Графитовая смазка и ее применение

Какая лучше

Основа множества силиконовых жидкостей для резиновых уплотнений авто лежит в смешивании полиметилсиликсановой жидкости и пропеллентов и дополнением соединений полимеров различного типа. Особую разницу между этими жидкостями ощутить сложно. Все они показывают отменные результаты по водоотталкивающим и смазывающим свойствам.

Основные отличия таких жидкостей заключаются в наличии или отсутствии характерного запаха, удобстве при обработке резиновых уплотнений и нанесении на другие поверхности. Рабочие температуры варьируются также незначительно. Отличительные диапазоны: от -30 до 200 °C и от -50 до +250 °C. Растворители, содержащиеся в полиметилсиликсановой жидкости, выветриваются быстро, из-за чего эти вещества очень быстро высыхают.

Обзор смазочных материалов

Далее, приведу перечень некоторых продуктов различных компаний изготовителей. Возможно, это поможет вам определиться при выборе той или иной силиконовой жидкости для резиновых уплотнений авто.

Баллончик с аэрозолем StepUp

StepUp

Известная американская компания, производящая автокосметику. Обладает хорошими водоотталкивающими свойствами и защитой от износа резиновых уплотнителей в дверях, стеклах, багажнике и крышек капота. Доступные рабочие температуры: от -50 до +200 °C. Баллончики с аэрозолем дополняются удобной тонкой трубкой.

Разновидности силиконовой смазки Элтранс

Элтранс

Производится отечественной компанией «Элтранс-Н». Аэрозоли Элтранс пригодны для защиты пластиковых резиновых деталей и уплотнителей практически в любых температурных условиях. При нанесении на поверхность образовывает тонкий слой блестящего покрытия, улучшающего внешний вид деталей. Отличается тем, что в состав вещества добавляется ароматическая отдушка, которая избавляет жидкость от характерного запаха. Баллончик не оборудован специальной тонкой трубкой.

Смазка-аэрозоль фирмы BBF

BBF

Силиконовая продукт российского производства. Вещество защищает поверхности от коррозии и термических воздействий. Обладает отличными водоотталкивающими свойствами. При нанесении на поверхности деталей, покрывает их блестящей плёнкой, придавая резиновым и пластмассовым изделиям былую окраску. Баллончик укомплектован очень удобным распылителем в виде длинного носика. Это позволяет доставлять смазку в самые дальние и неудобные места авто.

Два баллончика со спреем ХОРС

ХОРС

Продукт российского производства. Очень хорошо защищает резиновые и пластмассовые детали от морозов и влаги. Полируя поверхности, они приобретают глянцевый блеск. Также хорош тем, что наносимый слой очень прочный и практически не смывается водой как горячей, так и холодной. Из недостатков, стоит отметить отсутствие трубки или носика на аэрозолях и наличие характерного запаха.

LiquiMoly

Продукты Silicon-Fett и Silicon-Spray от примечательной немецкой фирмы. Силиконовые жидкости LiquiMoly, как и вся продукция данной компании, отличается высоким качеством. Густые гель-смазки выпускаются в тубах и очень хороши при покрытии дверных петель, люков и штанг. Спреи имеют большие проникающие свойства, что надёжно защищает поверхности резиновых, металлических и пластмассовых изделий. Баллончик не оснащён трубкой-носиком. Также не обладает особо характерным запахом. Работает в значительном диапазоне температур -40 до +200 °C.

Тюбик со смазкой МС-спорт

МС-спорт

Продукт фирмы ВМПАВТО производится в Санкт-Петербурге. Благодаря фторопласту вещество является хорошим изолятором и антифрикционным полимером. Наносить гель МС-спорт достаточно непросто, но благодаря густому составу, силиконовый слой имеет очень большую прочность и долговечность. Работа с этим продуктом практически не сопровождается запахом. На нежелательных поверхностях не оставляет жирных отметок. Небольшой недостаток в том, что труднодоступные места обрабатывать сложно.

Баллончик смазки Molykote от Dow Corning

Molykote

Dow Corning 200/1000 – аэрозоли бельгийского производства. Как и предыдущие смеси обладает хорошими водоотталкивающими свойствами, прекрасно защищает от высоких и низких температур. Очень легко наносится на поверхности. В этом плане выступает лидером по прочности и стойкости слоя среди аэрозольных форм жидкости. Водой не смывается, хорошо снижает трение с устранением скрипов в механизмах замков и т. д.

Производители

На рынке присутствует несколько основных производителей данной продукции, которая все еще пользуется определенной популярностью у автолюбителей:

Продукция компании отличается отличными температурными качествами (минимальный порог температуры ограничен 20 градусами ниже 0, максимальный 70 градусами выше 0). Стоимость порядка 700 рублей.

Разработка графитовой смазки потребовалось в связи со стремительным развитием в области машиностроения, что в свою очередь повлекло необходимость улучшения эксплуатационных характеристик смазки и усовершенствование ее состава.

Характеристики смазки зависят от нескольких компонентов, в частности они напрямую зависят от базового масла, которое используется при изготовлении смазки, типа и характеристик загустителя, который добавляется в ее состав даже в незначительном их объеме, а также от твердых наполнителей и присадок.

Стоит отметить, что пластичные смазки с добавлением графита имеют несколько основных преимуществ, которые выгодно выделяют их среди традиционных смазок:

  1. Одним из таких преимуществ являются отменные антифрикционные свойства;
  2. Несущая способность значительно повышена, что позволяет обеспечить ровный слой и хорошее сцепление с поверхностью;
  3. Ход движущих механизмов более плавный, графитовая смазка хорошо ложится даже на неровной поверхности и незначительно выравнивает ее;
  4. Притирка металлических деталей также улучшена, что позволяет облегчить шлифовку и затирку смазки при необходимости;
  5. Теплопроводимость улучшена и отличается своими высокими показателями;
  6. Графитные смазки пластичного типа имеют хорошую электропроводимость.

Свойства смазки

Следует учитывать тот момент, что свойства графитовой смазки стандартизированы. За счет этого исключается вероятность применения низкокачественного продукта. Графитная смазка имеет следующие характеристики:

На территории стран СНГ учитываются нормы, установленные в ГОСТ 3333-80.
Наиболее важным параметром можно назвать температурный интервал применения. В большинстве случаев температурный диапазон составляет -20 до 60 градусов Цельсия. также есть высокотемпературная смазка, которая получается при добавлении специальных компонентов.
Как и многие другие смазывающие вещества, рассматриваемое характеризуется плотностью

В зависимости от температуры эксплуатации показатель варьируется в пределе от 1,4 до 1,73 г/см 3 .
Рассматривая солидол и другие свойства следует уделить внимание тому, что в состав часто добавляется вода. В этом случае ее концентрация не должна превышать 3%.
Важные технические характеристики заключаются в пределах прочности на сдвиг и скорость деформации при определенной температуре эксплуатации.

Стоит учитывать, что высокая температура не становится причиной воспламенения подобного вещества. Исследования указывают на то, что вспышка происходит при достижении показателя 210 градусов Цельсия. Смазка графитная УССА также производится в соответствии с установленными стандартами в ГОСТ.

Одним из наиболее важных параметров является показатель теплопроводности. Это можно связать сразу с несколькими моментами:

  1. Смазывающее вещество часто применяется также для охлаждения поверхности.
  2. При повышении значение проводимости существенно снижается степень износа поверхности.

Некоторые токопроводящие варианты исполнения также получили весьма широкое распространение в самых различных сферах применения. Примером служит смазка медно-графитовая ditch witch 10 кг, которая может использоваться для снижения степени износа металлический и другой поверхности в суровых эксплуатационных условиях. Температура плавления в большинстве случаев доходит максимальных показателей, поэтому вероятность возгорания существенно снижается.

Основные свойства вещества прежде всего связаны с применением графита в качестве основной примеси. Его свойства следующие:

  1. Не проводит тепло.
  2. Не разрушается под воздействием тепла.
  3. Не подвержено воздействию статической энергии.
  4. На разрушается при воздействии влаги.

Приведенная выше информация определяет основные свойства вещества. Они следующие:

  1. Химическая стойкость. Это свойство связано с тем, что при нанесении графитовой смазки она не оказывает воздействие на рабочую поверхность.
  2. После нанесения графитовой смазки обеспечивается защита поверхности от воздействия влаги.
  3. Большинство вариантов исполнения характеризуется высокой коллоидной стабильностью.
  4. Взрывобезопасно.
  5. Термическая стойкость.
  6. Повышенная степень износостойкости.
  7. При применении существенно снижается количество заеданий.
  8. Не подвержено влиянию масла.
  9. Графит хорошо прилегает к любым поверхностям. За счет этого существенно расширяется область применения.
  10. Средство характеризуется повышенными адгезионными и антифрикционными свойствами.

При работе со смазывающим веществом следует соблюдать определенные правила и рекомендации. Примером можно назвать приведенную ниже информацию:

  1. Вещество взрывобезопасно, воспламенение происходит при показателе 210 градусов Цельсия.
  2. Если смазка была разлита по поверхности, то ее следует собрать и поместить в отдельную емкость. Не рекомендуется добавлять в емкость, которая использовалась ранее, так как некоторые загрязняющие вещества могут существенно снизить эксплуатационные характеристики.
  3. При возникновении очага возгорания могут применяться основные средства пожаротушения. Примером можно назвать химическую пены, а также другие наиболее распространенные порошковые составы.

Большая часть товара может храниться на протяжении не более 5 лет. После этого основные эксплуатационные характеристики могут существенно снизиться, и графитовую смазку нельзя будет использовать.

Графит как наполнитель

Графит успешно используется в качестве составной части пластичных смазок, загущенных мылами кальция, лития или натрия. Обладая слоистой кристаллографической решёткой, он является прекрасным антифрикционным наполнителем, который в значительной степени улучшает смазывающие свойства продукта, износостойкость смазки и механические показатели.

Смазка графитная обладает большим преимуществом – стойкостью. Когда защитная масляная плёнка перестаёт работать и рвётся, твёрдые частицы графита предохраняют поверхность узла от граничного трения, тем самым увеличивая ресурс детали и уменьшая количество заеданий механизма.

Графитовые смазки выгодно сочетают в себе повышенную термостойкость, химическую нейтральность, хорошие адгезионные и антифрикционные свойства. Кроме того, например, цена на литиевую смазку с добавлением графита не так высока, хотя эффективность смазывания повышается в разы.

Хранить смазку рекомендуется в закрытых тарах, избегая прямого воздействия солнечных лучей.

ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

3.1. Смазку принимают партиями. Партией считают любое количество смазки, однородной по своим показателям качества, оформленное одним документом о качестве.

3.2. Объем выборок — по ГОСТ 2517.

3.3. При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному показателю по нему проводят повторные испытания пробы от той же выборки. Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию. (Измененная редакция, Изм. N 2).

3.4. Показатели «Пенетрация» и «Коллоидная стабильность» определяются только при поставке смазки на экспорт.

Свойства графитовой смазки

Сам по себе графит хорошо проводит тепло, электричество, не разрушается под воздействием влаги, не подвержен воздействию статического электричества, а также термически устойчив (может выдерживать высокую температуру). Все эти свойства, хоть и в меньшей мере имеет и соответствующий смазочный материал.

Чем хороша графитовая смазка? К ее преимуществам относят:

  • химическая стойкость (при нанесении смазки на рабочие поверхности, ее элементы не вступают с ней в химическую реакцию);
  • термическая стойкость (не испаряется до температуры +150°С, так как концентрация летучих веществ в ее составе минимальна, при высокой температуре не теряет своих эксплуатационных характеристик);
  • защищает рабочие поверхности от воздействия влаги;
  • обладает повышенной коллоидной стабильностью;
  • взрывобезопасна;
  • обладает отличными смазочными свойствами;
  • повышает износостойкость, механические показатели и срок эксплуатации механизма, где используется;
  • минимизирует количество заеданий;
  • не подвержена влиянию масла, то есть, остается на поверхности даже при его наличии;
  • графитовая смазка отлично прилипает к любым поверхностям;
  • устойчива к статическому электричеству;
  • имеет высокие адгезионные и антифрикционные свойства.

Еще одним немаловажным преимуществом графитовой смазки является ее низкая цена при удовлетворительных эксплуатационных характеристиках. Хотя, справедливости ради, нужно отметить, что в настоящее время существует множество других, более совершенных смазочных материалов, которые хотя и дороже стоят, но обладают лучшими показателями.

Однако есть у графитовой смазки и недостатки. В частности, ее нельзя использовать в механизмах с высокой точностью работы, так как твердые примеси, имеющиеся в графите, будут способствовать повышенному износу деталей;

Велосипедные смазки: виды

Смазка для подшипников велосипеда бывает определённых типов:

  • Двухкомпонентная. Характеризуется точным нанесением. Попадает в труднодоступные места. Для большего эффекта после смазывания необходимо дождаться полного испарения.
  • Жидкая. Удобно комбинировать с маслёнкой. Всё лишнее можно убрать тряпочкой. Возможно наличие потёков и изменение густоты вещества (причиной является перепад температур).
  • Консистентные. Смазочный материал довольно густой. Долго служит и хорошо реагирует на колебания температур. Проблематично наносить и убирать лишнюю смазку. Собирает много пыли.

Консистентные смазочные материалы

Густые смазки довольно пластичны, продаются в банках и тюбиках. Подходит для деталей с медленным вращением. Используются для смазывания всех видов велосипедных подшипников и консервации цепи.

Типы консистентных смазок:

  • литиевые масла;
  • тех. вазелин;
  • графитовая смазка;
  • кальциевые масла.

Литиевые масла

Особенности и характеристики:

  • имеет красноватый или жёлтый оттенок;
  • содержит литий;
  • используется для улучшения скольжения или увеличения амплитуды допустимой температуры;
  • работает при температуре от -50 до +180°С.

Наиболее подходящими маслами (отечественного производителя) для велосипедов являются , «Циатим» и «Литол».

Смазка №158

Особенности и характеристики:

  • высокое агдезийное свойство;
  • работает в пределах температуры от -40 до +120°С;
  • голубоватый оттенок;
  • является хорошим загустителем;
  • идеальная очистка подшипников.

Технический вазелин

Особенности и характеристики:

  • возможно повреждение хромированного слоя подшипников;
  • плохая очистка самого вазелина (если сравнивать с медицинским);
  • долго держится и наносится на любые детали велосипеда;
  • отсутствует прозрачность цвет коричневый или желтоватый;
  • служит хорошей защитой от воздуха, ржавчины и воды.

Графитовый смазочный материал

Особенности и характеристики:

  • происходит загрязнение при столкновении с графитом;
  • главной составляющей является масло;
  • смазка «УСса» подходит для смазки резьбы или втулки;
  • способствует скольжению частей подшипника.

Кальциевые масла

особенности и характеристики:

  • хорошее «сцепление» с металлом;
  • работает в пределах температуры от -30 до +50°С;
  • делает металл желтоватым;
  • масла отечественного производства «Униал» и «Солидол» подойдут для частей велосипеда, контактирующих с водой;
  • не совместимы с втулками, оснащёнными механизмом торможения;
  • подойдут для всех типов металлов.

Жидкие масла

Продаётся в разных тарах: маленькие канистры, флаконы-маслёнки и бочёнки. Бывают различной степени густоты. Для обновления смазываемой части достаточно нескольких капель.

Во избежания повреждения резины покрышек нужно следить за отсутствием вытекающих излишек. Повторять процедуру смазывания нужно раз в две-три недели или после дождя (иди другого продолжительного/заметного контакта с водой).

Двухкомпонентные смазки

Ёмкости, в которых выпускается данная смазка, бывают двух видов: флаконы-маслёнки и аэрозоли. Масло в смазке более жидкое. Практически незаменима при работе с работе с деталями состоящими из нескольких частей. Велосипедный подшипник служит отличным примером такой детали.

Отлично защищает от воды, образуя маслянистую плёнку.

Силиконовый смазочный материал

Особенности и характеристики:

  • отказывает мощное сопротивление загрязнению;
  • удобный способ нанесения;
  • силикон не навредит резиновым частям велосипеда

Тефлоновая смазка

Особенности и характеристики:

  • хорошая сопротивляемость стиранию;
  • долго сохраняется в первоначальном виде;
  • отталкивает пыль;
  • идеально подходит для велосипедной цепи.

Восковая смазка

Особенности и характеристики:

  • для нового смазывания нужно очистить деталь от предыдущего слоя;
  • отсутствие необходимости частого смазывания;
  • плохо держится при увеличении давления;
  • образует относительно толстый слой.

Область применения

Область применения графитовой смазки очень широка. На производстве ею смазывают:

  • рессоры спецтехники;
  • тихоходные подшипники;
  • открытые и закрытые валы;
  • различные зубчатые передачи;
  • запорные арматуры;
  • подвески в крупногабаритных механизмах, спецтехнике;
  • опоры буровых установок.

Теперь вкратце перечислим узлы и механизмы автомобиля, которые можно смазывать этим составом (с учетом некоторых особенностей):

  • рулевые шарниры;
  • рулевая рейка (в частности, корпус рейки разбирается, и смазывается рабочая шестерня);
  • элементы рулевого механизма (исключение составляют те из них, где в качестве смазки используют трансмиссионные масла);
  • шаровые опоры;
  • противоскрипные шайбы в рессорах;
  • пыльники рулевых наконечников и тяг;
  • опорные подшипники;
  • подшипники поворотных кулаков (для профилактики смазку также набивают в защитный колпак);
  • троссовый привод стояночного тормоза;
  • автомобильные рессоры;
  • на заднеприводных автомобилях ее можно использовать для крестовин карданного вала.

Также графитовую смазку можно использовать в качестве профилактического средства. В частности, ею можно смазывать резьбовые соединения, обыкновенные и автомобильные замки летом и особенно зимой.

Многих автолюбителей также интересует вопрос о том, можно ли «графиткой» смазывать ШРУСы (шарниры равных угловых скоростей). Однозначного ответа в данном случае нет. Если речь идет о дешевой отечественной смазке, то не стоит рисковать, она может испортить внутренний механизм шарнира. Если же вы используете импортную дорогую смазку (например, Molykote BR2 plus, Molykote Longterm 2 plus, Castrol LMX и другие материалы, имеющие в своем составе графит), то можно попробовать. Однако помните, что существуют специальные смазки для ШРУСа.

Смазка ШРУС

Своевременная смазка ШРУСа снижает его износ и продлевает строк службы. Для каждого вида шарнира требуется свой вид смазки. Какой нужно мазать, а какие лучше, узнайте по отзывам и обзору характеристик. Подробнее

Не забывайте, что графитовая смазка предназначена для работы в тихоходных механизмах, и там, где не требуется большая точность работы.

Стоит отдельно остановиться на вопросе, можно ли смазывать графитовой смазкой клеммы аккумулятора. Да, ее состав проводит электрический ток, однако возникает риск их перегрева из-за того, что она обладает высоким удельным сопротивлением. Поэтому «графитку» использовать для смазки клемм можно, но нежелательно. Смазка будет предотвращать поверхность от коррозии. Поэтому для смазки клемм аккумулятора лучше использовать другие средства.

Чем смазать клеммы аккумулятора

Смазки для клемм АКБ могут быть от народных «дедовских» способов, как уберечь клеммы аккумулятора от окисления, до современных, с улучшающими электропроводность примесями. Подробнее

Чем отстирать графитовую смазку

Используя смазочный материал без осторожности запросто можно испачкать себе одежду. А удалить её будет уже не просто, ведь это не только жир, но и графит, который тяжело оттереть

Поэтому возникает очень интересный вопрос: чем можно отстирать или оттереть графитовую смазку. В интернете существует много различных споров и мнений на этот счет. Предлагаем вашему мнению несколько средств, которые должны помочь в этом (дело в том, что в каждом отдельном случае могут помочь разные средства, все зависит от степени загрязнения, типа ткани, продолжительности загрязнения, дополнительных примесей и так далее). Итак, вам помогут:

Антипятин

  • бензин (лучше 98-й, или чистый авиационный керосин);
  • очиститель от смазок (например, «Антипятин»);
  • «Сарма гель» для посуды;
  • бесконтактный шампунь для мойки автомобиля (аэрозоль побрызгать на загрязнения, после чего попытаться аккуратно оттереть);
  • горячий мыльный раствор (если загрязнение не сильное, то можно замочить одежду на некоторое время в растворе из хозяйственного мыла, а потом оттереть вручную);
  • «Ваниш» (аналогично, нужно предварительно замочить одежду, и дать ей постоять несколько часов, стирать можно вручную или в стиральной машинке).

Некоторые автовладельцы рекомендуют стирать одежду в стиральной машине при максимальной температуре. Помните, что для некоторых видов тканей это неприемлемо! Они могут потерять структуру, и одежду невозможно будет восстановить. Поэтому читайте, что указано на соответствующем ярлыке на одежде, в частности, при какой температуре изделие можно стирать.

Силиконовая смазка для уплотнителей

Распылить на уплотнитель двери

Здесь все очень просто, если Вы узнали из прогноза погоды, что в ближайшее время ожидается достаточно низкая температура, например, градусов -17, то чтобы попасть в машину на следующий день без “танцев перед дверью” с теплой водой, Вам необходимо обработать силиконовой смазкой резиновые уплотнители Ваших дверей, а также багажника. Достаточно один раз пройтись распылителем по резинке и растереть ее тряпкой, проблем быть не должно. Ну в крайнем случае придется обработать еще раз более тщательно.

Кроме этого рекомендуется обработать этой же смазкой замки дверей и багажника аналогично от замерзания. Если у Вашего автомобиля дверные ручки, как на фото, то желательно обработать и места, где движущаяся часть соприкасается с неподвижной частью, поскольку, если, например, прошел мокрый снег, а под ночь стало морозно, то вероятнее всего ручки также примерзнут и после открытия будут поскрипывать или оставаться в положении “открыть”, пока их принудительно не толкнешь обратно.

Убираем скрип деталей в салоне

Рано или поздно в каждом автомобиле появляются скрипы или иначе сверчки. Они могут появиться даже у нового, недавно купленного, автомобиля. Причиной этому является перепад температур, естественно пластик при высокой температуре расширяется, при низкой сужается, от чего он находиться как бы не на родном месте, в появившиеся отверстия попадает пыль и вот мы уже слышим первый скрип пластмассы. Разбирать для этого  пол салона нет необходимости, достаточно купить силиконовую смазку спрей со специальным наконечником (см. фото), она позволит более точно и глубоко обрабатывать щели и трудно доступные места Вашего салона.

Силиконовый спрей с длинной насадкой

А также очень часто начинают скрипеть крепления сидений, как задних, так и передних.

Что касается коррозии, то тут можно сказать, что силиконовая смазка не является специализированным средством защиты от ржавчины, но роль замедления начала коррозии выполнит. Если ржавчина уже появилась – обрабатывать силиконом бесполезно, ржавчина пойдет дальше. А вот при новом сколе или только что отколотой краски поможет. Для этого необходимо хорошо протереть сухой тряпкой обрабатываемую поверхность и нанести силиконовую смазку.

Силиконовая смазка для окон автомобиля

Ну и напоследок расскажем о применении силиконовой смазки для окон автомобиля. Часто владельцы автомобилей с доводчиком окон сталкиваются с проблемой, что окно в автоматическом режиме поднимается до определенной точки останавливается и не идет дальше. Чаще всего это срабатывает режим “анти прищемления”. А почему он срабатывает? Потому что стекло поднимается с усилием, которого не должно быть. Причина в том, что со временем салазки автомобильных окон засоряются и становятся не такими гладкими, в следствие чего трение стекла о салазки возрастает и не дает подняться стеклу в автоматическом режиме.

Для исправления данной проблемы необходимо по возможности зачистить салазки и обильно распылить в них силиконовую смазку, опять же насадка, приведенная на фото выше, поможет смазать труднодоступные места салазок, поэтому Вам даже не придется разбирать дверь.

Графитная смазка в автомобиле

Шприцевание рулевых шарниров графитовой смазкой

Что можно смазывать графитной смазкой у авто? Вот наиболее распространённые варианты её применения:

В автомобилях графитка используется для смазывания рулевых механизмов, шаровых опор и защиты электрических соединений от коррозии.

  • смазка рулевых шарниров, рулевых механизмов (кроме тех, в которых используются трансмиссионные масла – у последних выше противозадирные свойства);
  • смазка шаровых опор;
  • защита электрических соединений от коррозии;
  • смазка противоскрипных шайб в рессорах.

Читать также: Профилегиб из швеллера своими руками

Также можно смазывать графитной смазкой суппорта, вернее, их направляющие. Для предотвращения «прикипания» тормозных барабанов и дисков к фланцам ступиц идеально подойдёт меднографитная аэрозольная смазка – только нужно избегать её попадания на рабочие поверхности или сразу смывать обезжиривающим составом.

Аэрозольная графитовая смазка

Нанесение смазки на резьбу во время сборки после ремонта значительно облегчит откручивание болтов и гаек при последующих ремонтах.

Кроме того, нанесение смазки на резьбу во время сборки после ремонта значительно облегчит откручивание болтов и гаек при последующих ремонтах. Некоторых автолюбителей интересует, можно ли смазывать подшипники графитной смазкой. Вообще, пока «графитку» при изготовлении закрытых подшипников не используют – видимо, в настоящий момент применение графита в смазывании высокоточных деталей ограничено, но утверждать, что так будет и дальше, нельзя – разработки новых смазочных материалов не прекращаются. Но пока в этом случае на вопрос, что лучше: – литол или графитная смазка, можно ответить, что использовать литол более предпочтительно.

Обработка выхлопной трубы графитовой смазкой

Автомобилисты использовали «графитку» даже для защиты деталей выхлопной системы во времена всеобщего дефицита. Наносили смазку на новый глушитель, на котором после выгорания солидола образовывалась прочная защитная корка, не боящаяся воды и устойчивая к появлению глубоких царапин от веток, мелких камней и песка.

Медно-графитовая смазка

Как было указано выше, улучшенным вариантом классической графитовой является медно-графитовая смазка. Из названия ясно что, в ее состав добавлен порошок меди, который значительно улучшает эксплуатационные свойства. К особенностям состава медно-графитовой смазки относят:

Медно-графитовая смазка

  • способность работать при высоких температурах (в данном случае четких диапазон указать невозможно, так как на рынке представлены разные составы с разными свойствами, некоторые из них способны работать при температуре около +1000°С и выше, подробности читайте в описании средства);
  • способность выдерживать высокие механические нагрузки (аналогично предыдущему пункту);
  • повышенный уровень адгезии и липкости;
  • полное исключение коррозионных образований на защищаемых поверхностях;
  • устойчивость к воздействию масла и влаги;
  • в состав смазки не входят свинец, никель и сера.

Таким образом, медно-графитовая смазка отлично защищает рабочие поверхности даже в экстремальных условиях эксплуатации. Зачастую этим средством обрабатывают резьбовые соединения перед тем, как соединить их. Это дает возможность в дальнейшем без проблем открутить соединение.

Популярные производители

Напоследок вкратце остановимся на некоторых отечественных производителях, выпускающих графитовую смазку. Сразу стоит сказать, что их изделия во многом похожи между собой, поэтому большой разницы, смазочное средство какой торговой марки вы купите, — не имеет большого значения. Отечественная графитовая смазка отвечает ГОСТ 3333-80, поэтому все товары будут приблизительно одинаковы.

По старым советским стандартам графитовая смазка имела обозначение «УСсА».

Итак, на постсоветском пространстве изготовлением графитовой смазки занимаются:

  • ООО «Коллоидно-графитовые препараты». Это предприятие изготавливает графитовые смазки для производств. Выполняет поставки оптом.
  • Oil Right. По состоянию на осень 2020 года тюбик массой 100 граммов стоит 30 рублей. Каталожный номер товара — 6047.
  • ТПК «РадиоТехПайка». Баночка объемом 25 грамм стоит 26 рублей, тюбик массой 100 грамм — 65 рублей, а баночка массой 800 грамм — 260 рублей.

Что касается зарубежных производителей, то их изделия имеют более совершенный состав. Как правило, кроме графита в состав средств входят современные присадки и элементы, которые повышают их эксплуатационные средства. В данном случае их описание не имеет смысла, во-первых, потому что выбор необходимо делать на основе стоящей перед потребителем цели, а во-вторых, количество смазок и производителей просто огромно!

Вместо заключения

Графитовая смазка — дешевое и эффективное средство для защиты рабочих поверхностей от коррозии, увеличения эксплуатационных характеристик рабочих пар, а также увеличения их рабочего ресурса. Однако при ее использовании помните, что смазку нельзя использовать в высокоскоростных механизмах и там, где от рабочих поверхностей требуется высокая точность. Поэтому используйте ее в упомянутых выше узлах, и при условии своей низкой цены она сослужит вам хорошую службу в защите деталей вашего автомобиля.

Плюсы применения смазки в автомобиле по сравнению с маслом

Из обихода современного водителя пропали пресс-масленки, а вместе с ними гаражи и кладовые освободились от разномастных баночек со смазками. Но, как и раньше, смазывание пар трения при заводской сборке и ремонте автомобиля продлевает жизнь узлам и механизмам.

Учитывая, что в наши дни эксплуатируется около 8 млн подержанных машин, их владельцы должны знать, что такое смазки для автомобиля и как их правильно использовать.

Количество пар трения, которые обрабатывают смазками, в транспортных средствах намного больше, чем узлов, нуждающихся в масляном покрытии. За счет задержки в зоне пары трения густая смазка будет сохраняться дольше, а значит, и расход ее гораздо меньше по сравнению с маслом.

Этот продукт имеет и другие преимущества перед маслами, такие как слабая зависимость от окружающих температур; способность сохранять смазочные свойства при попадании воды; экологичность (смазки не остаются в виде пятен на дорогах, не становятся причиной прочих загрязнений.)

Как и любая жидкость, смазочное масло непрерывно меняет свою форму под действием внешних сил. Поэтому при слабой герметизации узла оно обязательно вытечет наружу. Другое дело смазка для автомобилей. За счет жесткости структурного каркаса при малых напряжениях касания она имеет свойства твердых тел. Но на критической отметке действия внешних сил (максимум прочности на сдвиг) структура пластичной смазки разрушается и появляется текучесть, как у жидкости. Как только прекращается движение, вновь восстанавливается каркас, который превращает вещество в твердое тело. Подобные субстанции причисляют к аномальным жидкостям.

В процессе получения смазки для автомобиля в масляную дисперсионную среду вводят загуститель, образующий тот самый каркас.

Дисперсионной основой в этом случае служат смазочные нефтяные масла со слабой и средней вязкостью. Так, на изготовление солидола идут индустриальные виды масел, включая машинное СУ. При производстве продукта «Литол-24» применяют смесь шпиндельного масла АУ (маловязкой «веретенки») и индустриального И-50. Роль загустителя играет мыло (соли жирных кислот). Его массовая доля составляет 10–20 %.

Для профилактики процесса окисления, а также улучшения стабильности состава и вязкостно-температурных свойств моторных смазок в них добавляются присадки. Последние могут быть основаны на том же масле, что и смазка для автомобиля. К примеру, низкотемпературные свойства повышают при помощи невязких масел в паре с жидким загустителем или депрессатором.

Еще, кроме присадок, в смазочные смеси вводят твердый наполнитель. Он отличается от загустителя отсутствием способности создать каркас и, в свою очередь, повышает антифрикционность смазки. Как правило, это чешуйчатый графит либо сульфид молибдена (IV).

Вода может входить в состав смазки для автомобиля или играть роль примеси. Во многих смазочных составах на основе алюминия, лития, свинца и т. п. наличие воды запрещено. Тем временем в Ca-Na смесях (к примеру, УТВ) она является структурообразующей, и если снизить концентрацию Н2O, то смазка распадется. Массовая часть воды в подобных смесях составляет 0,5–5 %, а ее присутствие не ухудшает их антикоррозионных свойств.

Загустительная основа графитной смазки

Графитовая смазка на основе солидола

Наиболее распространена графитная смазка в её обычном исполнении – густая консистентная мазь серого цвета. Но сейчас она выпускается и в виде аэрозоля, что делает более удобным её нанесение тонким слоем. В продаже есть также и меднографитная смазка-спрей, с добавлением медной пудры – об использовании её в автомобиле скажем чуть позже. В зависимости от области применения графитной смазки, в настоящее время можно выбрать подходящую по составу – главное различие видов таких смазок заключается в веществе, играющем роль загустителя масла, который может быть:

  1. Углеводородным.
  2. Органическим.
  3. Неорганическим.
  4. Мыльным.

Изготовление графитной смазки своими руками в настоящее время имеет смысл только в плане удовлетворения любопытства – имеющиеся в продаже смазочные материалы недороги, а добиться чистоты и тонкого помола графита можно лишь, изрядно потрудившись. Впрочем, для приготовления «графитки» для бытовых нужд достаточно тщательно перемешать графитный порошок с любой консистентной смазкой – от литола до ШРУСа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector