Балансировка колес: как часто проводить и сколько стоит?

Как часто надо делать балансировку

Резкие удары по колесу, которые происходят при попадании в яму или в результате столкновения со встречными камнями могут смещать балансировочные грузики со своих мест. Как было сказано выше, зимой под давлением мойки могут отлетать и клеящиеся балансиры.

Агрессивная спортивная манера вождения, когда машина входит в повороты на большой скорости, резко ускоряется и оттормаживается также быстро изнашивает резину (а часто еще и неравномерно). При износе изначальная балансировка колес нарушается. Если вы не сбавляете скорость на спящих полицейских или регулярно наезжаете на колесные бордюры, то геометрия колес также будет нарушена, а значит — сбита балансировка.

Все вышеперечисленное — повод проверить колеса на хорошем шиномонтаже. По идее, не стоит постоянно гнаться за идеальной нулевой балансировкой, которую выполняют только на дорогостоящем стенде, если вы преимущественно передвигаетесь в городе. На таких небольших скоростях дисбаланс не разрушит ходовую автомобиля (кроме самых запущенных случаев). Но вот что касается скоростной езды по трассе, то тут последствия разрушающих сил дисбаланса проявляются в разы сильней.

Зачем нужно делать балансировку колес

Далеко не все владельцы автомобилей точно знают, зачем выполняется эта процедура. Смысл ее заключается в обеспечении безопасности и комфорта во время движения автомобиля, в увеличении срока службы деталей подвески и т. д.

Если колеса не балансировать, то со временем возникают ненужные центробежные силы, передающиеся сначала на подвеску, а затем на кузов. Эти силы разнонаправлены, что способствует повышению вибрации и чрезмерных нагрузок на все элементы автомобиля.

Причем, подвеска испытывает достаточно сильные удары. К примеру, разбалансировка колеса на 14 дюймов всего на 20 г при движении автомобиля со скоростью 100 км/ч приводит к нагрузкам на подвеску, эквивалентным 800 ударам в минуту кувалдой массой 3 кг. К сожалению, вряд ли кто из водителей когда-либо задумывался об этом факте.

Никто не обязывает водителей выполнять балансировку колес. Как часто делать эту операцию, каждый решает сам. Но, как говорится, скупой платит дважды, и своевременно не отбалансированные диски могут в дальнейшем привести к неприятным последствиям и куда более дорогому ремонту. В качестве примеров приведем некоторые последствия, которых можно избежать.

  1. Повышение износа шин, уменьшение срока их службы

Повышенная вибрация приводит к периодической пробуксовке в результате неравномерного сцепления шин с дорогой во время движения. Такая пробуксовка в свою очередь приводит к быстрому истиранию протекторов. В результате повышенного износа приходится намного чаще делать замену шин. Это отражается и на финансовых затратах.

Снижение безопасности вождения

Центробежные силы, возникающие в колесах, практически всегда в один момент времени направлены в разные стороны. Сложно представить себе поведение автомобиля, когда на ровной проезжей части одно из двух передних колес внезапно подпрыгивает вверх, а другое в это же время делает скачок вниз.

Нужно учитывать, что центробежные силы могут действовать в любом направлении в плоскости вращения колеса, а не только вверх или вниз. Причем, в процессе движения это направление меняется с каждым пройденным метром по причине упомянутых пробуксовок, которые на каждом колесе будут давать свой угол смещения. Иначе говоря, на всех четырех колесах в результате разбалансировки возникают центробежные силы, направленные в разные стороны, и это направление постоянно меняется на различный для каждого колеса угол.

Несложно догадаться, что подобные явления делают автомобиль трудноуправляемым. Потеря управляемости иногда будет давать непредсказуемый результат, а эффект пробуксовки значительно увеличит тормозной путь. В худшем случае это приведет к ДТП.

Опытные водители могут возразить, что их многолетняя езда без балансировки никак не влияет на безопасность движения. Здесь стоит говорить лишь о везении, когда за несколько лет водителю ни разу не довелось попасть в экстремальную ситуацию. Но от невезения никто не застрахован. Автомобиль в любом случае является источником повышенной опасности. И нет абсолютно никакого смысла делать эту опасность еще выше.

Повышение износа элементов подвески

Постоянно присутствующая вибрация негативно отражается и на несущих элементах подвески — они очень быстро изнашиваются. Одними из первых приходят в негодность подшипники ступицы, которые в некоторых случаях могут полностью разрушиться.

Передача вибрации на руль

Вибрация доставляет водителю неудобства при вождении, повышает его утомляемость.

Итак, перечисленные явления — более чем достаточный повод своевременно делать балансировку.

Назначение финишной балансировки колес

Грамотно выполненная балансировочная процедура способна не только обеспечить безопасную езду, но и сохранить жизни всех находящихся в автомобиле. Особенную значимость эта операция приобретает при эксплуатации машины в режиме повышенных скоростей. Стандартная балансировка часто не всегда удовлетворяет требованиям, предъявляемым к автомобилю при движении на больших скоростях. В этих случаях лишь финишная балансировка при условии качественного проведения способна гарантировать устойчивую езду по скоростной автостраде.

С биением рулевой колонки знаком практически каждый опытный автовладелец. Это явление может возникнуть даже при медленной езде, являясь признаком неправильно выполненной балансировки. Движение на более высоких скоростях может привести к опасному выносу автомобиля на обочину либо на встречную полосу. Последствия могут быть весьма серьезными. Качественную балансировку сегодня под силу выполнить любой сервисной мастерской. Но даже после этого в спортивном автомобиле может возникнуть биение руля, намного превышающее допустимое, как только скорость машины превысит 200 км/ч. Именно для таких ситуаций необходима финишная балансировка.

Почему же, как только скорость машины переходит через отметку 100 км/ч, возникает это биение?

Данный эффект создается колесными опорными элементами с нарушенным равновесием. На сегодняшний день даже самое совершенное оборудование для балансировки недостаточно хорошо справляется с проблемой биения руля, поскольку эта проблема заключена в опорных узлах подвески. Не особо внимательные автовладельцы зачастую игнорируют слабые вибрации, которые, тем не менее, негативно влияют на всю подвеску. В результате заметно сокращается срок службы подвески и быстрее требуется ее капитальный ремонт. Однако более важным в этом случае является значительное снижение безопасности движения на большой скорости.

Финишная балансировка выполняется после проведения базовой регулировки колесной базы. Основной задачей финишной операции служит полное выравнивание масс и окончательное устранение возникающего дисбаланса и его последствий.

Для выполнения финишной балансировки используется специальное оборудование. Машина ставится на стойки, снабженные чувствительными датчиками. Далее обследуемое колесо раскручивается до скорости 100-110 км/ч с использованием подкатного стенда. Во время вращения данные по вибрации считываются соответствующим датчиком на протяжении 10 секунд, а затем производится непосредственно финишная балансировка. Характер взаимодействия колеса с остальными узлами автомобиля дополнительно подстраивается, для чего на колесный диск навешиваются грузики. Таким образом, в процессе финишной корректировки устраняется дисбаланс не только непосредственно в колесах, но и в тормозных дисках, ступицах, полуосях и прочих вращающихся элементов в автомобильных системах. Максимальный вес одного грузика, используемого для финишной корректировки, составляет 25 г.

Существует другой способ финишной балансировки, заключающийся в использовании вместо обычных свинцовых грузов специальных гранул, размещаемых внутри шины. Эти гранулы во время езды свободно перекатываются по внутренней поверхности покрышки, тем самым устраняя дисбаланс благодаря более равномерному распределению масс.

Данный способ обладает объективным преимуществом перед использованием обычных грузиков. Гранулы необходимо засыпать лишь однажды, они всегда будут находиться внутри шины и никуда не денутся, в то время как свинцовые грузы довольно часто слетают с диска. Единственный недостаток такого метода финишной балансировки колес — цена. Она сравнительно высокая.

Используемое при финишной балансировке современное технологичное оборудование необходимо для создания объемной модели конкретного колеса, с помощью которой впоследствии можно провести детальный анализ.

Каждый автомобиль индивидуален с точки зрения технических характеристик, поэтому для финишной корректировки конкретной машины нужен свой подход. Уточняйте особенности финишной балансировки именно для вашей модели автомобиля. В некоторых случаях проведению данной операции помешает включенная система ABS, и иногда есть возможность эту систему отключить. При отсутствии такой возможности выполнить финишную обработку будет нельзя, поскольку пробуксовка сразу же будет обнаружена бортовым компьютером.

Виды балансировки

На сегодняшний день известно несколько видов. Существуют автоматический и полуавтоматический способ.  В обоих используются специальные свинцовые или цинковые грузы. Последний вариант относится к бюджетной категории и если вес рассчитывается автоматически, то место установки зависит от мастерства специалиста. Но этот способ не является самым точным.

Лазерная балансировка колес справедливо считается наиболее эффективной и безукоризненной. Расчеты по установке груза проводятся автоматически, а ее точность составляет до десятой доли миллиметра (грамма). Специальное программное обеспечение рассчитывает наиболее подходящее место для груза. Кроме этого возможен расчет оптимального размещения шины относительно диска, которое минимизирует массу грузов и их количество.

Для качественной балансировки необходимо провести контроль непосредственно на автомобиле. Это финишная регулировка, при которой полностью устраняется дисбаланс, а также корректируются элементы ходовой части.

Отдельный способ, о котором можно где-нигде услышать или прочитать – балансировка способом засыпки (заливки) внутрь шины различных веществ. Однако доказано, что его применение неэффективно. Впервые этот способ был опробован около 70 лет назад и на сегодняшний день он не применяется.

Важность балансировки на современных авто неоспорима. Она не только позволяет увеличить безопасность во время движения, но и сэкономить значительные средства

Однако к выбору специалиста, которому предстоит выполнить эту процедуру, необходимо подходить не менее взвешенно. Ведь от его опыта и уровня оборудования зависит качество регулировки.

Как проверить балансировку колёс

Проверять балансировку колёс удобно при смене сезона. Те, кто хранят сезонную резину, обычно сами её и меняют, поэтому им не составит труда проверить балансировку самостоятельно

Важно, чтобы колеса были чистыми. Для процедуры понадобится обычный мел

  • Покрутите колесо.
  • Дождитесь полной остановки колеса и чиркните мелком в любом месте. Например, в середине шины.
  • Повторяйте первые два пункта от пяти до десяти раз.
  • Проверьте, где расположены отметки. Если они находятся близко друг к другу, то требуется балансировка.
  • В противном случае с колесом всё хорошо и можно сэкономить на процедуре.

Чем грозит биение руля при неправильной балансировке

Биение руля при неправильной балансировке колес может привести к довольно печальным последствиям: — о хорошей управляемости и о безопасности езды можно забыть — рулевое управление постепенно разобьется — выйдут из строя амортизаторы — придется менять ступенчатые подшипники и другие детали подвески. Все это происходит в результате того, что по всему кузову разносится вибрация из-за дисбаланса колеса. Следует отметить, что биение руля может быть вызвано как плохой балансировкой, так и дефектами диска, покрышек (повреждение корда, грыжи и т.д). Но можно практически с абсолютной уверенностью сказать, что если биение руля идет на высоких скоростях, причина — дисбаланс переднего колеса, причем привод автомобиля тут совершенно не имеет значения. Разбалансировка задних колес, как правило, не отображается на руле.

Наиболее часто проблема биения руля проявляется после сезонной смены шин

Многие водители совершенно не обращают внимание на то, как и на каком оборудовании проводится процедура балансировки колес

А это очень важно. Например, результат балансировки может быть сведен к нулю уже через 200-300 км, если в шиномонтаже при проведении балансировки не вымыли хорошо колесо — грязь отвалится, и колесо снова окажется разбалансировано. Часто проблема биения руля возникает из-за того, что установлен не качественный грузик

В результате, при воздействии центробежной силы он просто оторвется и биение руля сразу себя проявит

Часто проблема биения руля возникает из-за того, что установлен не качественный грузик. В результате, при воздействии центробежной силы он просто оторвется и биение руля сразу себя проявит

Например, результат балансировки может быть сведен к нулю уже через 200-300 км, если в шиномонтаже при проведении балансировки не вымыли хорошо колесо — грязь отвалится, и колесо снова окажется разбалансировано . Часто проблема биения руля возникает из-за того, что установлен не качественный грузик . В результате, при воздействии центробежной силы он просто оторвется и биение руля сразу себя проявит.

При сборке колес, правильная, высокоточная балансировка — гарантия того, что вы будете избавлены от проблемы биения руля и его печальный последствий

Именно поэтому следует особое внимание уделять такой, казалось бы, простой процедуре, как балансировка колес. Она не является особо дорогой, и экономить на ней просто нецелесообразно, так как в результате некачественной, неправильной балансировки колес и, как ее следствия — биения руля, придется тратиться на дорогой ремонт

Правильная балансировка колес: как распознать?

На колесе должны быть установлены груза, как с внутренней, так и с внешней стороны. Если на фазе диска невозможно или не хочется их устанавливать, грузик устанавливается как можно ближе к внешней стороне (около спиц) с внутренней стороны. Возможна балансировка и одним грузом, но в силу ее сложности она используется редко. Навешиваемая масса ( грузики ) должны не превышать 60 грамм на колесе (новом) и располагаться рядом. Если масса больше, то причина может быть в неправильной сборке колеса, а также, если диск имеет дефекты (погнутый) или слежавшаяся покрышка.

Процедура балансировки колёс используется недавно. Водители пренебрегают ей, поскольку не знают всех тонкостей и преимуществ операции, вспоминая о ней только тогда, когда руль начинает дрожать и вибрировать при каждом повороте. В статье рассказывается о балансировке колёс, что это и зачем её нужно проводить.

Можно ли самостоятельно отбалансировать колеса

Теперь, когда мы с вами разобрались с тем, что такое балансировка колес, для чего нужна эта процедура и как она выполняется в условиях специальных сервисов, самое время поговорить о том, можно ли ее осуществить самостоятельно.

Ничего невозможного нет, особенно если ситуация не позволяет обратиться в шиномонтаж. Добиться высоких показателей баланса без специального оборудования, конечно, не получится, однако произвести грубую его настройку вполне возможно.

Балансировка колес своими руками осуществляется с использованием таких же грузов, какие используют в сервисе. И предпочтение тут следует отдать набивным. Они свободно продаются в любом автомагазине или на авторынке.

Из инструментов понадобятся только домкрат, гаечный ключ для откручивания гайки ступицы и небольшой молоток. Балансировка колес своими руками подразумевает осуществление всех мероприятий без съема колеса со ступицы.

Домкратом приподнимаем одну сторону автомобиля, где расположено колесо с подозрением на дисбаланс. Выключаем передачу, если это колесо – одно из ведущих. Расшплинтовываем и немного отпускаем гайку крепления ступицы.

Далее внимательно осматриваем покрышку на наличие прилипшей грязи или застрявших в протекторе камней. Все это необходимо удалить. Если на диске есть старые грузы, их также нужно снять.

Желательно, чтобы давление в шине соответствовало рекомендованному показателю.

Раскручиваем колесо против часовой стрелки и ждем, пока оно остановится. Помечаем его верхнюю точку мелом. Теперь вращаем колесо вправо, и снова отмечаем верхнюю позицию. Между этими отметинами находится самое легкое место колеса. Напротив каждой метки с помощью молотка устанавливаем грузы весом по 30 г.

Далее крутим колесо в любую сторону. После остановки грузики должны будут оказаться внизу. Это нижняя точка балансировки. Теперь крутим колесо и смещаем грузы, разводя их друг от друга до тех пор, пока колесо не станет останавливаться в разных положениях. Такую же процедуру производим и с другими колесами.

Балансировка колёс своими руками

Здравствуйте, уважаемые читатели и посетители блога Автогид.ру. Сегодня в статье можно будет узнать порядок выполнения балансировки колёс автомобиля своими руками. Конечно, можно возразить и сказать о том, что зачем самостоятельно выполнять действия по балансировке колёс машины, если можно обратиться в шиномонтаж. Отчасти эти возражения правильны, но если взглянуть, с другой стороны, всегда хочется узнать больше новой, интересной и полезной информации.

Приятно выполнить любые действия собственными силами без привлечения посторонней помощи. Балансировка колёс своими руками, помимо всего прочего – это отличная возможность сэкономить на эксплуатации транспортного средства. В принципе если всё детально разобрать на проведение балансировки колёс автомобиля не уйдёт много времени.Самое главное побороть собственную лень и усталость. Поэтому не стоит балансировать колёса в будние дни после работы эффективность будет нулевая и качество пострадает в первую очередь. Лучше выбрать для этого выходной день и спокойно выполнить работу без спешки и нервотрёпки.

Что думают водители о разбалансировке колес

  1. Доверяй, но проверяй.

    «Полгода назад знакомый посоветовал мне (после того как в шиномонтаже сделали балансировку) поставить колесо на станок и покрутить. После такой проверки я был в шоке. До снятия колеса показатели были «по нулям», когда мастер снял колесо, и я попросил поставить его опять, показатели уже после балансировки были 10–50 г! Горе-специалист слишком поздно понял, какая цель была у этой проверки».

  2. Без адаптеров нельзя.

    «В одном авторитетном автожурнале прочел, что качественно отбалансировать колеса можно, только если используются адаптеры, которые играют роль автомобильной ступицы. Таким образом, диск одевается на шпильки, а не на конус».

  3. Если бьет в руль, это еще не признак разбалансировки.

    «Что касается биения, на моей машине стоят мягкие покрышки «Йокогама», диски 18 дюймов, подвеска достаточно жесткая. В руль не бьет, даже если дисбаланс 35 г. Есть один признак разбалансировки: когда на скорости 100 км/ч плавно оттормаживаюсь, то возникает биение. А вот на скорости 150 км/ч при торможении биения нет».

  4. Ориентироваться нужно на биение.

    «Прежде чем клеить грузики, надо покрышки на дисках выставить по биению. Когда колесо вращается, то биение видно по высоте. В этом случае нужно резину провернуть на диске, чтобы било меньше. Тогда придется грузиков использовать намного больше. Но это же невыгодно шиномонтажникам. Еще один совет: когда сделали балансировку нового колеса, следует отбалансировать его еще раз после 1 000 км пробега, когда резина ляжет на диск, и признаков разбалансировки точно не будет».

  5. Доверять можно только опытному шиномонтажнику.

    «Говорить на эту тему можно бесконечно. Мои колеса из Японии в сборе отходили 2 сезона, никаких признаков разбалансировки не появилось. А когда мастер некачественно отбалансирует колеса, появляется биение руля. Опытного специалиста найти сегодня не так просто».

Технология проведения процедуры

Оборудование

Важно подготовить колёса к процедуре балансировки, а именно тщательно вычистить протектор и диск от песка и грязи. Из-за пренебрежения этим правилом операция может быть выполнена неточно, и её придётся проводить заново

Если в автомобиле уже проводилась балансировка, то мастер перед началом обязан удалить балансировочные грузы.

Очень важно проверить давление в шинах: покрышки не должны быть спущены. Перед балансировкой колёс определяется центр тяжести, который отслеживают станки для балансировки

Устройства могут быть разными: от обычных компьютеров до огромных систем с лазерными датчиками и механизмами для измерения. После определения машина самостоятельно устанавливает балансирующий грузик.

Для проведения процедуры используется балансировочный станок, по ходу процедуры выравнивающий положение колеса по центру оси вращения

Вид балансирующего грузика зависит от типа дисков. Грузики со скобой-крепежом устанавливаются на стальные диски, а с посадкой на внутреннюю часть – на литые диски. В основном они делаются из цинка, свинца или стали.

Масса также зависит от уровня дисбаланса. Масса балансирующего грузика со скобой крепежом варьируется в пределах от 5 до 100 г. Масса груза для литых дисков — от 5 до 60 г.

От массы зависит также и сложность проведения процедуры. Чем больше грузик, тем больше вероятность, что нужно проверить колесо на его внешние качества: состояние протектора и общие геометрические качества, такие как симметричность.

В холодное время года из-за колебания температуры клеящиеся грузики могут отклеиваться, чего не может произойти с набивными

Для штампованных дисков существуют особого вида грузики. Они набиваются между диском и покрышкой, устанавливаясь на ребро диска. Для легкоплавких дисков набивные грузики не подходят. Для такого типа существуют липучки – самоклеющиеся утяжелители на клейкой основе. Они практически незаметны, потому как практически не выбиваются из общего вида. Однако используются они только на идеально ровной поверхности.

Процесс балансировки колёс автомобиля

Процедура балансировки автомобиля стартует со снятия дисков независимо от характеристики модели. Балансировка происходит по методике: снял колесо, отбалансировал, поставил обратно, затем перешёл к следующему. Таким образом проводится полная процедура для всех колёс.

Результат зависит по большей части от мастера, и только небольшая доля обусловлена оборудованием. Если устройство современное, то специалисту остаётся только следить за состоянием резины и ходом проведения процедуры.

После очистки протектора от камней и грязи подбирается пластинка, в зависимости от количества отверстий в диске. Специалист надевает на диск пластинку, хорошо закрутив гайки. После этого он отправляется на балансировку колеса к станку.

Перед проведением балансировки необходимо удалить грязь или камни в шинном протекторе

После определения проблемной зоны начинается процесс установки грузиков. По окончании мастер возвращается к оборудованию и заново проверяет геометрическое состояние колеса. Если процедура прошла успешна, то колесо устанавливается на своё место и берётся следующее. В противном случае процедура повторяется.

Ошибки при проведении процедуры

Случается, что специалисты ошибаются, выполняя процедуру некорректно. Разберём самые распространённые ошибки:

  • Пренебрежение процедурой очистки колеса от камней, песка и грязи. В этому случае добиться значения дисбаланса, приближённого к нулю, не получится.
  • Проведение процедуры на повреждённом колесе.
  • Установка грузиков поверх старых.
  • Недостаточная закрутка гаек и болтов на колесе.

Внимательно следите за выполнением работы специалистов. Даже самые опытные работники допускают ошибки. В конце процедуры убедитесь лично, что балансировка прошла удачно.

Техника безопасности

К самым основным правилам техники безопасности при проведении операции относятся:

  • Балансировку колёс может проводить только специалист, достигший возраста восемнадцати лет, прошедший медицинское обследование и получивший разрешение на выполнение работ данной сложности.
  • Колёса весом более 20 кг перевозятся на тележках или других приспособлениях.
  • Перед процедурой проверяется состояние колеса.
  • Рабочее место должно быть чистым, не захламлённым деталями.
  • Работы не проводятся специалистами в алкогольном или наркотическом опьянении.

Доверять свой автомобиль нужно только квалифицированным мастерам.

Методы диагностики и устранения дисбаланса

Добиться идеального равновесия колеса практически невозможно, но есть показатели дисбаланса и биения, которые слабо влияют на эксплуатационные характеристики, а потому считаются допустимыми. Для определения величины и устранения отклонений, превышающих нормативные, применяется три вида балансировки:

  • На стенде (станке) – выполняется с демонтажем колеса.
  • Автоматическая (бисерная) – реализуется с применением специальных порошков или гранул. Их засыпают внутрь шины, где под действием центробежной силы они распределяются, уравновешивая колесо. На практике такая балансировка не дает высокой эффективности, но является более бюджетным вариантом, поскольку не требует тестирования на стенде.
  • Финишная балансировка – осуществляется после монтажа колеса на автомобиль по завершении других работ, включая стендовую балансировку.

В каких случаях выполняется балансировка

Диагностику необходимо выполнять как для новых, так и для эксплуатируемых автомобилей

При этом, несмотря на то, что дисбаланс по задней оси не так ярко выражен, важно осуществлять балансировку для всех колес

Существует множество мнений о частоте проведения балансировки колес. Оптимальной считается частота не реже 1 раза в год (или каждые 10 000 километров пробега). Также балансировку проводят:

  • при смене колес на новые;
  • замене шин (резины), включая сезонную смену;
  • при ударах и попадании колеса в яму, приведших к деформации диска;
  • при появлении биения в рулевом управлении.

Стендовая балансировка

Стенд для балансировки колес автомобиля

Динамический дисбаланс можно зафиксировать и определить только при вращении колеса. Для этого в автомобильных мастерских используются специальные стенды, позволяющие не только осуществлять вращение, но и регистрировать необходимые для балансировки данные. Если необходима балансировка колес автомобиля без центрального отверстия, они устанавливаются на стенд при помощи фланцевого адаптера, который центрирует его по монтажным отверстиям. Таким образом определяются наиболее тяжелые точки на окружности.

Для определения точек статического дисбаланса достаточно просто подвесить колесо на оси вращения, и после нескольких маятниковых движений оно остановится в положении, при котором самая нижняя точка будет самой тяжелой.

Как и статическая, так и динамическая балансировка выполняются установкой на дисках специальных грузов. При статическом дисбалансе они монтируются на противоположной наиболее тяжелым точкам стороне колеса. Это позволяет сместить центр масс на точку оси вращения. При динамическом дисбалансе грузы устанавливаются с внутренней и внешней сторон обода для уравновешивания центробежных сил.

Грузы для балансировки колес изготавливаются из двух видов металлов: свинец и цинк. Они могут иметь различный вес (от 5 до 100 граммов), что позволяет наращивать общий вес груза для достижения оптимального баланса по заданной точке.

По типу крепления грузы могут быть “набивные” и “клеевые”. Первые используются только для литых и штампованных дисков. Грузы с клеевым креплением являются универсальными. Недостатком такого вида балансировки является вероятность самопроизвольного отсоединения грузов от диска, что может произойти при сильных ударах или даже во время мойки машины.

Когда и как выполняется финишная балансировка

Балансировочные грузы на ободе колеса

Финишная балансировка необходима для коррекции баланса колеса после его установки на автомобиль. Ее рекомендуется проводить при замене дисков, а также в случаях серьезного ремонта шин. Эта процедура позволяет повысить плавность хода и обеспечить большую безопасность езды.

Для диагностики дисбаланса на колесо зафиксированного на подъемнике автомобиля устанавливается специальный датчик, регистрирующий возникающие вибрации. Далее колесо разгоняется до 100-110 километров в час. В этом режиме выполняется фиксирование биений, и на основе полученных данных осуществляется монтаж уравновешивающих грузов.

Как стендовая, так и финишная балансировка колес одинаково важны для любого вида транспорта. Ее проводят для грузовых и легковых автомобилей, мотоциклов и спецтехники.

2 Зачем нужна балансировка и как часто ее нужно делать?

Как мы выяснили, дисбаланс колес приводит к появлению центробежных сил, которые действуют в разных направлениях и разных плоскостях. Многие водители не задумываются об этом, однако ударная сила, которая передается на колесо, достаточно мощная. К примеру, дисбаланс четырнадцатидюймового колеса в 20 грамм при скорости в 100 км/ч по возникающей нагрузке равен удару кувалды весом в 3 кг. А теперь представьте, что эти удары происходят по всем направлениям колеса с частотой 800 ударов в минуту.

Это, конечно же, приводит к возникновению вибраций при движении. На небольших скоростях нагрузки практически не передаются на кузов, так как гасятся подвеской. При больших же скоростях, т.е. свыше 110–130 км/ч, вибрация возникает настолько сильная, что продолжать движение в таком режиме становится невозможным и водителю приходится сбрасывать скорость. Правда, в некоторых случаях вибрация может появиться уже после достижения скорости в 60 км/ч.

Появление вибраций в свою очередь приводит к следующим негативным последствиям:

  • снижается безопасность движения, так как в результате вибраций ухудшается сцепление с дорогой по причине нестабильности контактного пятна. Это приводит к повышению тормозного пути и ухудшению управляемости автомобиля. На больших скоростях автомобиль начинает «водить» по дороге, в результате чего водителю приходится постоянно подруливать, чтобы удерживать траекторию движения;
  • в результате появления нерасчетных нагрузок механизмы начинают быстрее изнашиваться. В первую очередь страдают детали подвески. Имейте в виду, что разрушение некоторых деталей, к примеру шаровой стойки или подшипника ступицы, приводит к потере колеса во время движения, соответственно результат может быть трагичным. Кроме того, вибрации негативно сказываются на всех остальных узлах автомобиля, в том числе и кузове;
  • вибрации приводят к повышенному трению протектора, в результате чего шины быстро приходят в негодность. Это приводит не только к лишним финансовым затратам, но и снижает безопасность движения;
  • вибрации передаются на руль, что вызывает дискомфорт у водителя и приводит к быстрой его утомляемости.

Дисбаланс колес может приводить к появлению центробежных сил, которые действуют в разных направлениях и разных плоскостях и вызывают неприятные вибрации

Как вы видите, балансировать колеса действительно необходимо. Автомобиль и так является источником повышенной опасности, не стоит повышать ее еще больше. К тому же езда на разбалансированных колесах приведет к необходимости дорогостоящего ремонта подвески и других узлов.

Надо сказать, что среди некоторых автолюбителей по какой-то непонятной причине бытует мнение, будто в балансировке нуждаются только передние колеса. Вполне возможно, что на эту мысль наводит отсутствие вибрации, которая передается на руль. Однако если вибрация не ощущается, это не значит, что она не влияет на автомобиль и безопасность движения.

Итак, с необходимостью балансировки колес автомобиля мы разобрались, но как часто выполнять эту процедуру? Четких требований в нормативной литературе на этот счет нет, однако из нашего личного опыта рекомендуем проводить балансировку в следующих случаях:

Как сделать балансировку колес своими руками

Некоторые пользователи не знают, что можно самостоятельно балансировать колеса в домашних условиях. Процедура может применяться на обычных штамповках и литье без изменений.

Автомобилисты применяют два способа.

Без снятия колеса.

Суть процесса в том, чтобы смонтировать грузики в нужных местах. Последовательность делается так.

  1. Вывесить нужное колесо при помощи домкрата.
  2. Полностью очистить его от посторонних камешков, грязи.
  3. Подготовить грузы весом от 10 до 50 граммов.
  4. Прокрутить против хода машины диск и после его остановки пометить самую верхнюю точку.
  5. Повторить процедуру еще раз и нанести вторую метку. Середина промежутка между рисками будет самой легкой частью.
  6. Далее на диск нужно установить грузы. Цель – добиться того, чтобы самая легкая сторона оказалась внизу.
  7. После этого выбирается статический баланс. Установленные грузики раздвигают на 2-3 см от центра и прокручивают колесо по ходу движения.
  8. После остановки, требуется крутнуть покрышку еще раз. При необходимости грузы раздвигаются еще. Цель – добиться того, чтобы каждый раз диск останавливался в разном положении.

Со снятием колеса из машины.


Суть процедуры заключается в том, чтобы правильно развесить шину на диске при помощи специального конуса. Вращающееся устройство было популярно во времена СССР, когда обилия СТО не было.

Правильно сбалансировать колеса можно так.

  1. Закрепить конус строго по центру ступицы.
  2. Обратной стороной инструмента, установить его на пенек или кирпич в вертикальном положении (при этом колесо будет находиться горизонтально).
  3. На часть обода, оказавшуюся выше остальных положить грузик.
  4. Рукой незначительно качнуть покрышку и дождаться ее остановки.
  5. При необходимости добавить грузы еще.

От автомобилиста требуется добиться строго горизонтального расположения колеса.

Как сделать балансировку в домашних условиях можно посмотреть на видео.

Также для балансировки колес можно использовать специальные гранулы. Изделия высыпаются внутрь покрышки и самостоятельно распределяются по полости. Срок эксплуатации изделия равен времени работы самой шины. Однако на территории РФ и стран СНГ метод не прижился. Сказывается высокая цена.

В обязательном порядке учитывается, что для легкового автомобиля максимальный вес грузов на одно колесо с новой покрышкой не должен превышать 60 граммов. В противном случае – это является серьезным поводом для возврата изделия в магазин, так как подобное нарушает ГОСТ.

Нужно ли мыть колеса перед балансировкой

Перед непосредственной калибровкой колес в обязательном порядке требуется их тщательно отмыть. Когда диск попадает на станок, он должен быть идеально чистым.Мелкие камушки, застрявшие в протекторе, грязь влияют на правильность показаний прибора. Правило актуально для всех типоразмеров колес, независимо будь то Газель или Порше – 100% надо мыть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector