Начало эксплуатации нового аккумулятора для авто

Содержание:

Правила зарядки необслуживаемого аккумулятора

Если с циклом заряда обслуживаемого АКБ всё понятно, то остаются ещё необслуживаемые батареи, также требующие периодического внимания.

После присоединения клемм ЗУ к клеммам АКБ включить устройство и выставить силу току 2 А. Каждые 15 минут нужно подходить и прислушиваться к состоянию электролита в корпусе батареи. При малейших признаках закипания – снижать зарядный ток, но не отключать ЗУ полностью.

Если необслуживаемый аккумулятор закипит, то это может привести к его разрыву. Многие мастера в таком случае говорят, что АКБ «стрельнул». Не надо слишком усердствовать с силой тока зарядного устройства. Для аккумуляторных батарей такого типа достаточно 4 часов заряда. Существенно упрощает процесс индикатор, установленный на корпусе многих АКБ.

Как заряжать новый аккумулятор автомобиля

Для зарядки можно использовать любое зарядное устройство, которое подходит для вашего аккумулятора. Режим зарядки может быть с постоянным напряжением или током. О процессе зарядки АКБ вы можете подробно прочитать в статье «Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством».

Зарядное устройство для аккумулятора

Новый аккумулятор разряжен немного

В случае если новый аккумулятор «сел» не сильно (до напряжения 12 вольт), то можно его просто подзарядить. Для этого поставьте АКБ на зарядку с постоянным напряжением. На большинстве зарядных устройств подобный режим называется «автомат». В этом режиме напряжение на выводы аккумулятора подаётся постоянное (15─16 вольт), а ток по мере зарядки уменьшается. Когда он падает до 200 мА (примерный ток саморазряда), зарядка останавливается. Такой режим удобен тем, что все происходит в автоматическом режиме, и вам не нужно следить за процессом. После зарядки новая аккумуляторная батарея готова к эксплуатации.

Новый аккумулятор сильно разряжен

Если новый аккумулятор разряжен сильно (напряжение 11─12 вольт), то лучше выбрать вариант зарядки с постоянным током. Хотя в этом случае, ещё следует подумать, а стоит ли покупать АКБ с таким сильным разрядом. Ведь если он хранился в таком состоянии, то его состояние оставляет желать лучшего. Но если по каким-то причинам у вас всё же оказался сильно разряженный новый аккумулятор, то заряжайте его следующим образом. Установите ток 0,1С (С номинальная ёмкость аккумуляторной батареи) и заряжайте АКБ до напряжения на выводах до 14,4 вольта. Затем ток снижаете до 0,05С и так заряжаете до напряжения 15 вольт. После этого ток снижаете ещё в два раза. Далее контролируете напряжение каждый час. Если оно не меняется, а электролит активно «кипит», процесс зарядки завершён. Если сильно кипит аккумулятор, идёт гидролиз воды, выделение водорода и понижение уровня электролита. Поэтому в таком состоянии АКБ лучше долго не держать.

Контрольно─тренировочный цикл

Новый автомобильный аккумулятор после покупки можно «потренировать». То есть, провести пару циклом заряд-разряд. В этом случае новый аккумулятор как бы «разработается» и наберёт свою номинальную ёмкость. Но это полезно не для всех АКБ.

Подробнее о контрольно─тренировочном цикле читайте по указанной ссылке. Для проведения КТЦ можно использовать многофункциональные зарядные устройства с возможностью разрядки. Если такого не имеется, то для зарядки аккумулятора используйте обычное ЗУ, а разряжайте АКБ при помощи обычных автомобильных лампочек на 12 вольт.

Кстати, при проведении контрольно─тренировочного цикла вы можете узнать реальную ёмкость своей батареи. Для этого нужно мультиметром или амперметром измерить ток разряда (на продвинутых ЗУ его можно выставить вручную), а затем измерить время разрядки до напряжения 10,8 вольта. Перемножив ток на время, вы получите реальную ёмкость своего нового автомобильного аккумулятора в ампер-часах.

Рекомендуем также прочитать материал о том, как проводить самостоятельное обслуживание автомобильных аккумуляторов.

В каких случаях нужно заряжать новый автомобильный аккумулятор после покупки

Если с момента производства АКБ и её заряда прошло достаточно времени, то с учётом саморазряда батарея может потерять часть ёмкости.

Если на автомобиль установить не полностью заряженную аккумуляторную батарею, которая еще не подвергалась большим нагрузкам во время запуска двигателя, могут произойти следующие неисправности:

запуск двигателя вследствие пониженного напряжения будет длительным, что может вызвать оплавление «свежих» пластин АКБ;

клеммы могут сильно нагреться, что приведет к потере герметичности в местах их входа в корпус АКБ, в дальнейшем это может вызвать образование на клеммах следов химических реакций с парами электролита;

при сильно разряженной АКБ запуск двигателя невозможен.

Поэтому после покупки нового автомобильного аккумулятора желательно проконтролировать его параметры и определить нужно ли его заряжать.

Контроль напряжения

Производится при помощи мультиметра, установленного на предел измерения постоянного напряжения 20 Вольт. Если показания будут в пределах от 12,4 до 12,8 Вольт, аккумуляторную батарею перед установкой на автомобиль подзаряжать нет необходимости.

При показаниях мультиметра менее 12,2 Вольта, аккумулятор следует подзарядить. Подзарядка осуществляется заводским зарядным устройством в течение 2 – 3 часов током, соответствующим 0,1 от номинала емкости. Так, АКБ емкостью 60 ампер*часов дозаряжают током 6 Ампер (лучше взять немного меньше – 4-5 Ампер).

Во время заряда следует открутить крышки на обслуживаемом АКБ. Заряд аккумулятора необходимо производить в нежилом помещении.

AGM и гелевые аккумуляторы дозаряжать надо обязательно. Их процесс заряда имеет отличный от обычных АКБ алгоритм. Он состоит из 3-х этапов: основной, дополнительный и дозаряд. Последний этап в предпродажной подготовке может отсутствовать, в любом, случае, лучше его сделать самостоятельно. Он производится зарядным устройством, установленным на ток заряда 1 — 2 Ампера, в течение 5 – 10 часов.

Измерение плотности электролита

Возможно только на обслуживаемом АКБ. Нормальной считается плотность около 1,27 г/см3. Измерение плотности производится ареометром. Плотность нового необслуживаемого аккумулятора можно оценить косвенным методом по показаниям напряжения на его клеммах.

Плотность электролита (г/см3 при +20°С)

Степень заряда АКБ, %

Напряжение, В (без нагрузки)

Напряжение, В (с нагрузкой

100 Ампер)

Температура замерзания электролита

(°С)

1,11

11,7

8,4

-7

1,12

6

11,76

8,5

-8

1,13

12

11,8

8,7

-9

1,14

19

11,9

8,8

-11

1,15

25

11,95

9

-13

1,16

31

12

9,14

-14

1,17

37,5

12,06

9,3

-16

1,18

44

12,12

9,46

-18

1,19

50

12,18

9,6

-24

1,2

56

12,24

9,74

-27

1,21

62,5

12,3

9,9

-32

1,22

69

12,36

10,06

-37

1,23

75

12,42

10,2

-42

1,24

81

12,48

10,34

-46

1,25

87,5

12,54

10,5

-50

1,26

94

12,6

10,66

-55

1,27

100

12,66

10,8

-60

Показания штатного гидрометра

Гидрометр представляет так называемый «глазок» на верхнем основании АКБ. Если он находится в зеленой зоне под нагрузкой, то новый аккумулятор перед установкой на автомобиль заряжать не нужно. Если он индицирует другим цветом, дозарядка обязательна.

Правильная эксплуатация и уход за новым АКБ

Чтобы аккумулятор эксплуатировался правильно, необходимо соблюдать несколько основных правил:

  • Никогда не разряжать аккумуляторную батарею ниже 30-ти процентной ёмкости. Также, как зарядку смартфона не советуют опускать ниже 20 %. Сейчас продаются удобные и недорогие бортовые приборы, которые отображают заряд АКБ. Установить их можно и самостоятельно.
  • Периодически проверять затянутость клемм. Слабый контакт приводит к сгоранию клемм бортовой электропроводки, соответственно, аккумуляторный «плюс» и «минус» могут пострадать. Проверенный метод: перед затяжкой клемм, их надо смазать небольшим количеством солидола или циатима.
  • Раз в 2-3 недели удалять с корпуса и клемм АКБ скопившуюся грязь и мусор. Для правильной и надёжной работы, аккумулятор должен быть постоянно чистым.
  • Во время «прикуривания» других автомобилей использовать качественные провода соответствующего сечения и надежные «крокодилы». Плохой контакт или тонкое сечение провода – основная причина отгоревшей клеммы АКБ во время запуска двигателя.
  • При неработающем двигателе нельзя надолго включать фары или магнитолу – это основные причины быстрого разряда батареи.
  • Каждые 1-1,5 месяца откручивать пластиковые крышки банок и проверять уровень электролита. При необходимости – доливать.
  • Механический удар – причина трещин и сколов корпуса аккумуляторной батареи. При снятии и переноске следует быть максимально аккуратным.

После снятия с автомобиля, аккумулятор должен стоять только в сухом и тёплом месте, другие условия могут привести к началу его саморазряда.

Как определить степень заряда аккумулятора

Автомобильные аккумуляторы при полном заряде должны показывать напряжение не менее 12,6 В. При работающем движке показатель варьируется от 13,7 до 14,7 вольт. Если под рукой нет мультиметра для определения напряжения, можно произвести проверку с помощью включённых фар. Тусклый свет сигнализирует о недостаточном уровне, которого не хватит на то, чтобы ехать.

Если огни загораются при включении двигателя, это означает, что генератор вырабатывает некоторый ток, но может не давать достаточно энергии на холостом ходу, чтобы держать аккумулятор должным образом заряженным. При нормальной зарядке свет фар должен быть равномерно ярким.

Кроме этого, можно измерить степень зарядки по:

  • плотности электролита;
  • встроенному гидрометрическому индикатору;
  • напряжению на выводах аккумулятора без нагрузки.

Как измерить ток заряда аккумулятора мультиметром

Диагностика автомобильного аккумулятора очень проста, но для этого понадобится прибор, называемый мультиметром. Он быстро покажет, разряжена батарея или нет. Но лучше потратить немного больше на цифровое устройство, чтобы не допустить неправильной интерпретации показаний.

На первый взгляд, мультиметр выглядит как инструмент, который необходим только инженерам-электрикам. Но для опытного профессионала или любителя он является незаменимым домашним инвентарём.

В отличие от проверки напряжения переменного тока, которая просто сообщает, что в проводке присутствует электрический ток, мультиметр позволяет точно измерить напряжение и ток для многих типов электрических цепей. Это позволяет пользователю определить ёмкость проводки или убедиться, что ток проходит по цепи ожидаемым ‒ безопасным ‒ способом.

Использовать устройство необходимо при выключенном автомобиле. Используя цифровой инструмент, установите диск на постоянное напряжение. Затем поднесите чёрный провод мультиметра к отрицательной клемме аккумулятора, а красный провод к положительной клемме. Держите каждую из них крепко, пока мультиметр не покажет напряжение.

Показатель в пределах 12,45 В или выше указывает на то, что батарея в хорошем состоянии. Поэтому причину неполадки необходимо искать в другом. При уровне заряда около 75 % аккумулятор ещё сможет запустить стартер, но такой показатель уже является сигналом к дозарядке. Если мультиметр демонстрирует меньший показатель, аккумулятор нуждается в срочной перезарядке или замене (в зависимости от срока его эксплуатации).

Как подготовить новый аккумулятор к дальнейшей эксплуатации

Прежде, чем начинать эксплуатировать любой новый автомобильный аккумулятор, его очень желательно немного подготовить. В первую очередь, это, конечно же, касается зарядки в случае, если вам попался полу разряженный образец. Но, кроме этого, есть еще несколько полезных мероприятий.

  1. Во-первых, если вы купили традиционный аккумулятор с жидким электролитом, то нужно обязательно не полениться, и проверить его уровень во всех отсеках. Если вдруг электролит не покрывает токоведущие свинцовые пластины полностью хотя бы на 5-6 миллиметров, то в аккумулятор нужно долить дистиллированную воду. Не кислоту! Не готовый электролит! Не воду из-под крана! Только дистиллированную воду, купленную в проверенном магазине (часто под видом дистиллированной продают обычную воду).
  2. Во-вторых, новый аккумулятор необходимо очистить от пыли и грязи, которой, как правило, полно на его корпусе. Для этих целей отлично подойдет раствор кухонной соды в воде. Воду, кстати, тоже лучше взять дистиллированную, дабы не на корпусе АКБ не остались токопроводящие солевые потеки. После очистки с содой корпус нужно протереть влажной тряпочкой, а затем тщательнейшим образом вытереть насухо.
  3. В-третьих, новую АКБ необходимо надежно закрепить на штатном месте. Даже если аккумулятор гелевый, который не боится ни тряски, ни вибрации, обязательно надо фиксировать. В противном случае может быстро повредиться его корпус, а также вы постоянно будете сталкиваться с плохим контактом и испорченными силовыми проводами на клеммах.

Ну и, наконец, если хотите долго не обслуживать новый аккумулятор, обработайте его клеммы специальным составом, защищающим металл от коррозии и солевого налета. Подойдет даже знаменитая «вэдэшка», хотя ее хватит ненадолго. Солидол, литол и другие подобные смазки, которыми пользовались наши деды, использовать в 21 веке – несерьезно.

Осталось только правильно зарядить новый аккумулятор, и в путь дорогу, как говорится.

Ускоренная зарядка

Польза от «прикуривания» машины будет, если прочие устройства цепи зажигания работают безотказно. Когда техника разрядилась, имеет смысл просить соседа по стоянке оказать услугу. Прибегать к аварийному способу запуска современного автомобиля, посредством другого авто, нужно в самых крайних случаях, потому что CAN системы чувствительны к скачкам напряжения.

Перепады тока в электрической цепи автотранспортного средства приводят к ошибкам в памяти контроллера и прочим сбоям в автоэлектрике. Несмотря на технологические модернизации систем зажигания, пользоваться указанным методом следует в исключительном случае. Лучшее решение не попадать в подобные ситуации – поддерживать исправное техническое состояние аккумуляторной батареи.

Нужно ли заряжать новый необслуживаемый аккумулятор

С новыми аккумуляторами, которые позиционируются, как необслуживаемые, ситуация зачастую усложняется. Потребитель думает, что, раз АКБ необслуживаемая, то и заряжать ее не надо по умолчанию. Причем, не только после покупки, но и во время всей дальнейшей эксплуатации. К сожалению, это весьма печальное заблуждение.

Необслуживаемыми называются те автомобильные аккумуляторы, в которых нет жидкого электролита. Это значит, что в процессе их эксплуатации пользователю не надо следить за уровнем и плотностью этого самого электролита. Что же касается уровня заряженности, то здесь абсолютно все то же самое, что и в случае с традиционными АКБ. То есть, их нужно по мере необходимости заряжать, в том числе, если приобретенный новый аккумулятор оказался заряженным меньше, чем до 75%.

Так что, если вы покупаете новую АКБ, изготовленную по технологии GEL или AGM, и на которой написано «необслуживаемая», то это вовсе не значит, что она совсем не нуждается в обслуживании. Зарядка – это тоже своего рода обслуживание. Соответственно, не такие уж и не необслуживаемые AGM и GEL АКБ.

На что обратить внимание перед покупкой

Прежде чем выяснять, как правильно начать эксплуатацию АКБ, нужно разобраться, как ее правильно выбрать

Итак, прежде чем покупать батарею, обращаем внимание на следующее:

Дату выпуска. Если батарее больше года, то от покупки лучше отказаться.

Внешний вид

Внимательно осматриваем батарею, обращая внимание на дно. Если АКБ «втихаря» эксплуатировалась, то дно у нее наверняка имеет следы потертостей – результат «тягания» туда-сюда

Да и клеммы выдадут жулика.

Выходное напряжение. Измеряем хотя бы без нагрузки, но желательно и нагрузочной вилкой (кроме сухозаряженного – там нечего измерять).

Как его проверить

Ну, с внешним видом и датой изготовления все понятно. Если батарея слегка «потрепана» или старше 6 месяцев (для гибридных батарей) или года (для кальциевых), то от покупки лучше отказаться.

Если все в порядке, идем дальше. Берем мультиметр и измеряем напряжение на клеммах. Если АКБ полностью заряжена, мы получим значение 12.6-12.9 В. Если мультиметр покажет значение 12.2-12.5 В, то, в принципе, аккумулятор в норме, просто его нужно перед установкой в автомобиль подзарядить стационарным зарядным устройством. Если напряжение ниже 12.2 В, то это признак того, что АКБ сильно разряжена. И если она долго находилась в таком состоянии, то наверняка началась сульфатация пластин, что чаще всего неизлечимо. В любом случае понадобится полный цикл зарядки.

Такая АКБ требует полного цикла зарядки

Если в нашем распоряжении есть нагрузочная вилка, то вообще здорово. С ее помощью проверка будет намного достовернее. Здесь мультиметр нам не нужен. Измеряем при помощи нагрузочной вилки напряжение на клеммах сначала без нагрузки. Если оно укладывается в диапазон 12.2-12.9 В, то производим измерение под нагрузкой. Упало не ниже 9 В? Нормально. Ниже? Батарея по каким-то причинам не держит нагрузку и, скорее всего, будет приносить одни лишь неприятности, но, возможно, полный цикл зарядки поможет.

Батарея никуда не годится – полная зарядка Еще один весьма действенный метод проверки – измерение плотности электролита. Правда, годится он только для обслуживаемых аккумуляторных батарей, имеющих заливочные отверстия. Берем однопоплавковый ареометр постоянной массы. Многопоплавковые «хлопушки» использовать очень нежелательно – они не имеют необходимой точности.

Ареометр постоянной массы

Измеряем плотность электролита в каждой ячейке. У полностью заряженного аккумулятора она будет иметь значение 1.27 г/см3 (для районов с умеренным климатом и температурами -20…+30). Если прибор покажет плотность в диапазоне 1.26-1.22 г/см3, то АКБ нужно подзарядить. Если ниже, то потребуется полная зарядка.

Мнение эксперта

Алексей Бартош

Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.

Задать вопрос

Все вышесказанное справедливо и для проверки сухозаряженной АКБ. Единственное, перед тестированием в нее нужно залить электролит с плотностью, соответствующей вашему климатическому поясу (для районов с умеренным климатом и температурами -20…+30). После этого подождите 2 часа, необходимые для пропитки пластин, и можно проводить измерения.

Как правильно подзаряжать?

Так мы плавно подошли к вопросу — как правильно зарядить новый аккумулятор? Рекомендации касательно осуществления этой задачи могут отличаться, здесь многое зависит от того, насколько разряжен девайс.

Новая батарея разряжена немного

Если показатель разряда у приобретаемого аккумулятора очень низкий, его надо подзарядить. Чтобы сделать это, девайс ставится на зарядку, в данном случае предварительно надо установить постоянное напряжение.

На современных ЗУ такая опция именуется как «автомат» — изначально на прибор подается напряжение 15-16 вольт, затем этот показатель уменьшается с учетом . Данный режим считается наиболее оптимальным, поскольку с его помощью ЗУ все делает автоматически, без вмешательства автовладельца. Когда процедура завершится, батарею можно будет использовать. Но перед тем, как заряжать устройство, из него нужно будет выкрутить все пробки, а сама процедура должна осуществляться в проветриваемой комнате, а лучше — в гараже (автор видео — канал Svetlograd1).

Новый АКБ практически полностью разряжен

В том случае, если разряд сильный, до 11 вольт, то наиболее оптимальным вариантом будет способ с постоянным током. Но все же лучше отказаться от покупки таких батарей, поскольку их состояние оставляет желать лучшего.

Заряжать новый аккумулятор с высоким разрядом следует так:

  1. Сначала ток надо поставить на 0.1 С. Так прибор нужно заряжать до того момента, пока уровень напряжения на его контактах не составит 14.4 вольта.
  2. Далее, ток уменьшается до 0.05 С — ждите, пока уровень заряда не составит 15 вольт.
  3. Далее, процедура повторяется аналогичным образом, только параметр тока следует снизить еще на 50%. Так контролируйте напряжение ежечасно. В том случае, если вы увидели, что происходят изменения, а жидкость в банках конструкции, которые также необходимо открутить перед началом процесса, кипит, это говорит о том, что процедура успешно завершена. При кипении электролита в банках происходит гидролиз воды — сам уровень электролита снижается, а из конструкции начинает выделяться водород.

Преимуществом такого способа является равномерная, а главное — полная зарядка прибора. Недостаток заключается в том, что необходимо контролировать напряжение и следить за тем, как ведет себя электролит.

Контрольно-тренировочный цикл

Если вы хотите, чтобы покупаемый вами прибор проработал долго, то перед эксплуатацией можно произвести контрольно-тренировочный цикл, в частности, речь идет о режиме заряд-разряд. Эта процедура даст возможность «потренироваться» устройству, благодаря ей оно сможет набрать оптимальную емкость. Но нужно учитывать, что контрольно-тренировочный цикл полезен не для всех аккумуляторов. В частности, речь идет о кальциевых батареях — они не только не нуждаются в проведении такого цикла, но и не должны сильно разряжаться, поэтому в разряженном состоянии их лучше не покупать. Для реализации КТЦ вам потребуется многофункциональное ЗУ, которое сможет разрядить батарею.

КТЦ производится таким образом:

  1. Сначала нужно проверить плотность жидкости, после чего прибор полностью заряжается.
  2. Затем, используя ЗУ, батарею нужно разрядить — эта процедура проводится на протяжении десяти часов, для ее реализации на ЗУ нужно выставить ток, составляющий 9% от общей емкости прибора. Нужно дождаться, пока уровень напряжения не снизится до 10.3 вольт.
  3. Когда разряд завершен, девайс нужно сразу же ставить на зарядку. Учитывайте, что ток заряда должен быть не более 10% от емкости прибора. По мнению опытных специалистов, такая процедура должна осуществляться на протяжении 10 часов, после чего ток нужно снизить на половину и заряжать прибор еще 12 часов.

Как заряжать необслуживаемую АКБ

Подавляющее большинство современных аккумуляторов для авто выполнено необслуживаемыми и на них нет возможности проверить уровень и плотность электролита. Процесс сильно не отличается от той же процедуры с другими типами батарей. Заряжаются как постоянным током, так и постоянным напряжением, использовать лучше программируемое зарядное, это облегчит Вам задачу.

Однако при использовании зарядных устройств с ручным управлением, очень важно рассчитать время. Для начала потребуется узнать степень разряженности

У полностью заряженного аккумулятора показатель напряжения на клеммах равен 12.7 Вольт. 11.7 В и ниже говорит о том, что АКБ полностью посажена.

Для нормального заряда достаточно 10 % (или 1/10) от емкости аккумулятора. Берем наш пример аккумулятора на 70 А•ч. Снимаем показания вольтметром и получаем значение на клеммах 12.2 В, оно говорит о том, что батарея посаженная на 50 %. То есть нам необходимо восполнить 35 А недостающего тока. Делим 35 на ток заряда (7 А) получаем 5 часов. Это и есть требуемое время для полного заряда батареи в приведенном примере.

Главное не забывайте, что любому типу аккумуляторов перезаряд наносит вред. И если вместо 5 часов из примера выше, оставить аккумулятор на зарядке 10 часов, то в таком случае уровень напряжение выше не станет и емкость не увеличится. А вот электролит прекрасно вскипит и станет испаряться. И в случае обслуживаемых потерю электролита можно восполнить простой доливкой, то в необслуживаемых это сделать невозможно. Такой тип аккумуляторов при кипении не взрывается, как считаю некоторые автолюбители, на нем предусмотрен предохранительно-спусковой клапан на такие случаи. Однако часть рабочей поверхности пластин непокрытая электролитом уменьшит рабочую емкость аккумулятора и снизит общий срок его службы. Производители не рекомендуют перезаряжать дольше чем на 30 минут.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector