся напряжение на клеммах датчика равняется от 1 до 4,9В
  5. В зависимости от величины напряжения, которое поступает на ЭБУ и фиксируется, осуществляется формирование импульса. Этот импульс подается на форсунки, тем самым отвечая за приготовление сжигаемой в цилиндрах смеси

Это интересно! Чем выше показатель давления, тем соответственно выше значение напряжения на клеммах датчика.

При не запущенном моторе давление во впускном коллекторе будет одинаковым с атмосферным, и составлять 101 кПа. Именно в этот момент датчик определяет величину атмосферного давления. Когда мотор заводится, то происходит закрытие дроссельной заслонки, что способствует возникновению разрежения и созданию давления порядка 30-33 кПа. При открытой заслонке и работающем моторе давление будет сравниваться с атмосферным, и приравниваться к 101 кПа. Колебания давления возникают при открытии и закрытии дроссельной заслонки.

Выходное напряжение на выводах ДАД
Высота над уровнем моря Барометрическое давление Напряжение на выходе
м мм.рт.ст кПа В
0-610 760-707 100-94 3,3-4,3
611-1524 707-634 94-85 3,0-4,1
1525-2438 634-567 85-76 2,7-3,7
2439-3048 567-526 76-70 2,5-3,3

Из принципа действия датчика абсолютного давления на Шевроле, ДЭУ и ЗАЗ Ланос видно, что этот элемент играет важную роль в приготовлении смеси. Если элемент будет работать с погрешностью или вовсе не будет функционировать, то ТВС будет насыщенной, и способствовать увеличению расхода топлива.

Ремонт при ошибке p0118

При выявлении в памяти электронного блока управления OBD p0118 необходимо выполнить следующие действия:

  • Включить зажигание в автомобиле, однако двигатель не запускать.
  • Подключить к разъему электронного блока управления диагностический прибор для сканирования ошибок и получения информации о внутренний параметрах автомобиля. В зависимости от установленного на нем программного обеспечения нужно выбрать меню «Температура охлаждающей жидкости».
  • Если температура охлаждающей жидкости по показаниям прибора составляет менее +135°С, то в случае, если в памяти ЭБУ нет других ошибок, необходимо проверить цепь заземления датчика (схему электропроводки нужно смотреть в мануале) на наличие неисправностей в проводке либо каких-либо соединений. Заодно имеет смысл проверить контакты непосредственно датчика температуры.
  • Отсоединить колодку (фишку) с проводами от датчика температуры антифриза. В случае, если прибор указывает, что температура охлаждающей жидкости выше, чем -42°С, то это означает, что сигнальный провод датчика замкнут на «массу, либо неисправен блок управления двигателем.
  • Если при аналогичных условиях диагностический прибор показывает, что температура охлаждающей жидкости ниже -42°С, то в этом случае, скорее всего, неисправен датчик температуры, и соответственно, он подлежит замене. Однако перед заменой его нужно дополнительно проверить.

Куда смотреть при возникшей ошибки р0118

Имеет смысл проверить состояние самого датчика и его проводки по следующему алгоритму:

Обрыв проводов датчика на фишке

  • Отключить разъем датчика и проверить его состояние. Зачастую от высокой температуры и просто от времени пластмассовый крепеж на датчике пересыхает и начинает рассыпаться. Это может привести к плохому контакту.
  • На многих датчиках температуры охлаждающей жидкости (в частности, на тех, которые устанавливают на современные автомобили ВАЗ) на корпусе разъема с внешней стороны имеется фиксатор («ушко»). Он может попросту отломиться, и соответственно, фишка на контакте датчика не будет зафиксирована, что приведет к потере электрического контакта. И даже если фишка будет на месте, то через образовавшиеся щели внутрь контакта может попадать влага и грязь, тем самым ухудшая контакт.
  • Проверить, приходит ли на датчик температуры питание от электронного управления, равное 5 Вольт. Сделать это можно с помощью мультиметра. Для этого нужно включить зажигание (двигатель можно не запускать).
  • Проверить наличие ржавчины и мусора на контактах в разъеме и на датчике. При их наличии обязательно нужно почистить контакты (лучше с использованием очистителя).
  • Демонтировать датчик температуры охлаждающей жидкости с его посадочного места и визуально осмотреть (повреждения недопустимы). Если он грязный, его необходимо почистить. Далее его нужно проверить при помощи мультиметра одним из трех методов.
  • «Прозвонить» при помощи мультиметра провода, идущие от датчика температуры антифриза до ЭБУ. Очень часто причиной возникновения ошибки р0118 является именно обрыв одного или обоих проводов датчика. Если обнаружен обрыв — провод необходимо заменить. Что касается пинов на блоке управления, то у каждой машины своя электронная схема, номера контактов необходимо уточнять в мануале.
  • Измерить сопротивление изоляции между двумя провода датчика температуры охлаждающей жидкости. Если оно близко к нулю, то имеет место короткое замыкание. В этом случае можно попробовать найти место повреждения изоляции и для ремонта воспользоваться термостойкой изоляционной лентой либо термоусадкой. Однако поврежденные провода все же лучше заменить на новые.
  • Измерить сопротивление между каждым проводом и «массой». Если соответствующее значение будет близко к нулю, то имеет место короткое замыкание на корпус. Тут действия аналогичные предыдущему пункту. Поврежденный провод желательно заменить на новый.

Если не проверять проводку, а просто заменить датчик, надеясь что вся проблема именно в нем, то часто ожидания не оправдаются, и вы потратите зря деньги, ведь зачастую проблема кроется именно в повреждении проводов либо разъема!

По окончании ремонтных работ не забывайте удалить информацию об ошибке из памяти ЭБУ иначе она будет висеть до прохождения полного цикла ее фиксации.

Заключение

Ошибка OBD p0118 не является критической, и при ее появлении автомобилем можно пользоваться. Однако необходимо учитывать, что при этом двигатель будет работать в аварийном режиме. В частности, возрастет нагрузка на систему очистки выхлопа, систему EGR, будут наблюдаться проблемы с запуском холодного двигателя, машина потеряет мощность и немного возрастет потребление топлива. Поэтому с диагностикой и ремонтом лучше не затягивать.

Симптомы неисправности датчика

Не слишком заковыристая конструкция датчика в новых автомобилях может дополняться слоем специального геля, который служит своеобразной защитой чувствительного элемента, что несколько продлевает срок его службы. Тем не менее, датчик может выйти из строя, о чем скажут такие симптомы:

  1. Растёт расход бензина. Это может быть связано с тем, что датчик не работает вовсе или же выдаёт некорректные данные ЭБУ, которое предполагает, что давление в коллекторе стабильное и продолжает подавать топливо в больших количествах, чем это необходимо на самом деле.
  2. Пропадает динамика на фоне растущего расхода, причём если разгон не улучшается после полного прогрева мотора, вероятнее всего, нужно ехать на диагностику.
  3. Из-за постоянного перелива бензина в районе дроссельной заслонки может сохраняться стойкий запах топлива.
  4. Плавающие или неконтролируемые холостые обороты.
  5. Провалы на переходных режимах, при трогании с места, переключении передач и перегазовках.

Датчик абсолютного давления во впускном коллекторе

Для начала стоит отметить, что в большинстве случаев, обзывать этот датчик датчиком абсолютного давления не совсем корректно, так как его задача не только измерить абсолютное давление в коллекторе, но а также и атмосферное (барометрическое) давление вне коллектора. Поэтому его с таким же успехом можно назвать и датчиком барометрического давления.

Для чего это необходимо?

Дело в том, что в разных местах нашей планеты атмосферное давление не одинаково. Да и в одном и том же месте давление с течением времени изменяется.

А при разном давлении изменяется и плотность воздуха, что приводит и к изменению массы воздуха на один и тот же объем. А это уже совершенно различные условия работы двигателя, и эту ситуацию блок управления двигателем должен учитывать, чтобы корректно управлять всё тем же двигателем.

При включении зажигания ЭБУ первым делом оценивает барометрическое давление. Так как пока двигатель не запущен, то давление в коллекторе равняется атмосферному. Именно этот момент позволяет избежать установки дополнительного датчика давления, который бы измерял барометрическое давление.

Ещё раз повторюсь — величина барометрического давления является очень важным измерением для нормальной работы системы управления двигателем!

Именно поэтому в мануалах по эксплуатации автомобиля указывается требование — при движении в горной местности или, наоборот, когда Вы едите с возвышенности, допустим, к морю, то необходимо периодически останавливать двигатель, чтобы ЭБУ определил новые значения барометрического давления.

Но кто из водителей будет останавливать двигатель, только из-за того, что так написано в книжке по эксплуатации? Да и кто, вообще, их читает?

Поэтому в ЭБУ закладывают алгоритмы перепроверки барометрического давления, которые работают и без остановки двигателя. Обычно это происходит при большой нагрузке на двигатель и при почти максимально открытой дроссельной заслонке.

Вот давайте посмотрим на приведенные графики. До резкого и полного нажатия педали газа, барометрическое давление составляет 98 кПа

Далее мы резко нажимаем педаль газа до упора и блок управления делает перезамеры барометрического давления. Оно теперь составляет 97 кПа

К чему это всё я описывал?

А чтобы подвести к первому заблуждению об этом датчике.

Большинство при проверке датчика абсолютного давления обращает внимание только на давление в коллекторе! Оно и понятно — датчик же абсолютного давления, значит и проверять необходимо абсолютное давление. Логика, в принципе, понятна, но имея уже какой-никакой опыт, я могу утверждать на основании своей личной статистики, что в подавляющем числе случаев неисправностей датчика абсолютного давления, проблемы вылезают как раз в некорректном измерении барометрического давления. Хотя абсолютное давление в этот момент не вызывает вопросов

Хотя абсолютное давление в этот момент не вызывает вопросов.

У меня таких проблемных графиков много и все я их выкладывать не буду, конечно. Но для примера парочку покажу. Вот барометрическое давление 112 кПа. Встречал показания и 115 кПа. Хотя максимальное давление на планете было официально зарегистрировано, по-моему, 108 кПа.

Поэтому датчик явно и нагло врет

Вот другой пример. Автомобиль едет по обычной дороге и показания барометрического давления составляют 98 кПа.

Но спустя пару секунд, давление падает до 84 кПа

Давление упало на 14 кПа! Такое может быть в реальности?

Конечно же нет. Датчик явно дает неверные показания. Хотя к абсолютному давлению в коллекторе претензий нет.

В общем, вывод первый — датчик абсолютного давления служит не только для измерения абсолютного давления, но и для измерения барометрического давления. Причём довольно часто проблемы проявляются именно в замерах барометрического давления, что приводит к проблемам в работе и пуске двигателя.

Второй вывод — датчик абсолютного давления измеряет давление в коллекторе! Если на последнем графике абсолютное давление составляет 28 кПа, то это и есть давление 28 кПа, но никак ни разрежение и, уж тем более, не вакуум, как часто можно встретить это описание в интернете. Это давление!

Ну теперь плавно перейдём к третьему и самому главному выводу. Для чего нужен датчик абсолютного давления и от чего зависят его показания.

Датчик на впускном коллекторе: виды и особенности

Среди существующих разновидностей датчиков давления на авто можно выделить устройства, которые отличаются:
• по типу выходного сигнала;
• по совместимости с типом двигателя (атмосферный и турбо мотор).

Как и многие другие датчики, ДАД бывают аналоговыми и цифровыми.
1. В случае с аналоговым устройством, сигнал аналогового типа формируется от тензорезисторов, далее передается на ЭБУ и обрабатывается. Такие датчики почти не встречаются на авто по причине того, что для работы с аналоговым устройством необходим особый блок управления.
2. Цифровой ДАД получил широкое распространение. Основное отличие от аналогового решения – в конструкцию датчика интегрирована схема, которая самостоятельно преобразует аналоговый сигнал в цифровой, после чего готовый сигнал передается на ЭБУ. При этом датчики такого типа совместимы с подавляющим большинством ЭБУ автомобилей.

Также обособленным вариантом считаются датчики T-MAP. Такой датчик является комбинированным решением, когда датчик давления и температуры (терморезистор) объединены в одном устройстве.

Датчик данного типа измеряет не только давление, но и температуру воздуха, что позволяет производить более точные замеры и влиять на работу систем автомобиля (например, управлять интеркулером на турбомоторах). Еще добавим, что датчики давления в авто могут стоять не только на двигателе, но и в других системах (например, пневмоподвеска).

Преимущества и недостатки датчика абсолютного давления и температуры воздуха

График зависимости расхода воздушного потока от напряжения

Для начала давайте определимся, какими преимуществами обладают датчики абсолютного давления и температуры воздуха перед традиционными расходомерами. Эти преимущества и недостатки позволят вам определить, что лучше ставить на свое авто и есть ли в этом смысл.

Итак, начнем с достоинств:

Первое достоинство — это стоимость датчиков. К примеру, для автомобилей ВАЗ стоимость расходомера ДМРВ составляет около трех тысяч рублей. В то время как ДАД и ДТВ можно будет приобрести в сумме примерно за 1600 рублей.
Ресурс эксплуатации. В работе датчиков массового расхода воздуха часто происходят проблемы — устройство выходит из строя по причине забитости грязью, также может износиться чувствительный элемент регулятора. Если механизм забьется, то в принципе, его можно будет прочистить, но если проблема будет заключаться именно в чувствительном компоненте, то поменять его вряд ли удастся. В любом случае, ресурс эксплуатации расходомеров всегда ограниченный

Если же брать во внимание регуляторы температуры и абсолютного давления, то они, как правило, устанавливаются на весь срок эксплуатации транспортного средства.
Установка двух регуляторов вместо одного расходомера, как показывает практика, позволяет обеспечить ровных холостой ход на распредвалах с так называемой «злой» фазой, от 290 гр и выше.
Отличная отзывчивость педали газа при нажатии. Автовладельцы, которые уже перешли с ДМРВ на регуляторы, отмечают, что такая система работает более быстро, без «тормозов».
Более оптимальная работа силового агрегата после замены. Правильно установленная система достаточно быстро рассчитывает необходимый объем воздушного потока, соответственно, это приведет к тому, что коленчатый вал двигателя будет намного быстрее раскручиваться

В итоге силовой агрегат будет выдавать более высокую мощность.
Многие автовладельцы после установки ДАТ и ДТВ вместо расходомера отмечают, что на холостых оборотах силовой агрегат функционирует гораздо тише. Однако, не стоит воспринимать это достоинство как обязательное, поскольку оно зависит от эффективности работы двигателя, а также его конструктивных особенностей.
Установка такой системы возможна на турбированные двигатели.

Правильно установленная система достаточно быстро рассчитывает необходимый объем воздушного потока, соответственно, это приведет к тому, что коленчатый вал двигателя будет намного быстрее раскручиваться. В итоге силовой агрегат будет выдавать более высокую мощность.
Многие автовладельцы после установки ДАТ и ДТВ вместо расходомера отмечают, что на холостых оборотах силовой агрегат функционирует гораздо тише. Однако, не стоит воспринимать это достоинство как обязательное, поскольку оно зависит от эффективности работы двигателя, а также его конструктивных особенностей.
Установка такой системы возможна на турбированные двигатели.

Скриншот настройки блока управления при перепрошивке

Это основные достоинства перехода с расходомеров на ДАТ и ДТВ.

Несмотря на все преимущества, такие системы обладают и определенными недостатками:

  1. В автомобилях с заводской прошивкой не получится прикрутить такую систему. Для ее реализации понадобится специальная спортивная прошивка.
  2. Монтаж такой системы — дело достаточно сложное, справиться с ним сможет далеко не каждый автолюбитель. Если вы относитесь к категории автовладельцев, которые могут только залить в расширительный бачок омывающую жидкость или поменять масло в двигателе, то лучше не беритесь за эту задачу. Если вы допустите ошибки (а без знаний вы их наверняка допустите), это приедет к ухудшению работоспособности двигателя. Вы не сможете ощутить на себе все преимущества установки ДАТ и ДТВ, плюс ко всему — выбросите на ветер деньги на реализацию этой схемы.
  3. Еще один момент, почему не стоит браться за это занятие без специалистов — это необходимость разбираться в прошивке. Причем не просто посмотреть основные параметры или узнать версию, но и работать с прошивкой, изменяя значения и подстраивая систему под свои нужды. По крайней мере, для выполнения этой задачи вам потребуется квалифицированный специалист.
  4. Такие системы фактически не соответствуют современным нормам токсичности. С большой натяжкой по нормам токсичности их можно отнести к категории Евро 3 (автор видео — канал Lty D).

Модельный ряд датчиков абсолютного давления

Тип датчика Рабочий диапазон давлений Виды измеряемого давления Тепература среды Особенности
APZ 1120 от 0…0,4 до 0…600 бар избыточное абсолютное вакуумметрич. -40…+125°С Высокоточный датчик давления с малым энергопотреблением. Exia – опция.
APZ 3240 от 0…0,04 до 0…10 бар избыточное абсолютное -40…+125°С Цифровой датчик давления для агрессивных сред. Основная погрешность 0,20% ДИ (для корпуса из стали).
APZ 3240k от 0…0,04 до 0…10 бар избыточное абсолютное -40…+125°С Датчик давления агрессивных сред для судостроения. Основная погрешность 0,20% ДИ (для корпуса из стали).
APZ 3410 от 0…0,6 до 0…600 бар избыточное абсолютное вакуумметрич. -25…+135°С Датчик давления для агрессивных сред. Exia – опция.
APZ 3410k от 0…0,6 до 0…600 бар избыточное абсолютное вакуумметрич. -25…+135°С Датчик давления агрессивных сред для судостроения. Exia – опция.
APZ 3420 от 0…0,04 до 0…600 бар избыточное абсолютное вакуумметрич. -40…+125°С Общепромышленный датчик давления. Exia – опция
APZ 3420k от 0…0,04 до 0…600 бар избыточное абсолютное вакуумметрич. -40…+125°С Датчик давления для судостроения. Exia – опция
APZ 3420m от 0…0,1 до 0…600 бар избыточное абсолютное -40…+125°С; опционально -20…+125/150°С, -40…+150°С, 0…+300°С Датчик давления с разделителем сред. Exia – опция
APZ 3420s от 0…0,1 до 0…40 бар избыточное абсолютное -40…+125°С; опционально -20…+125/150°С, -40…+150°С, 0…+300°С Датчик давления с разделителем сред. Exia – опция
APZ 3421 от 0…0,04 до 0…600 бар избыточное абсолютное вакуумметрич. -40…+125°С Высокоточный датчик давления. Exia – опция.
DMP 331 от 0…0,04 до 0…40 бар; -1…0 абсолютное избыточное разрежение -40…+125°С Датчик давления общего назначения
DMP 331i от 0…0,04 до 0…40 бар; разряжение -1…10 абсолютное избыточное разрежение -40…+125°С Высокоточный промышленный датчик давления малогабаритный
DMP 331K от 0…0,1 до 0…600 бар абсолютное избыточное разрежение -40…+125°С Высокоточный датчик давления, опция — полевой корпус
DMP 331P от 0…0,1 до 0…600 бар абсолютное избыточное разрежение -25…+300°С Универсальный датчик с разными пищевыми присоединениями
DMP 333 от 0…60 до 0…600 бар абсолютное избыточное -40…+125°С Для процессов под высоким давлением. Ex-исполнение опционально
DMP 333i от 0…60 до 0…600 бар абсолютное избыточное -40…+125°С Датчик давления малогабаритный для процессов под высоким давлением
DMK 331 от 0…0,04 до 0…600 бар; разряжение -1…0 абсолютное избыточное разрежение -25…+135°С Датчик с керамическим сенсором для агрессивных сред
DMK 456 от 0…0,04 до 0…20 бар абсолютное избыточное -25…+125°С Для судов и морских платформ. Ex-исполнение опционально
DMK 458 от 0…0,04 до 0…20 бар абсолютное избыточное -40…+125°С Для морских условий работы. Ex-исполнение опционально
DS 6 от 0…2 до 0…400 бар абсолютное избыточное разрежение -25…+85°С Программируемый датчик – реле давления для жидких и газообразных сред
DS 200 от 0…0,04 до 0…600 бар абсолютное избыточное разрежение -40…+125°С Многофункциональный датчик давления, сочетает функции индикатора давления, программируемого реле-сигнализатора и точного измерительного манометра. Опция — Ex-исполнение
DS 201 от 0…0,04 до 0…600 бар абсолютное избыточное разрежение -25…+125°С Многофункциональный датчик давления, сочетает функции индикатора давления, программируемого реле-сигнализатора и точного измерительного манометра. Опция — Ex-исполнение
DS 200P от 0…0,1 до 0…40 бар абсолютное избыточное разрежение -25…+300°С Датчик — реле давления. Опция — Ex-исполнение
DS 200M от 0,1 до 600 бар абсолютное избыточное -25…+85°С Цифровой манометр со штуцерным механическим присоединением
X|ACT i от 0…0,4 до 0…40 бар абсолютное избыточное разрежение -40…+125°С Датчик давления с высокой точностью для жидких и газообразных рабочих сред, нагретых до 300°C
HMP 331 от 0…0,4 до 0…600 бар абсолютное избыточное разрежение -40…+125°С Высокоточный гигиенический датчик давления с открытой мембраной. Взрывозащита: 0ExiaIICT4/1ExdIICT5. Опционально до 300°C.
DMD 331-A-S-GX/AX от 0,01 до 400 бар абсолютное избыточное -40…+100°С Датчик давления для химически агрессивных сред
TPS20 от 0-0,2 кгс/см2 до 0-350 кгс/см2 смешанное манометрическое абсолютное -10…+70oC Датчик (преобразователь) давления для пара, газа, жидкости, текучих сред
TPS30 -0,1…66 МПа манометрическое абсолютное -40…+125oC Датчик (преобразователь) давления для газа, жидкости, текучих сред
PSS -101,3…1000 кПа абсолютное избыточное 0…+50oC Датчик давления для воздуха, газа
MPM/MDM от -1 бар до 1600 бар абсолютное избыточное -40…+150oC Пьезорезистивные аналоговые датчики давления

Датчик атмосферного давления и температуры BMP-180

Здравствуйте. Год назад приобрел на ебэй датчики BMP 180, способные измерять и выводить данные о температуре, атмосферном давлении и о высоте расположения объекта с датчиком над уровнем моря. Год назад они стоили порядка 65 рублей, сейчас 06.09.2015г стоят в соответствии с данными на скриншоте 1.

Сперва купил два, но один, почему-то скоропостижно откинул клеммы, боясь потерять и второй, купил еще три. Пока все работают нормально. Датчики разработаны специалистами фирмы Bosh. Напряжение питания датчиков находится в пределах 3,3… 3,5 вольт. Вообще, исходя из пределов напряжения питания, для согласования данных датчиков с микроконтроллерами, напряжение питания которых равно пяти вольтам, необходимы специальные схемы согласования, так называемые преобразователи уровня.

Но это намного усложняет схему всего устройства, поэтому пришлось подвергнуть этих малюток жестким испытаниям применительно к повышенному напряжению питания. Схема включения датчиков согласно документации показана на рисунке 1.

В принципе, было испытано несколько вариантов питания датчиков, и для их реализации я исходил из следующего: Напряжение переключения триггеров Шмитта, стоящих на входе микроконтроллера равно примерно половине напряжения питания, т.е. 2,5 вольта. А напряжение логической единицы на выходе датчика, при его напряжении питания 3,3 вольта, в любом случае будет больше 2,5 В. Этот вариант был опробован, все прекрасно работало. Следующей идеей, пришедшей в голову, бала идея попробовать питать датчик напряжением логической единицы с одного из выводов микроконтроллера, сконфигурированного на выход, через резистор 100 Ом и фильтрующим конденсатором на 0,01.

Все датчики работали нормально, хотя напряжение питания через резистор было близко к пяти вольтам. И наконец, я просто подключил их к питанию микроконтроллера. Кстати один из датчиков сдох до моих экспериментов. По всей вероятности его смерть была спровоцирована моей пайкой контактной гребенки с последующей мойкой. Вообще подробную информацию о датчиках можно без проблем скачать из Сети, что я и советую, правда, все самое интересное там изложено на английском языке. Общение датчика с друзьями по схеме осуществляется по I2C протоколу. Информация о контролируемых параметрах датчик выдает в виде чисел, значение которых для нормального человека, как сейчас выражается молодежь: «Ни о чем». Для преобразования этой информации в привычные для нас величины в каждом датчике, в его флешь памяти, записаны конкретные именно для его одиннадцать поправочных коэффициентов и куча математических формул, вычислять которые должен микроконтроллер. Но для начала эти числовые значения (находятся в двух регистрах по восемь бит) коэффициентов надо считать из памяти датчика.

Таблица адресов поправочных коэффициентов датчика BMP 180,

Каждому регистру значения присвоен адрес в памяти датчика. Адреса расположения коэффициентов показаны в таблице 4 в соответствии с документацией. В крайнем левом столбце находятся названия коэффициентов, в среднем — адреса старших регистров коэффициентов. В правом – адреса младших регистров. Алгоритм программы общения с датчиком и все необходимые формулы для расчета величин контролируемых параметров вы также найдете в документации. Нет необходимости дублировать информацию. В данной статье я хотел бы привести для начинающих пример программы считывания корректирующих коэффициентов. В программе используется косвенная адресация при обращении к используемым регистрам, так что не забывайте об этом и скорректируйте программу, если адреса для ваших регистров будут изменены. Программа написана применительно к микроконтроллеру PIC16F628A. Файл «Barometr+T.asm» не является проектом среды разработки MPLAB IDE. Это просто часть рабочей программы для домашнего барометра-термометра, о котором расскажу попозже. Помимо программы считывания коэффициентов в файле находятся макросы и элементы программы реализации протокола I2C.

Для упрощения чтения и понимания программы, выполнение инструкций программы сопровождается соответствующими комментариями.

Как почистить ДАД

Во время работы устройство постепенно зарастает грязью, снижающей чувствительность диафрагмы. Из-за этого могут наблюдаться симптомы, указывающие на неисправность ДАД. Чтобы очистить его от загрязнений, необходимо произвести демонтаж.

В зависимости от того, какой модели автомобиль, расположение датчика меняется. Если двигатель турбированный, то таковых может быть два, один из которых будет находиться на турбине, а второй на впускном коллекторе. Для крепления в любом случае будут использоваться болты — один или два в зависимости от конструкции.

Чтобы прочистить датчик, следует запастить карбклинерами или аналогичными чистящими средствами

Сначала приводится в порядок корпус, а затем осторожно очищаются и контакты

Наибольшее внимание уделяется уплотнительному кольцу и диафрагме. С ними требуется быть осторожным, главное — не допустить повреждений

Достаточно вбрызнуть некоторое количество чистящего состава, а затем вылить его с удаленными загрязнениями.

Очистка позволяет вернуть чувствительность сенсорам, и если проблема была только в загрязнении, диагностика покажет, что датчик в полном порядке, а двигатель будет работать в стандартном режиме. Если манипуляции не помогли, следует приобрести новый прибор на замену.

Краткая история

Школа автодиагностики Алексея Пахомова начала работу в 2011 году. Основным направлением деятельности было выбрано производство обучающих видеокурсов. Самый первый курс «Диагностика бензиновых двигателей» имел такой значительный успех, что было решено продолжить работу в этом направлении. В результате был разработан широкий портфель видеокурсов, посвященных автодиагностике.

Сегодня школа вышла на качественно новый уровень. На платформе дистанционного обучения «Прометей» создана целая система по подготовке специалистов автосервиса в области диагностики двигателей и электронных систем автомобиля. Выпускниками, не теряющими связь со школой, стали более 2300 специалистов из разных городов России, ближнего и дальнего зарубежья. Статьи, которые будут размещаться в журнале «АБС-авто», по существу, являются переформатированными для печати видеоматериалами, подготовленными специа­листами школы для известного профессионального российского журнала.

В своих обучающих курсах я почти не касался одного измерительного датчика, применяемого в мотортестерах. Речь идет о датчике давления/разрежения, имеющего предел примерно ± 1 Bar. В разных мотортестерах этот датчик имеет различные названия, но давайте в нашем разговоре будем называть его просто «датчик разрежения», потому что чаще всего измерять с его помощью приходится именно разрежение, т.е. давление ниже атмосферного.

Технические характеристики BMP280

К основным техническим характеристикам можно отнести следующие:

  • Напряжение питания: 1.71V – 3.6V;
  • Интерфейс обмена данными: I2C или SPI;
  • Ток потребления в рабочем режиме: 2.7uA при частоте опроса 1 Гц;
  • Диапазон измерения атмосферного давления: 300hPa – 1100hPa (±0.12hPa), что эквивалентно диапазону от -500 до 9000 м над уровнем моря;
  • Диапазон измерения температуры: -40°С … +85°С (±0.01°С);
  • Максимальная частота работы интерфейса I2C: 3.4MHz;
  • Максимальная частота работы интерфейса SPI: 10 МГц;
  • Размер модуля: 21 х 18 мм;

Советы по выбору и применению

При выборе датчика для своих потребностей нужно учитывать такие факторы:

  • Наличие воздействий на оборудование извне (электромагнитные поля, вибрации, агрессивная среда).
  • Диапазон измеряемой величины.
  • Температурные показатели измеряемого воздуха и окружающей среды.
  • Точность требуемых замеров.
  • Целесообразный тип выходного сигнала.
  • Влажность помещения, где будет установлен прибор.

Также, необходимо учесть вид измеряемого давления, его разброс, класс защиты прибора и материал корпуса.

Варианты подключения к Arduino

Подключение датчика BMP180 к Ардуино. Для подключения понадобятся сам датчик BMP180, плата Ардуино UNO, соединительные провода. Схема подключения показана на рисунке ниже.

Землю с Ардуино нужно соединить с землей на датчике, напряжение – на 3,3 В, SDA – к пину А4, SCL – к А5. Контакты А4 и А5 выбираются с учетом их поддержки интерфейса I2C. Сам датчик работает от напряжения 3,3 В, а Ардуино – от 5 В, поэтому на модуле с датчиком установлен стабилизатор напряжения.

Подключение BMP 280 к Ардуино. Распиновка и вид сверху платы изображены на рисунке.

Сам модуль датчика давления выглядит следующим образом:

Для соединения с Ардуино нужно подключить выходы следующим образом: соединить землю с Ардуино и на датчике, VCC – на 3,3В, SCL / SCK – к аналоговому контакту А5, SDA / SDI – к А4.

Подключение датчика BME280. Расположение контактов и распиновка у датчика BME280 такая же, как у BMP280.

Так как датчик может работать по I2C и SPI, подключение можно реализовать двумя методами.

При подключении по I2C нужно соединить контакты SDA и SCL.

При подключении по SPI нужно соединить SCL с модуля и SCK (13й контакт на Ардуино), SDO с модуля к 12 выводу Ардуино, SDA – к 11 контакту, CSB (CS) – к любому цифровому пину, в данном случае к 10 контакту на Ардуино. В обоих случаях напряжение подключается к 3,3В на Ардуино.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector