Техосмотр 2020: изменения сроков прохождения то

Ответственность за отсутствие техосмотра

Действующее российское законодательство устанавливает административную ответственность за отсутствие технического осмотра у владельцев транспортных средств с количеством мест более восьми, которые предназначены для выполнения пассажирских перевозок, а также специализированного автотранспорта, занимающегося транспортировкой опасных грузов. В соответствии со ст. 12.1 КоАП им может быть выписан штраф в размере от 500 до 800 рублей.

Все остальные автомобилисты наказания за непрохождение техосмотра не несут. Однако без действующей диагностической карты они не могут получить страховку. Езда без полиса ОСАГО квалифицируется как административное правонарушение (ст. 12.37 КоАП). Штраф составляет 800 рублей.

Важно! Штраф за езду без ОСАГО (и, что логично, без техосмотра) налагается на лицо, управляющее транспортным средством, а не на собственника авто. С целью повышения дисциплины при соблюдении требований закона и прохождении техосмотра правительство в 2018 году подготовило пакет поправок, направленных на ужесточение ответственности водителей, игнорирующих эту процедуру

В частности, предполагается штрафовать автовладельцев на большие суммы и установить ответственность операторов за незаконную торговлю диагностическими картами (в пределах 5-10 тыс. рублей). Норма будет находиться в ст. 12.5 КоАП

С целью повышения дисциплины при соблюдении требований закона и прохождении техосмотра правительство в 2018 году подготовило пакет поправок, направленных на ужесточение ответственности водителей, игнорирующих эту процедуру. В частности, предполагается штрафовать автовладельцев на большие суммы и установить ответственность операторов за незаконную торговлю диагностическими картами (в пределах 5-10 тыс. рублей). Норма будет находиться в ст. 12.5 КоАП.

Важно! В законопроекте указывается, что поправки вступят в силу только через год после их принятия. Поэтому реальное время начала их действия – не раньше 2020 года

В соответствии с положениями ст. 14 № 40-ФЗ страховщик вправе адресовать виновнику ДТП регрессивные требования с целью компенсации понесенных расходов, если на момент совершения аварии у него отсутствовала действующая диагностическая карта. Это возможно в отношении владельцев такси, автобусов и другого автотранспорта с числом мест свыше 8, а также специальных машин, перевозящих опасные грузы.

Есть ли переходный период?

Ажиотажа на пунктах прохождения техосмотра в ближайшее время не ожидается. Автовладельцы, которые должны быть обновить диагностическую карту своей машины с 1 апреля 2021, могут сделать это в течение полугода. Последний согласованный срок перевыпуска диагностических карт, оформленных по старым правилам, заканчивается 31 октября 2021 года. К тому времени, надеются в МВД, прохождение обязательного техосмотра станет отлаженной и безотказной процедурой.

Но нам почему-то думается, что людям, держащим рынок нелегального ТО, не захочется расставаться со старыми доходами, и новая схема получения дохода будет придумана и достаточно быстро реализована. Но в такой ситуации будет большая вероятность, что водитель станет заложником своей беспечности, в случае, если

  • его остановит сотрудник ГИБДД и отберет свидетельство о регистрации ТС (СТС) и даст три дня на прохождение “настоящего” техосмотра (ТО), либо просто изымет ТС,
  • страховщик (при вашей вине в ДТП по полису ОСАГО) выставит регрессное требование и взыщет с вас сумму ущерба.

Обновление от 16 апреля 2021

Что проверяется при ТО

Перед началом процедуры от водителя потребуется предоставление общегражданского паспорта, водительского удостоверения и свидетельства о регистрации автомобиля. В случае, когда водитель не является владельцем ТС, необходимо наличие соответствующей доверенности от собственника.

Экспертом проверяется состояние автомобиля с внешней стороны, а также наличие и работоспособность ряда элементов:

  • огнетушителя;
  • медицинской аптечки;
  • знака остановки (аварийной);
  • номерного знака;
  • замков дверных;
  • стекол, зеркал, козырьков противосолнечных;
  • стеклоочистителей и стеклоомывателей;
  • сидений, ремней безопасности, звукового сигнала;
  • шин, колес (с измерением высоты протектора), фартуков противогрязевой защиты.

Продолжение осмотра возможно при наличии вышеперечисленных элементов и отсутствии претензий по ним.

Следующий этап включает проверку выхлопа газоанализатором на уровень содержания угарного газа, углеводородов, углекислого газа. Если показатели не превышают нормативные значения, эксперт переходит к проверке:

  • системы рулевого управления, тормозной системы, амортизаторов;
  • двигателя, рулевых тяг, шаровых опор;
  • светотехнического оборудования.

Как это сделать

Итак, владелец авто решил пройти техосмотр. Для этого нужно совершить несколько последовательных шагов.

Шаг 1. Выбираем оператора

Технический осмотр проводят специально уполномоченные сервисы – операторы ТО. Они должны быть в обязательном порядке аккредитованы Российским Союзом Автостраховщиков (РСА). Актуальный реестр операторов технического осмотра вывешен на официальном сайте этой организации.

Диагностику можно пройти в любом субъекте РФ и в любом пункте проверки независимо от места регистрации ТС. Однако некоторые операторы (дилеры) обслуживают только конкретные марки автомобиля, поэтому предварительно необходимо уточнить у выбранного сервиса о возможности проведения ТО. Обычно операторы предоставляют услугу предварительной записи на осмотр, чтобы избежать очередей и сократить клиентам время ожидания.

Шаг 2. Готовим документы

Помимо непосредственного предоставления автомобиля для осмотра оператору необходимы следующие бумаги:

  • удостоверение личности (паспорт) владельца автомобиля или документ, его заменяющий;
  • доверенность на представителя владельца (в простой письменной форме), если владелец не присутствует на осмотре;
  • ПТС или свидетельство о регистрации ТС.

Внимание! Никаких дополнительных документов, кроме указанных выше, предоставлять не нужно. Однако при их отсутствии или несоответствии предоставленного транспортного средства указанным в них сведениям оператор ТО имеет право отказать в проведении проверки.. Шаг 3

Оплачиваем услугу

Шаг 3. Оплачиваем услугу

За проведение техосмотра взимается плата. Ее размер зависит от категории ТС и региона деятельности оператора. Предельные цифры устанавливаются органами власти субъекта РФ. Так, например, по данным Союза Автостраховщиков, технический осмотр легкового автомобиля обойдется в Москве в 720 рублей, в Санкт-Петербурге – 881 рубль, а в Омской области – 325 рублей.

Шаг 4. Проходим процедуру осмотра и получаем диагностическую карту.

Работник, проводящий ТО, называется техническим экспертом. Его квалификация должна соответствовать установленным требованиям. Оператор осуществляет проверку визуально и с помощью специальных средств контроля.

Продолжительность проверки зависит от категории ТС и количества проводимых операций. Она прописана в Постановлении Правительства РФ № 1008 от 05.12.2011 г. Так, диагностика легкового автомобиля не должна превышать 30 минут. Для сравнения, максимальная продолжительность – 68 минут – предусмотрена для грузовых автомобилей свыше 12 т.

В ходе осмотра оператор проверяет работу основных систем машины, в том числе:

  • тормозную систему;
  • рулевое управление;
  • колеса и шины;
  • стеклоочистители и омыватели;
  • внешние световые приборы;
  • двигатели и пр.

Также не стоит забывать о наличии исправного огнетушителя, знака аварийной остановки, ремней безопасности и т.д. Полный перечень проводимых операций в зависимости от категории ТС приведен в вышеуказанном Постановлении № 1008.

Если в результате осмотра выявлено несоответствие технического состояния автомобиля установленным требованиям, нужно будет отправить машину на повторный осмотр. На устранение найденных недостатков дается 20 дней с момента первой проверки. Если в течение этого срока проводится повторный осмотр у того же оператора, диагностику делают только по тем параметрам, которые не соответствовали требованиям безопасности при первом ТО. В этом случае оплачиваться будут только проводимые операции.

После прохождения техосмотра вне зависимости от его результата выдается специальный документ – диагностическая карта.

Поправки в техосмотр с 1 марта 2021 года – правда или фейк?

Чистая правда, не фейк.

Нововведения закрепляют прохождение процедуры техосмотра и выдачи диагностических карт по единому стандарту, без всяких лазеек и путей обхода правил. Уже с начала весны требования ужесточаются. Если раньше можно было пройти техосмотр «на бумаге», без заезда на станцию ТО, то с марта это станет невозможным. Тем самым, правительство планируют искоренить выдачу фиктивных диагностических карт.

Добавлено 26 февраля 2021 г. Согласно инициативе Мишустина, указанные обновления в законодательстве могут быть перенесены на новую дату – 1 октября этого же года. Впрочем, пока данное обстоятельство остаётся только инициативой – дано поручение по разработке соответствующего законопроекта (о переносе даты начала законной силы). Никаких формальных законов об этом не поступало, поэтому правдой остаётся пока ещё 1 марта. Мы ежедневно следим за ситуацией, и на сегодняшний день эта информация актуальна.

New! Послабление по Техническому осмотру с 1 марта 2021 года

24 февраля 2021 года

С 1 марта многое планировалось поменять в работе операторов ТО. Приказ Минтранса вызвал ажиотаж в основном у региональных операторов ТО, а также негативные отзывы у автовладельцев в отношении роста тарифов на прохождение техосмотра.

Для операторов ТО требовалось переоснастить помещения и подогнать его под требования законодательства. Это обстоятельство требовало больших финансовых затрат, что многим было не под силу. В настоящий момент разработан новый Приказ Минтранса, который упрощает ряд требования для операторов: не надо будет перестраивать здания, ворота и обустраивать осмотровые канавы, не потребуется закупать дымомеры, люфтомеры и устройства для проверки светопропускания стекол.

Вышеописанные меры вступят в силу с 1 сентября 2021 года, с 1 марта до 1 сентября потребуется работать по утвержденным правилам.

Детали послаблений

  • Уточняются допустимые габариты помещений пунктов ТО. Разрешать оставить высоту помещения 3,3 метра, вместо ранее заявленной в 3,5. минимальная ширина помещения сокращается с 6 до 5,5 м, лубина осмотровой канавы в ряде случаев уменьшается с 1,5 м до 1,3–1,1 м, если на пункте ТО нет возможности использовать подъемник или канаву, то можно применять эстакаду
  • Уточняется наличие измерительных приборов на пункт ТО. Дымомеры, люфтомеры, течемеры, устройства для замера светопропускания могут быть в количестве 1 экземпляра на весь пункт вместо 1 экземпляра на каждую линию.

Мнения и прения

Сергей Зайцев – глава союза «Техэксперт» пояснил, что в приказ вносятся «точечные изменения, которые не повлияют кардинально на правоприменение», однако позволят сократить затраты операторов на переорганизацию помещений.

Игорь Волчек – Глава гильдии операторов ТО негативно отреагировал на изменения в приказе, подчеркнул, что нет единой концепции, а также не ясно, будет ли операторам организован переходный период, в течение которого они смогут работать еще по старым правилам.

Протокол совместного совещания Операторов ТО, ГИБДД и Минэкономразвития отразил намерение дать переходный период до 1 марта 2022 года. РСА, в свою очередь, настаивает на том, что операторы должны соответствовать новым требованиям сразу с 1 марта

Гендиректор компании “Услугиавто” Юрий Пархоменко считает, что внедрение вышеописанных требований должно занимать 1-2 года. Тогда у действующих пунктов ТО будет возможность организовать работу в соответствии с новыми требованиями и не гнаться за срочной перепланировкой и закупкой оборудования делая это второпях.

Еще одна неразрешенная проблема – это отсутствие качественного подключения к системе ЕАИСТО. Сложность в подключении происходит из-за некорректной информации об операторах, попавшей в ЕАИСТО из базы РСА.

Оставайтесь с нами и будьте в курсе!

Статья одобрена by эксперт страхового рынка Лебедев Денис

Calmins.com

График для технического осмотра

Устанавливаемая периодичность прохождения техосмотра автомобиля связана со следующими факторами:

  • категорией ТС;
  • возрастом автомобиля;
  • предназначением ТС.

Легковые автомобили до 3 лет (от даты выпуска) не проходят техническую диагностику. К каждой из действующих категорий ТС установлены отличающиеся требования, в том числе:

  • По категории А, включающей мотоциклы, мотоколяски и транспорт весом до 400 кг, техосмотр проводится раз в 2 года для транспорта до 3 лет от даты выпуска. Для моделей 3-7 лет проверка проводится на ежегодной основе.
  • По наиболее распространенной категории В осмотр предусмотрен раз в 24 месяца при возрасте автомобиля 3-7 лет и ежегодно для ТС старше 7 лет. Условия распространяются на транспорт:
    • весом менее 3,5 т, количеством мест до 8, с прицепом от 750 кг;
    • весом более 3,5 т и количеством мест от 8 (без учета водительского);
    • трициклы и квадроциклы.
  • По категории С предусмотрена ежегодная процедура. Требование касается грузовых автомобилей:

    • массой до 3,5 т и с прицепами до 75 кг;
    • массой 3,5 — 7 т и с прицепами до 750 кг.
  • По категории D проверка проводится раз в полгода и распространяется на транспорт, занятый перевозкой пассажиров:

    • с числом посадочных мест больше 8;
    • с числом посадочных мест больше 8 и прицепом весом до 75 кг;
    • с числом посадочных мест от 8 до 16;
    • с числом посадочных мест от 8 до 16 и прицепом весом до 750 кг.
  • По категории М (квадроциклы, мопеды с объемом двигателя до 50 см3) периодичность процедуры соответствует условиям категорий А и В.
  • По категории Tm и Tb, дающей право на управление троллейбусом или трамваем, стандарт техосмотра соответствует 6 месяцам для ТС, перевозящих пассажиров. Для электротранспорта, перевозящего грузы, срок увеличен до 12 месяцев.
  • По прицепам условия ТО соответствуют категориям А, В, М.

Виды транспорта, не отнесенные к одной из перечисленных категорий, также должны проходить ТО. Тракторы и предназначенная для построек техника, проходят ежегодную проверку. Технические приспособления, востребованные на сезонных работах, должны быть проверены перед началом их использования. Автомобили, используемые при перевозке тяжелых или опасных грузов, такси должны проходить проверку раз в полгода. Виды транспорта со специальными сигналами или для обучения водителей должны осматриваться ежегодно, а водный транспорт – раз в 5 лет.

В результате проведения процедуры ТО водителю выдается карта с отметками о состоянии автомобиля, его узлов и элементов. Документ не обязателен для предъявления сотрудникам ГИБДД при проверке, но без него возникнут сложности с оформлением страхового полиса ОСАГО, в свою очередь без которого запрещено участие в дорожном движении.

Для каждого вида транспортного средства год и месяц проведения ТО назначаются Госавтоинспекцией. Владелец автомобиля обязан в период, указанный в диагностической карте, представить его на проверку.

Государственными органами строго контролируется соблюдение периодичности обследования автотранспорта. Своевременное выявление и устранение проблемных участков у автомобиля позволит водителям избежать неприятностей в виде ДТП по причине неисправности ТС или в виде штрафов за несоблюдение сроков проверки.

По желанию водителя допускается прохождение технического осмотра раньше установленного срока.

Требование своевременного проведения автопроверки направлено на повышение качества технического состояния транспорта, от исправности которого зависит не только продолжительность эффективной эксплуатации, но жизнь и здоровье водителя, пассажиров и других участников дорожного движения.

Сроки прохождения в зависимости от категории

Прежде чем отправиться на специализированный пункт осмотра стоит внимательно изучать сроки прохождения. Не секрет, что за отсутствие документа предусмотрен штраф, размер которого может достигать 5 000 рублей.

Также документ нужен для ОСАГО. Во-первых, документ запрашивается при оформлении договора. Во-вторых, бланк договора необходим при наступлении страхового случая. При его отсутствии страховая компания может отказать в выплате компенсации.

Категория А

К данной категории транспорта следует отнести мотоциклы и квадроциклы. Что касается частоты осмотра, то все определяется от возраста. Если транспорт до 3 лет, то на законодательном уровне бланк осмотра не требуется. От 3 до 7 лет предоставлять ТС потребуется 1 раз в течение 24 месяцев.

Категория В

Категория «В» – самая распространенная, поскольку это легковой транспорт, которым пользуется практически каждый. Владельцы машин данной категории предоставляют авто на профессиональный осмотр:

  • первые 3 года – не требуется;
  • спустя 3 года – бланк выдается на 2 года;
  • спустя два года после первой проверки – бланк выдается на 2 года;
  • после второй проверки – ежегодно.

Для легковых автомобилей, которые зарегистрированы на юридическое лицо, периодичность иная. Такие собственники обязаны ежегодно проверять машину, независимо от года выпуска.

Категория С

В данную группу входят большие грузовые машины, максимальная масса которых составляет до 3500  тонн. На законодательном уровне периодичность прохождения техосмотра такого автомобиля определена как один раз, в течение года.

При этом важно учитывать, что если машина простаивает и не передвигается, то наличие документа не обязательно

Категория D

В эту группу входят всем знакомые автобусы, которые используются для перевозки граждан. Однако есть ограничение, количество мест должно быть не менее 8. Поскольку данный тип автомобиля находится в постоянной эксплуатации и перевозит граждан, то проверка необходима 2 раза в течение года.

При этом важно учитывать, что к процедуре проверки водители должны подходить крайне ответственно и максимально быстро устранять все неполадки

Категория M

В указанную категорию относят такой транспорт, как скутер, мопед или квадроцикл. Вы думали, что они не подлежат осмотру? Весь транспорт, объем двигателя которых менее 50 куб.м. также подлежит осмотру на специальной станции.

Что касается срока действия диагностической карты, то она выдается на аналогичный срок, как для транспорта категории А и В.

TM и TB

Эта последняя группа, в которую входят трамваи (ТМ) и троллейбусы (ТВ). Что касается проверки, то тут все просто:

  • если транспорт используется для перевозки граждан, то осмотр следует делать 2 раза в год;
  • если транспорт необходим только для перевозки груза, то проверять техническое состояние достаточно 1 раз в течение года.

Другие ТС и прицеп

Что касается специальной техники и прицепов, то тут осмотр делается не на станции, а в Гостехнадзоре. По итогам проверки выдается небольшая карта, на которой указан номер документа, срок его действия и данные транспорта. По срокам, указанная группа транспортных средств должна проверяется 1 раз в год.

Конечно, при желании, вы можете проверять машину несколько раз в течение года, чтобы убедиться, что она находится в исправном состоянии. Главное – это наличие бланка, который по срокам действующий.

Последние поправки

В мае 2018 были приняты существенные поправки к Закону. Они коснулись нескольких норм:

  • п. 1 ч. 2 – в новой редакции в первые 3 года после выпуска освобождению от процедуры подлежат все легковые автомобили, независимо от массы;

  • в п. 3 ч. 2 ст. 15 указано, что все прицепы и полуприцепы освобождаются от техосмотра в течение первых 3 лет. Если же их предельная допустимая масса не больше 3,5 т, они вообще не подлежат освидетельствованию (ст. 32 ч. 4);

  • в отличие от первоначальной редакции, отсчет трех лет ведется со дня выхода машины с конвейера, что позволило требовать прохождения ТО от владельцев подержанных авто, ввезенных из-за рубежа.

Для ТС, указанных в ч. 2 ст. 15, первая процедура ТО должна проводиться до заключения договора ОСАГО.

В течение первых 3 лет за технической исправностью новой машины должен следить ее владелец. Это несложно, так как автосалоны обычно предоставляют на этот срок гарантийное обслуживание.

Владельцы авто имеют право и на внеплановую процедуру контроля, если она требуется, например:

  • для выезда за границу;

  • для устранения непредвиденных поломок.

Сроки техосмотра по годам для различных категорий ТС представлены в таблице.

№№

Категория автомобиля

Сроки техосмотра

 1

Легковые такси

6 мес.

 2

Автобусы

6 мес.

 3

Грузовые автомобили, использующиеся для перевозки более 8 пассажиров (без учета водительского места)

6 мес.

 4

Специализированные автомобили и прицепы, в которых транспортируют опасные грузы

6 мес.

 5

Грузовые автомобили с максимально допустимой массой более 3,5 т

1 год

 6

Автомобили со спецсигнализацией

1 год

 7

Учебные автомобили

1 год

 8

Все легковые авто, выпущенные более 7 лет назад

1 год

 9

Грузовые автомобили с разрешенной предельной массой до 3,5 т

1 год

10

Прицепы и полуприцепы, кроме принадлежащих физическим лицам и имеющих максимально допустимую массу до 3,5 т (ч. 4 ст. 32)

1 год

11

Мототранспортные средства

1 год

12

Легковые автомобили, выпущенные от 3 до 7 лет назад

2 года

13

Грузовые автомобили с предельно разрешенной массой до 3,5 т, выпущенные от 3 до 7 лет назад

2 года

14

Прицепы и полуприцепы, выпущенные от 3 до 7 лет назад (за исключением категории, указанной в ч. 4 ст. 32)

2 года

15

Мототранспортные средства, выпущенные от 3 до 7 лет назад

2 года

На что смотрят работники ПТО во время процедуры технического осмотра?

Естественно, сотрудники должны дать оценку техническому состоянию вашей машины. Будет проведена диагностика состояния основных систем транспорта: тормозов, светотехнической системы, допустимой степени люфтов подвески и руля, нормы технических жидкостей. Также вниманию подвергаются некоторые нюансы.

Параметр
Примечания
Соответствие норм и маркировки ламп в фарах транспортного средства
Сотрудники должны «искоренять» ксеноновые лампы и фары с тонировкой.
Высота протектора шин
Если вы владеете грузовым автомобилем или прицепом до 3,5 тонн, разрешенная высота протектора равняется 1,6 мм (подняли с 1 мм). У легковых автомобилей цифра также равняется 1,6 мм.
Ширина затемненной полосы на лобовом стекле
Здесь показатели остались такими же: наибольший показатель составляет 14 см. Однако если полоса сделана была на заводе-производителе, ширина не подвержена регламенту. Если у вас тонированные боковые стекла спереди, то сотрудники ПТО могут обеспокоиться данным фактом.
Наличие особой защитной балки из металла с задней стороны грузовика, если это предусматривается на заводе, изготовившем данную машину
Однако если данный пункт не предусмотрен на производстве, то наличие такой балки может не рассматриваться. Недопустимо присутствие некоторых функциональных не заводских деталей транспорта: «навороченная» система выхлопа или спортивный руль.
Работа устройств вызова служб экстренного реагирования, если случится авария
Отметим, что такой критерий пока не слишком актуален, потому что машины с такими возможностями начали производить только в 17-м году.
Количество выхлопных газов и уровня шума в процессе работы автомобиля
Это относится не только к грузовым или легковым машинам, но и к мопедам, мотоциклам, трициклам и квадроциклам.
Присутствие набора автомобилиста
Сюда входят аптечка, огнетушитель и знак об аварийной остановке

Обращайте внимание на срок годности аптечки и огнетушителя. У последнего он прописан на корпусе, составляя пять лет.
Четкость номеров автомобиля

Работоспособность замков в дверях

Во время ТО оцениваются различные параметры автомобилей

Некоторые нюансы, касающиеся прохождения техосмотра

Ещё раз отметим, что возраст автомобиля исчисляется не с момента заключения договора о его приобретении, а с даты изготовления машины. Примерно в 50-70% случаев приобретается автомобиль, произведённый в текущем году, большая часть остальных салонных авто – прошлогодние, но имеется вероятность и того, что вы покупаете машину, произведённую два и более года назад.

О втором моменте мы тоже уже рассказывали – необязательность прохождения ТО может оказаться условной, если вы стали участником ДТП. В этом случае без наличия диагностической карты возмещение ущерба пострадавшей стороне ляжет на ваши плечи, а если виновником оказались не вы, о выплате страховки также придётся забыть. И всё из-за вашего нежелания пройти ТО.

В последнее время набирает популярность автотуризм, причём нередко наши соотечественники предпочитают отдых за рубежом. Но поскольку РФ является полноправным участником различных международных конвенций, при пересечении границы работники таможни могут потребовать от вас предъявления диагностической карты. Отметим, что данное правило относится не ко всем странам, поэтому перед поездкой следует проконсультироваться со специалистом в области международного права и в случае необходимости пройти внеплановый техосмотр.

И, безусловно, не следует забывать о том, что техническое состояние вашего автомобиля – вещь очень серьёзная. Вы можете считать себя дисциплинированным водителем, но эксплуатировать машину в тяжёлых условиях. В любом случае возникновение серьёзной неисправности чревато очень тяжёлыми последствиями, и нередко такие проблемы возникают до достижения транспортным средством трёхлетнего возраста. Как правило, самостоятельно обнаружить такие неполадки затруднительно, прежде всего – в силу неопытности владельца нового авто, или по причине отсутствия явно выраженных симптомов. Поэтому рекомендуется проводить ТО и для новых авто, и уж тем более не игнорировать регламентные осмотры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector